Надо Знать

добавить знаний



Духов Николай Леонидович



План:


Введение

Николай Леонидович Духов ( 13 (26) октября 1904, село Веприк ныне Гадячского района Полтавской области, Украина - 1 мая 1964, Москва) - советский конструктор бронетехники, ядерного и термоядерного оружия.


1. Биография

1.1. Детство и учеба

Мать, Мария Михайловна, была дочерью обедневшего помещика. Отец, Леонид Викторович, служил фельдшером роты и за год до рождения сына поступил на сахарный завод в с. Веприк.

Сначала он учился в сельской школе, затем в Гадячской классической мужской гимназии. Особенно хорошо там было поставлено преподавание иностранных языков (впоследствии Духов владел немецким, английским и французским). 1919 года гимназию превратили в единую трудовую школу второй ступени, 1920 года Николай получил диплом об ее окончании.

С 14 лет Духов работал: сначала секретарем Веприцкого комитета бедноты, с 1921 года - агентом продотряда. Вел перепись, служивший сельском совете основанием для определения продналога. Также был заведующим районной избой-читальней, секретарем райземлису, заведовал ЗАГСом. 1925 году поступил на Чупаховский завод мясником свеклы, позже его перевели в технико-нормовочного бюро.

М. Л. Духову было 22 года, когда ему представилась возможность продолжить образование. По решению заводских комсомольских собраний ему вручили путевку на рабфак Харьковского геодезического и землеустроительного института. После окончания рабфака он был рекомендован "для зачисления без испытания на механический факультет" Ленинградского политехнического института, где учился с 1928 по 1932 год на кафедре "Автомобили и тракторы" и получил специальность инженера-конструктора тракторов и автомобилей.


1.2. Трудовая деятельность в тракторо-и танкостроении

После окончания института был направлен на ленинградский завод "Красный путиловец" (позднее - Ленинградский Кировский завод), где прошел путь от рядового инженера до заместителя главного конструктора завода. В первые годы на ЛКЗ Николай Леонидович работал над конструированием приспособлений для массового производства трактора "Универсал", над созданием первого советского легкового автомобиля "Ленинград-I", участвовал в конструировании тяжелого подъемного крана.

1936 года его, как инженера автотракторной специальности, привлекли к работе по улучшению бронетанковой техники. Духов перешел в СКБ-2 Кировского завода, где сразу приступил к созданию единой методики тягового и прочностного расчета танков, которой он и его коллеги впоследствии пользовались не один год. Затем ему поручили руководство конструкторской группой, занимавшейся модернизацией танка Т-28. К концу 1938 года группа М. Л. Духова выполнила задачу, причем бортовой передачу новой конструкции для танка Николай Леонидович спроектировал лично.

Творчески мыслящего инженера волновала проблема создания нового танка с противоснарядным бронированием. В конце 1938 года Николай Леонидович предложил технический проект новой машины - тяжелого танка КВ-1. В 1939 году Кировский завод приступил к серийному выпуску танков КВ. 11 ноября 1940 он был назначен заместителем начальника СКБ-2 ЛКЗ, был ведущим конструктором тяжелого танка КВ-1, а также внес значительный вклад в разработку танка КВ-2.

Член ВКП (б) с 2 апреля 1941 года.

В 1941 году Ленинградский Кировский завод постепенно эвакуировался в Челябинск, где на базе Челябинского тракторного завода начали разворачивать производство танков КВ. 10 июля 1941 Духов выехал из Ленинграда в Челябинск, получив должность главного конструктора отдела № 3. Уже 25 июля он был на месте и быстро организовал работу. 6 октября ЧТЗ был переименован в Челябинский Кировский завод, Н. Л. Духов стал заместителем главного конструктора, а Постановлением Государственного Комитета Обороны от 26 июня 1943 года был назначен главным конструктором, оставаясь на этом посту до 1948 года. Николай Леонидович наладил на заводе поточно-конвейерное производство танков КВ, возглавляя разработку их модификаций и самоходных артиллерийских установок, совершил коренную модификацию средних танков Т-34. Под его руководством разрабатывались тяжелые танки КВ-1с, КВ-85, ИС-1, ИС-2, ИС-3 и ИС-4. Были изготовлены и не пошли в серию образцы - например КВ-13.

После войны под непосредственным руководством М. Л. Духова разрабатывался новый трактор ЧТЗ С-80 ("Сталинец-80") с кабиной закрытого типа.


1.3. Трудовая деятельность в промышленности ядерных вооружений

В 1948 году он был привлечен к работам в советском атомном проекте и стал заместителем главного конструктора КБ-11 (Арзамас-16) Юлия Борисовича Харитона. Возглавляя конструкторский сектор, Духов руководил разработками конструкции как первого отечественного плутониевого заряда, так и конструкции атомной бомбы. Он активный участник испытаний первой отечественной атомной бомбы на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 и первой водородной бомбы РДС-6с 12 августа 1953.

С 1954 года Николай Леонидович стал директором, главным конструктором и научным руководителем филиала № 1 КБ-11 (в настоящее время ВНИИ им. М. Л. Духова), которым руководил до своей смерти в 1964 году. Духов определил основные направления тематики института - создание ядерных боеприпасов для стратегических и тактических комплексов ядерного оружия, систем электрического и нейтронного инициирования ядерных зарядов, приборов автоматики ядерных боеприпасов, унифицированной контрольно-измерительной аппаратуры. За десять лет под его руководством разработаны три поколения блоков автоматики, первое поколение ядерных боеприпасов для семнадцати различных носителей - баллистической ракеты Р-7, торпеды Т-5, первых крылатых ракет для ВВС, ВМФ, ПВО, для этих ядерных боеприпасов была разработана целая гамма электромеханических приборов. Для контроля ЯБП и блоков автоматики разработаны первые три поколения контрольно-измерительной аппаратуры: осциллографическая, малогабаритная безосциллографическая и автоматизированная с цифровой регистрацией. Николай Леонидович по праву может считаться основателем конструкторской школы с ядерных боеприпасов.

М. Л. Духов установил тесные деловые связи с большим количеством главных и генеральных конструкторов авиационного и ракетного оружия: А. И. Микояном, В. Н. Челомеем, С. П. Королевым и другими.


1.4. Преподавательская деятельность

Параллельно с инженерно-конструкторской, Николай Леонидович занимался и преподавательской работой. С 1935 по 1940 год он преподавал в Ленинградском автодорожном институте и на механическом факультете Ленинградского политехнического института. В 1944 году в Челябинске был создан Механико-машиностроительный институт (позже преобразованный в Политехнический) с двумя факультетами: танковым (сегодня Автотракторный) и технологическим (сегодня Механико-технологический). Заведующим кафедрой танкостроения ("гусеничных машин") и руководителем государственной экзаменационной комиссии этого ВУЗа был назначен Духов.

Во время работы в филиале 1 КБ-11 Духов также придавал большое значение подготовке научных кадров высшей квалификации. Он поставил перед министерством вопрос о создании в КБ аспирантуры и совета по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. Первые три защиты состоялись уже в 1962 году.


2. Награды, звания и знаки признания

  • Трижды Герой Социалистического Труда:
16 сентября 1945 - за большой вклад в создание танков и совершенствования их конструкции;
29 октября 1949 - за работы, связанные с созданием и проведением испытания первой советской атомной бомбы;
4 января 1954 - за вклад в разработку и испытание первой водородной бомбы (изделия РДС-6с).
  • четыре ордена Ленина (17.04.1940; 5.08.1944; 16.09.1945; 25.10.1954)
  • орден Суворова 2-й степени (19.04.1945)
  • орден Трудового Красного Знамени (24.01.1944)
  • орден Красной Звезды (5.06.1942)
  • медаль "За трудовую доблесть" (7.03.1940)
  • другие медали
  • Ленинская премия (1960) - за работы по созданию боеприпаса для ракеты Р-7
  • пять Сталинских премий:
1943 - за усовершенствование конструкции тяжелых танков (премия второй степени)
1946 - за создание тяжелого танка ИС-1 (премия первой степени)
1949 - за создание атомной бомбы (премия первой степени)
1951 - за заслуги в производстве новых ядерных зарядов
1953 - за создание водородной бомбы
  • генерал-лейтенант инженерно-технической службы (1 954)
  • член-корреспондент Академии Наук СССР (1 953)
  • Доктор технических наук

3. Память

Файл: Rus Stamp GST-Duhov.jpg
Юбилейная арка к 100-летию М.Духова
  • К столетию Николая Леонидовича и пятидесятилетию Всероссийского НИИ автоматики на территории ВНИИ был установлен бюст Духова работы скульптора В. М. Левина.
  • В Челябинске на доме, в котором в годы Великой Отечественной войны жил Духов (пр. Ленина, 15), установлена ​​мемориальная доска (работы скульптора Е. Е. Головницкий).
  • 15 декабря 2003 в галерее ученых ЮУрГУ открыт бюст М. Л. Духова работы заслуженного художника РСФСР Вардкеса Айковича Авакяна.
  • В 2004 году Верховная Рада Украины приняла постановление "О праздновании 100-летия со дня рождения Николая Леонидовича Духова".
  • Торжественная дата отмечалась в сентябре 2004 на государственном уровне. Празднование прошло в содружестве с Российской Федерацией. На Украину обещали выдать автобиографические материалы о Николае Духовой и установить его бюст в мемориальном комплексе Великой Отечественной войны в Киеве.
  • В ознаменование 100-летия со дня рождения Л. Духова на заказ ВНИИ издательством "Марка" была выпущена юбилейная марка, а на Московском монетном дворе по эскизу художника И. Копиткина изготовлена ​​памятная медаль "100 лет со дня рождения М . Л. Духова ".

4. Отзывы

Юлий Борисович Харитон так писал о Николае Леонидовича:

"Его конструкторская гениальность врожденная".
"Роль Николая Леонидовича в создании первых образцов оружия была чрезвычайно велика. Вместе со своими товарищами по работе он очень много сделал, чтобы под общим руководством Игоря Васильевича Курчатова приблизить день ликвидации американской монополии на ядерное оружие".
"То, что он сделал за свою жизнь, огромное как по количеству и уровню инженерных решений, так и по тем значением, которое его труды имели для укрепления оборонной мощи нашей Родины"

В летописи Челябинского тракторного завода о нем написано следующее: "Николая Леонидовича по силе конструкторского таланта можно было сравнить с такими выдающимися конструкторами страны, как Швецов, Поликарпов, Яковлев. Когда он рассматривал чертежи, то казалось, будто видит его насквозь. Ни ошибка не ускользала от его слегка примружененого, спокойного взгляда. Духов не только выдвигал новые оригинальные технические идеи, он добивался претворения их в жизнь поистине военными темпами ".

А. И. Белоносов пишет: "когда на территории института был построен новый лабораторный корпус и Н. Л. Духов переехал в новый кабинет, то первое же совещание с руководством института он начал с разъяснения, по сути, с оправдания, почему в него такой большой кабинет и что он нужен не для него, а для удобства всех присутствующих, а также и для авторитета фирмы при приеме многих представителей других организаций. Этот кабинет у директора института функционирует и теперь, и нет в нем никаких излишеств ".

Знаменитый организатор производства, директор ЛКЗ, бывший одно время наркомом танковой промышленности, И. М. Зальцман писал о Духовой: "С Николаем Леонидовичем я познакомился еще в 1933 году. Он быстро завоевал репутацию талантливого конструктора и расчетчика. Его вклад в создание танка КВ настолько значительный, что я считаю Духова основным автором этой могучей машины. А накануне войны он блеснул другими гранями своего таланта, показав себя вдумчивым аналитиком и кропотливым доводчиком. Смысл своей деятельности он видел не в проектах, хотя бы и самых блестящих, а в хорошо отлаженном серийном выпуска боевой техники и ее серийном освоении ".


Примечания


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам