Европейская интеграция

Европейская интеграция - это процесс политической, юридической, экономической (а в некоторых случаях - социальной и культурной) интеграции европейских государств, в том числе и частично расположенных в Европе. Сейчас европейская интеграция достигается в основном за счет расширения Европейского Союза и Совета Европы.


1. История

Расширение ЕС
Страны-основатели ЕЭС
Экономические организации Европы на протяжении холодной войны ( ЕЭС, ЕАСТ, СЭВ)
Подписание Маастрихтского договора
Ангела Меркель и Жозе Мануэл Баррозу на праздновании 50-й годовщины подписания Римских договоров ( Берлин, 2007)

Идеи паньевропеизму, долгое время выдвигались мыслителями на протяжении истории Европы, с особой силой зазвучали после Второй мировой вийни.Серед таких мыслителей был Рихард Николас Куденгофе-Калерги, впервые выдвинул идею европейской интеграции. В послевоенный период на континенте появились целый ряд организаций: Совет Европы ( 1949), НАТО ( 1949), [[Западноевропейский союз] ( 1948).

9 мая 1950 считается началом европейской интеграции. Именно тогда министр иностранных дел Франции Р. Шуман предложил создать общий рынок угольной и сталелитейной продукции Франции, ФРГ и других западноевропейских стран (предложение вошло в историю под названием "План Шумана") Одной из главных целей плана стало примирение Франции и Германии и недопущения между ними войны в будущем. Важнейшим средством достижения этой цели должен стать механизм управления и наднационального контроля над производством и торговлей стратегической для военных нужд продукцией - углем и сталью. Контроль должен осуществляться "высшим органом" (прообразом Европейской Комиссии).

18 апреля 1951 "план Шумана" было реализовано через подписание Парижского договора о создании Европейского сообщества угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли шесть стран: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция ("европейская шестерка", которая в дальнейшем стала "локомотивом" европейской интеграции). Договор о ЕОУС вступил в силу 23 июля 1952.

27 мая 1952 страны "европейской шестерки" подписывают Договор об учреждении Европейского оборонительного сообщества (ЕОС).

10 сентября 1952 министры иностранных дел стран-членов ЕОУС поручают Общим собраниям ЕОУС (прообраза будущего Европейского Парламента) разработать проект Договора о создании Европейского политического сообщества (ЕПС). 10 марта 1953 Собрание закончили работу над проектом Договора.

Однако ни ЕСО ни ЕПС так и не стали реальностью. Решающую роль здесь сыграла Франция, парламент которой после долгих дискуссий в августе 1954 решил отложить ратификацию Договора о ЕОС. А это сделало неуместным и подписания Договора о ЕПС.

Таким образом, в начале 1950-х годов странам "европейской шестерки не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Интеграция продолжала развиваться в других сферах, прежде всего в экономической.

Конце 1955 на конференции в Мессине страны "европейской шестерки" договорились об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома).

В начале 1957 руководители правительств "европейской шестерки" решили рядом с Евратоме создать также и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС).

23 марта 1957 в г. Риме состоялось подписание Договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договора о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).

Целью ЕЭС определялось устранения внутренних торговых барьеров внутри Сообщества (создание зоны свободной торговли), создание таможенного союза и, наконец - создание общего рынка (обеспечение свободного движения по территории стран-участниц Сообщества товаров, услуг, капитала, рабочей силы).

Целью Евратома определялась сотрудничество стран-членов в использовании ядерной энергии в мирных целях. Оба договора вступили в силу 1 января 1958 и вошли в историю под названием "Римские договоры".

8 апреля 1965 был подписан Договор о слиянии исполнительных органов ЕОУС, Евратома и ЕЭС. 1 июля 1967 этот Договор вступил в силу. В результате была создана единая структура институтов, обеспечивающих развитие европейской интеграции. Основными институтами стали Европейская Комиссия, Совет Европейских сообществ, Европейский парламент и Суд Европейских сообществ. В декабре 1974 к этим органам добавился новый - Европейский Совет, состоящий из глав государств и правительств стран-членов Европейских сообществ.

В 1968 году завершается формирование зоны свободной торговли и таможенного союза (первых двух этапов интеграции) Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Конце 1969 завершается формирование общего рынка (третьего этапа интеграции) ЕЭС. Первоначальные цели ЕЭС, определены Римским договором 1957, оказались достигнутыми. Необходимо было определять дальнейшие задачи для развития европейской интеграции.

В начале 1970-х годов начался процесс расширения ЕЭС. 1 января 1973 членами ЕЭС стали Великобритания, Дания, Ирландия, 1 января 1981 - Греция, а 1 января 1986 - Испания и Португалия.

1 июля 1987 вступил в силу Единый Европейский Акт, подписанный в феврале 1986. Этот документ определил дальнейшие цели европейской интеграции. В частности, он поставил своей целью создание в 1 января 1993 Единый внутренний рынок (следующий этап экономической интеграции, предусматривающий гармонизацию экономической политики и институтов), ввел общую политику в социальной сфере, в области научно-технологического развития, охраны окружающей среды. Этот документ также внес изменения в договоры о создании Европейских сообществ, а также распространил интеграционный процесс на сферу внешней политики. Кроме того, в Едином Европейском акте был поставлен вопрос о создании Европейского Союза, который должен был стать институтом не только экономическим, но и политическим.

7 февраля 1992 в Маастрихте был подписан Договор о Европейском Союзе (само понятие "Европейский Союз" появилось еще во время Парижской конференции 1972). Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Он определил так называемые "три колонны" Европейского Союза:

В экономическом смысле принятия Маастрихтского договора означало курс на завершение формирования единого внутреннего рынка (четвертый уровень экономической интеграции) и переход к реализации экономического и валютного союза (пятый - самый высокий уровень экономической интеграции).

1 января 1995 членами Европейского Союза стали Финляндия, Австрия и Швеция.

2 октября 1997 было подписано Амстердамский договор (вступил в силу 1 мая 1999). Амстердамский договор внес изменения и дополнения в Маастрихтского договора о Европейском Союзе, Римского договора об учреждении Европейского Экономического Сообщества и Евратома, Договор об учреждении ЕОУС. Эти изменения коснулись полномочий и направлений деятельности, а также привели институциональные механизмы с целями, определенных Маастрихтским договором.

Особую роль в этом сыграло заключение в 1997 году Шенгенского соглашения о свободном (безвизовое) передвижение граждан в пределах Европейского Союза.

На сегодняшний день к этому соглашению присоединились 13 государств Европейского Союза - Австрия, Бельгия, Греция, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия, Португалия, Франция, Финляндия и Швеция. С 21 декабря 2007 в состав Шенгенской зоны вошли Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Венгрия и Мальта. 29 марта 2009 к Шенгенскому соглашению присоединилась Швейцария.

26 февраля 2001 был подписан Ниццкий договор, который внес изменения в механизмы институционального развития ЕС, учитывая его будущее расширение. В частности, квоты представительства в институтах ЕС были перераспределены с учетом потенциального участия в них новых членов.

1 января 2002 к наличному обращению была введена единая денежная единица ЕС - евро, что стало этапом перехода к формированию экономического и валютного союза ЕС - высшего этапа интеграции. Сейчас евро находится в обращении на территории 17 стран-членов ЕС. Великобритания и Дания решили пока отказаться от введения евро на своей территории, а Швеция не смогла выполнить необходимые критерии введения евро, установленных Маастрихтским договором. С 10 государств, которые присоединились к ЕС в 2004 году, в еврозоны пока присоединились только Словения, Кипр, Мальта, Словакия и Эстония.

1 мая 2004 членами Европейского Союза стали Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Кипр, Мальта, Эстония, Литва, Латвия.

17 - 18 июня 2004 на Саммите ЕС в Брюсселе был одобрен текст Конституции Европейского Союза.

29 октября 2004 Соглашение о Конституции Европейского Союза был подписан главами государств и правительств 25 стран-членов ЕС в Риме.

Конституция ЕС состоит из четырех разделов, в которых отражены основные цели, задачи и функции ЕС, организационная структура и процедура принятия решений, права и обязанности всех европейских органов управления, а также направления деятельности организации.

29 мая и 1 июня 2005 населения Франции и Нидерландов голосует против Конституционного договора. Отрицательные решения референдумов вызвали паузу для размышлений о будущем Евросоюза. В октябре ЕС начинает переговоры о вступлении с Турцией и Хорватией.

1 января 2007 в Европейский Союз принимают Болгарию и Румынию. Сейчас Европейской Союз насчитывает 27 членов.

В декабре 2007 главы государств и правительств ЕС года подписали Лиссабонский договор о реформе Европейского Союза (вступил в силу 1 декабря 2009). Он ставит ЕС на новую договорную основу и должен сделать его более демократичным, прозрачным и эффективным.


2. Участие европейских стран в европейской интеграции

В этой таблице имеются все страны Европы, кроме Украина, России, Беларуси, Молдовы, Азербайджана, Армении и Грузии, которые пока не являются членами или официальными кандидатами нижеперечисленных европейских организаций.

Участие европейских стран в ЕС, НАТО, Шенгенской зоне и Экономическом и монетарном союзе Европейского Союза
Страна Участие в ЕС Участие в НАТО
/ Евровийсько
Шенгенское соглашение
Подписание / Начало фактического применения
Валютный союз
Использование евро как расчетный счет / Наличные
Германия 1957 1955/1992 1985/1995 1999/2002
Франция 1957 1949/1992 1985/1995 1999/2002
Италия 1957 1949 / Сотрудники 1990/1997 1999/2002
Бельгия 1957 1949/1993 1985/1995 1999/2002
Нидерланды 1957 1949/1 нем. - Нидерланды. корпус 1985/1995 1999/2002
Люксембург 1957 1949/1996 1985/1995 1999/2002
Греция 1981 1952 / Сотрудники 1992/2000 2001/2002
Испания 1986 1982/1994 1992/1995 1999/2002
Португалия 1986 1949 1992/1995 1999/2002
Словакия 2004 2004 2004/2007 2004/2009
Словения 2004 2004 2004/2007 2007/2007
Эстония 2004 2004 2004/2007 2004/2011
Дания 1973 1949 1996/2001 ( ERM 1999) / нет
Латвия 2004 2004 2004/2007 ( ERM 2004) / нет
Литва 2004 2004 2004/2007 ( ERM 2005) / нет
Польша 2004 1999 / Сотрудники 2004/2007 ни
Чехия 2004 1999 2004/2007 ни
Румыния 2007 2004 / Сотрудники 2007 (27 марта 2011) ни
Болгария 2007 2004 2007 (27 марта 2011) нет (фиксировано с 1998)
Венгрия 2004 1999 2004/2007 ни
Мальта 2004 ни 2004/2007 2008
Кипр 2004 ни 2004 2008
Австрия 1995 нет / Сотрудники 1995/1997 1999/2002
Финляндия 1995 ни 1996/2001 1999/2002
Ирландия 1973 ни нет (в зависимости от Вел. Британии) 1999/2002
Швеция 1995 ни 1996/2001 ни
Великобритания 1973 1949 нет (Кооперация в 1999) ни
Норвегия ( ЕЭЗ 1994) / нет (ЕС вето) 1949 1996/2001 ни
Исландия ( ЕЭЗ 1994) / Кандидат 1949
только мед. помощь
1996/2001 ни
Лихтенштейн ( ЕЭЗ 1994) / нет ни (Нет армии) 2005/2011 нет ( Швейцарский франк)
Швейцария ни (ЕЭЗ вето) ни 2005/2008 ни
Монако нет (косвенно) ни (Нет армии) 1995 (вместе с Францией) 2002
Сан-Марино нет (косвенно) нет (символическая армия) 1997 (вместе с итал) 2002
Ватикан нет (косвенно) нет (только швейцарская гвардия) 1997 (вместе с Ииалиею) 2002
Андорра ни ни (Нет армии) нет (открытые границы) 2002 (де-факто)
Турция Кандидат 1952 / Сотрудники ни ни
Хорватия Присоединение страны в 2013 году [1] 2009 ни ни
Македония Кандидат Кандидат ни ни
Черногория Кандидат Кандидат ни 2002
Албания Заявление о вступлении 2009 ни ни
Сербия Кандидат ни ни ни
Босния и Герцеговина ни Кандидат ни (Фактически с 1998 / планирует в 2013)

3. Участие Украины в европейской интеграции

Европейский Союз
Флаг Европейского Союза

Это одна из статей, входящих в серии:
Политическое устройство
Европейского Союза

Другие учреждения
Внутренняя политика
Зарубежная политика
Выборы
  • 1979 , 1984 , 1989
    1994 , 1999 , 2004
Результаты выборов 1979
Парламентские избирательные округа
  • Референдумы

См.. основную статью: Европейская интеграция Украины

Курс на европейскую интеграцию является естественным следствием того Украина независимости. Его истоки - в истории нашего народа и осознании права жить в демократической, экономически развитой, социально ориентированной стране. Его цель - создание путем масштабных внутренних преобразований условий для вхождения в сообщество европейских развитых стран. Сегодня этот курс является доминантой внутренней и внешней государственной политики.

Отношения Украины с Европейским Союзом в современной внешнеэкономической и внутриполитической ситуации имеют для нее исключительно важное значение. Речь идет не просто о более-менее активные контакты с одним из авторитетных зарубежных партнеров, но и о возможности осуществления Украина стратегического выбора на перспективу, от которого будут зависеть место и роль государства в новой системе международных отношений, в том числе экономических и валютно-финансовых.

Что касается собственно валютно-финансовых аспектов интеграции Украина в Европейского Союза, то в 1992 г. в Маастрихте были сформулированы основные требования к странам, желающим присоединиться к Европейского валютного союза (Маастрихтские критерии). Маастрихтские критерии валютной конвергенции стран ЕС предусматривают:

  • стабильность цен: средний годовой уровень инфляции в отдельной стране не должен превышать соответствующий уровень трех стран ЕС с наилучшими показателями и не может быть выше 1,5%; [2]
  • "Бездефицитность бюджета": внутренний долг отдельной страны не превышает 60% ВНП, а внешний - 3%;
  • сбалансированность процентных ставок: их средний годовой уровень в отдельной стране не должен превышать соответствующий уровень стран ЕС с лучшими показателями и не может быть выше 20%;
  • стабильность валютных курсов : валюта отдельных стран не девальвируется без согласия других стран-участниц и должно соответствовать нормам ЕС.

Сравнение указанных критериев с параметрами развития Украина имеет на современном этапе преимущественно теоретический характер. Одновременно эти критерии могут рассматриваться и с чисто практической точки зрения как определенные ориентиры для макроэкономической стабилизации в Украина, развития ее денежно-кредитной и валютной сфер. Подавляющее большинство показателей валютно-финансового развития Украина отвечает этим критериям. Вместе с тем, анализ отдельных макроэкономических показателей свидетельствует о невысоком уровне экономического развития Украина в целом, значительное отставание по уровню ВВП на душу населения, относительно небольшую долю стран ЕС в экспорте Украина по сравнению с другими странами - соседями ЕС, низкий уровень прямых иностранных инвестиций и значительный уровень инфляции. По этим показателям Украина существенно отстает не только от стран ЕС, но и от стран Центральной и Восточной Европы. Кардинальное изменение качественных и количественных показателей социально-экономического развития Украина является главной предпосылкой изменения экономической модели сотрудничества Украина с ЕС.

Важным событием в процессе формирования отношений Украина и ЕС стал Указ Президента Украины об утверждении Стратегии интеграции Украины в ЕС от 11 июня 1998 г., где определены приоритеты деятельности органов исполнительной власти на период до 2007 г. Стратегия интеграции Украина в Европейский Союз учитывает положения Стратегии ЕС по Украина от 4 октября 1994 г., Общей стратегии ЕС по Украина от 11 декабря 1999 г., а также соответствующих решений Совета ЕС, деклараций и других документов ЕС, касающиеся Украина.

Относительно выбора Европейским Союзом политики соседства в отношении Украина на современном этапе, то она не в последнюю очередь, определяется имеющимся значительным отделением народного хозяйства страны от современных тенденций экономического развития на европейском континенте. Во-первых, уровень социально-экономического развития Украина является одним из самых низких в Европе даже учитывая паритет покупательной способности. Во-вторых, Украина все еще ​​недостаточно включена в систему международного, и прежде всего, европейского разделения труда. В-третьих, Украина для ЕС все еще ​​не стала весомым торговым партнером: доля Украина в торговле ЕС составляет в импорте в 1993 г. - 0,2%, в 2003 г. - 0,4; в экспорте - 0,3 и 0,6 соответственно; в торговле услугами ЕС всего 0,2% в 2003 г. Отметим, что и по доле ЕС во внешней торговле Украина занимает лишь 11 место среди стран-соседей. В-четвертых, важной является технологическая отсталость Украина от ЕС : Украинская индустрия выпускает продукцию трех-четырех технологических укладов ( ЕС - пяти - шести), экспортируя в ЕС преимущественно продукцию второго технологического уклада. Взаимная торговля имеет, в основном, межотраслевой и мижукладний технологический характер, что значительно сужает материальную основу реальной экономической интеграции. В-пятых, Украина все еще ​​находится в стороне от основных международных инвестиционных потоков, в т.ч. европейских. И хотя к началу 2007 г. общий объем прямых иностранных инвестиций в Украина достиг почти 20 млрд. долл.. США, что в 2,1 раза больше, чем на соответствующую дату предыдущего года и составляет 423,3 дол. на одного человека, все же эксперты считают, что для их значительного влияния на структурные изменения необходимый уровень менее 1000. США на одного человека.

По показателю инвестиций на душу населения Украина в десятки раз отстает от стран Восточной Европы. Незавершенность институциональных преобразований, чрезмерное вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предприятий и коррупция не способствуют поступлению в Украину мировых финансовых потоков. Поэтому изменение инвестиционного климата и улучшения международного имиджа Украина - первоочередная задача всех органов власти.

На основе Стратегии интеграции Украины в ЕС разработаны отраслевые программы и национальную Программу интеграции Украины к ЕС, утвержденную Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 Программой предусмотрены разработка комплекса конкретных практических мер по реализации общих принципов сотрудничества с ЕС, дальнейшее развертывание институтов содействия развитию отношений с ЕС на всех уровнях - национальном, региональном и местном, на уровнях государственных и негосударственных организаций, а также систематическое и целенаправленное формирование в украинском обществе устойчивой про-европейской большинства. С целью организационного обеспечения реализации национальной Программы интеграции Украины в ЕС, в соответствии с Указом Президента Украины от 26 ноября 2001 p., введен институт Уполномоченного Украины по вопросам европейской интеграции.

Программой были определены краткосрочные (2000-2001), среднесрочные (2002-2003) и долгосрочные (2004-2007) задачи интеграции Украина в ЕС. Среди приоритетных задач: гармонизация законодательства в соответствии с нормами ЕС; быстрее членства во Всемирной торговой организации ( ВТО), проведение консультаций и переговоров по учреждению зоны свободной торговли с ЕС; заключения двусторонних соглашений о свободной торговле с государствами - кандидатами на вступление в ЕС; последовательное осуществление шагов для обеспечения участия Украина в работе Европейской Конференции, мероприятиях в рамках Общей внешней политики и политики безопасности ЕС, совместных проектах в рамках программ финансовой поддержки ЕС - PHARE и TACIS по приграничному сотрудничеству. [3]


4. Европейские региональные организации

Название Год создания Направление деятельности Страны-члены
НАТО 1949 Согласование военно-политической деятельности и защите интересов стран участниц, в том числе с применением вооруженных сил США, Великобритания, Франция, Германия, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Португалия, Испания, Греция, Турция, Норвегия, Дания, Люксембург, Исландия, Чехия, Польша, Венгрия, Румыния, Болгария, Словакия, Словения, Эстония, Латвия, Литва, Албания, Хорватия

Участники программы "Партнерство ради мира" : страны Восточной Европы, СНГ.

Особое партнерство: Украина, Россия

Европейский Союз 1993 Широкая интеграция европейских стран Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Швеция, Финляндия, Австрия, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Словения, Мальта, Кипр (греческая часть), Болгария, Румыния
Совет Европы 1949 Защита прав человека, решения гуманитарных проблем и европейской безопасности Все страны Европы кроме Андорры, Беларуси, Ватикана и Монако
Северная Совет 1952 Координация политической и экономической деятельности стран Северной Европы Норвегия, Швеция, Дания, Финляндия, Исландия
Центрально-европейская инициатива 1989 Координация политической и экономической деятельности стран Центральной Европы Италия, Австрия, Албания, Беларусь, Болгария, Венгрия, Польша, Чехия, Словакия, Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Молдова, Румыния, Украина, Сербия, Черногория
Центрально соглашение о свободной торговле 1993 Многостороннее сотрудничество в целях либерализации торговли. Развитие свободной торговли между странами участниками Хорватия (до 2013), Македония, Босния и Герцеговина, Албания, Молдова, Сербия, Черногория, Косово
Организация черноморского экономического сотрудничества 1992 Поддержка экономического развития, достижения стабильности и мира в Черноморском бассейне. Стать элементом общеевропейского сотрудничества Албания, Армения, Азербайджан, Болгария, Греция, Грузия, Молдова, Россия, Румыния, Турция, Украина.

Наблюдатели: Сербия, Черногория, Австрия, Германия, Египет (желает стать полноправным членом), Израиль, Италия, Польша, Словакия, Тунис, Франция

Балтийская ассамблея 1991 Координация политической и экономической деятельности стран Прибалтики Эстония, Латвия, Литва
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 Выработка условий и мер по укреплению доверия и безопасности в Европе США, Канада, все страны Европы (кроме Андорры) и СНГ
Организация за демократию и экономическое развитие ГУАМ 1997 Координация политической и экономической деятельности Грузии, Украина, Азербайджана и Молдовы Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова

Наблюдатели: Латвия и Турция


См.. также


Примечания