Европейская культура XIX века

Каждый день жизни и Культура XIX века


1. Исторические условия развития и особенности культуры XIX в.

Ускорение исторического процесса приводит в XIX веке к новому качественному скачку по сравнению с начальным периодом Нового времени. Европа пересела по конному дилижанса в "Восточный экспресс", с парусника на пароход и на конец столетия подошла к тому, чтобы летать в воздухе и плавать под водой. Телеграф связал европейские страны и США с самыми отдаленными уголками планеты. Наука проникла вглубь вещества и в тайну эволюции живой материи. Это был возраст научно-технического переворота и бурных социальных потрясений, но вместе с тем - самых гуманистических и эстетических завоеваний и утопических ошибок ума.

Менялся сам облик мира. Величественные соборы, роскошные дворцовые резиденции, более скромные "дворянские гнезда", небольшие поселения ремесленников превратились в прекрасные, но все же памятники феодальной эпохи, навсегда ушла в прошлое. Носителями нового стали крупные промышленные города с их заводами и фабриками, железнодорожными вокзалами и линиями метро, особняками богачей и трущобами, доходными домами и домиками бедняков, публичными библиотеками, музеями и коммерческими зрелищными заведениями: театрами, танцпол, концертную эстраду.

Уровень достижений и их роль в современной системе всех ценностей отражает уже тот факт, что при характеристике XIX в. часто используют термин "классический" - это возраст классического капитализма (свободной конкуренции), классической философии, классического естествознания, классической литературы и музыки...


2. Учредители суток

Хронологические рамки культурного феномена XIX в. шире, чем календарные. Начало новым культурным процессам положила Французская революция 1789-1793 гг Что касается завершения эпохи, то рубежом стало начало Первой мировой войны в 1914 г.

Идеи свободы, равенства и братства, провозглашенные якобинцами, создали благоприятную атмосферу для борьбы за демократические преобразования во всем мире. Прошлое столетие стало временем буржуазных революций. В одной Франции их было несколько: в 1830, 1848, 1870 гг В 1848 - 1849 гг революциями была охвачена вся Европа. Их главный результат - становление буржуазной демократии в большинстве европейских стран. Острота социальных противоречий, напряжения политических страстей было связано не только с противоборством буржуазии и дворянства, но и с борьбой пролетариата против буржуазии. Парижская коммуна 1871 стала первой пролетарской революцией.

Утверждение буржуазных отношений в крупнейших странах, сходство социально-экономического и общественно-политического строя, составления мирового рынка, активные деловые, дипломатические, революционные, культурные связи, новый уровень средств коммуникации обусловливали возникновение тенденции сближения культур.

В то же время существенным фактором, который существенно повлиял на развитие мировой культуры, стал мощный национально-освободительное движение : борьба против нашествия Наполеона в Испании и России, против гнета австрийских Габсбургов в Италии и Венгрии, против османского ига в Греции и Болгарии, против русского царизма в Польше и на Кавказе, объединения Германии. Очень разный по составу и целями в разных странах это движение ведет к тому, что ученые, писатели и художники обращаются в своем творчестве к историческому прошлому и культурных традиций собственных народов. Осознание каждой нацией своей значимости, развитие чувства национального достоинства определял стремление людей науки и искусства выйти на мировой уровень, идти в ногу со временем.

В общей картине истории XIX в. существуют и взаимодействуют тенденции развития национальных культур и составления общечеловеческой, мировой культуры.

Последствия утверждения капиталистического производства и капиталистических отношений были неоднозначными для культуры. С одной стороны, импульс для развития получила наука, поскольку возникла прямая экономическая заинтересованность в применении в производстве открытий, изобретений, многочисленной стала интеллигенция, росло городское население. С другой стороны, машинное производство создало класс наемных рабочих- пролетариев, свело к минимуму гуманистический фактор в труда, усилило отчуждение работника от процесса и продукта труда, противостояло мира идеалов и духовных ценностей.

В своих основах культура XIX в. опиралась на идеи и взгляды, выработанные в эпоху Просвещения. Это - прежде всего гуманизм - поднявшийся до понимания ценности каждого человека как личности, ее права на свободное развитие, рационализм и особенно - сциентизм (от латинского "сциенция" - наука), который абсолютизировал роль и возможности науки в жизни общества, а также евроцентризм - что оценивал все цивилизации сквозь призму преимущества европейского образца для всех других культур.


3. Промышленный переворот

Основная статья Промышленная революция

3.1. Наука и техника

Протяжении XIX в. высоко развилась взаимодействие науки и техники с производством. Развитие промышленности и сельского хозяйства подталкивал науку к изучению новых проблем, а в свою очередь на основе научных открытий создавались новые средства производства.

С особой силой такой взаимовлияние оказался в ходе промышленного переворота. Его начальным моментом принято считать изобретение и широкое применение рабочих машин в текстильном производстве, практически совпало по времени с созданием английским инженером Джеймс Уатт универсальной паровой машины. Вскоре паровые машины стали массово применяться и во всех отраслях производства.

Настоящий переворот в промышленности наступил тогда, когда возник паровой молот и точные универсальные металлорежущие станки, то есть когда машины стали производить машины, возникло машинное производство. В связи с этим резко возрос спрос на металл и необходимое для его производства угля. Вскоре древесный уголь в производстве металла было заменено каменным. XIX столетия позже назвали "возрастом пары, угля и металла", хотя в конце его уже началось промышленное применение электричества.


3.2. Транспорт

Пароход "SS Great Eastern" 1858

Застусування паровых машин на транспорте значительно увеличило возможности связи и коммуникаций, общения людей. Американский изобретатель Роберт Фултон в 1807 г. построил первое речное судно с паровым двигателем, которое развивало скорость около 9-10 км в час. Уже в 40-х годах XIX в. стали строить корабли с железным корпусом. Между Европой и Америкой, Англией и Индией, Австралией устанавливается регулярное океанское пароходное сообщение, которое ускорилось после строительства Суэцкого канала ( 1869). Путь из Европы в Америку, который требовал в начале века целого месяца, в конце его сократился до 7-8 дней.

Английский инженер Джордж Стефенсон в 1829 создал паровоз с символическим названием "Ракета". Он набирал скорость до 38 км в час и передвигал вагоны весом до 90 т. Конструкция "Ракеты" была настолько удачной, что принципиально не менялась вплоть до середины ХХ в., Когда паровозы уступили место тепловозам и электровозам.

Параллельно с массовым транспортом ( железнодорожным, морским, речным, городским - трамваем, метро) появился транспорт индивидуального пользования. В середине века появился велосипед с педалями, а после введения в практику в Восьмидесятых годах XIX в. пневматических резиновых шин он приобрел почти современный вид. Изобретение же двигателя внутреннего сгорания привел к возникновению принципиально нового вида транспорта - автомобильного. В 1885 - 1886 гг немецкие инженеры Готтлиб Даймлер и Карл Бенц сконструировали первые образцы автомобилей, а уже в Девяностые годы в ряде стран Европы и Америки началось их промышленное производство. Спрос на автомобили стремительно рос, поэтому неудивительно, что именно на автомобильных заводах Генри Форда в США был применен конвейер.

На рубеже XIX и ХХ вв. осуществилась мечта человека о полете над Землей. Сначала появились летательные аппараты легче воздуха - дирижабли, но вскоре они были вытеснены самолетами ( аэропланами). В 1903 г. американские авиаконструкторы принимать Уилбуром и Орвилл Райт установили на самолете легкий и компактный бензиновый двигатель и осуществили первый в мире воздушный полет продолжительностью 59 секунд.

Применение двигателей внутреннего сгорания и электричества сделало реальностью еще одну фантастическую идею - подводное плавание. Подводные лодки стали строить в последние годы XIX в., прежде всего в Германии в военных целях.


4. Международное научное сотрудничество

Увеличение возможностей и ускорения обмена различного рода информацией, наряду с развитием промышленного производства и созданием материального фундамента прикладных наук, весьма благоприятно сказалось на формировании единой мировой науки с экспериментальной базой и теоретическими обобщениями. В XIX в. впервые возникла особая система обмена информацией и взаимодействия ученых разных стран.

Кроме государственных национальных академий создаются многочисленные независимые научные общества и учреждения. Часто выпускали периодические издания, научные записки, которые предоставляли свои страницы выдающимся ученым разных государств. Ученые стали собираться для обмена мнениями и результатами научных исследований на международные съезды, симпозиумы и конгрессы. Последние часто приурочивались к международных промышленных выставок, которые стали также одним из важнейших событий культурной жизни. Их целью было оживление торговли, промышленности, но в то же время они становились обзором развития мировой науки, достижений техники, искусства и культуры.

Начали осуществляться международные научные проекты. Например, на астрономическом конгрессе 1887 было принято решение о составлении каталога звезд. В этой работе приняли участие 18 астрофизических обсерваторий разных стран. В результате было зарегистрировано около двух миллионов звезд.

Практика концентрации материальных ресурсов в международном масштабе применялась не раз: в Англии при Кембриджском университете была организована физическая Кавендишской лаборатории, знаменитый "рассадник гениев", которую последовательно возглавляли Джеймс Максвелл, Джозеф Джон Томсон, Эрнест Резерфорд, Радиевый институт во Франции, институт Рентгена в Мюнхене, Имперский физико-технический институт в Берлине.


5. Метрология

Чрезвычайно важным моментом стало повсеместное распространение единой системы мер и весов, мысль о необходимости которой возникла еще во время Французской революции. Система базировалась на десятичном принципе. В основу ее был положен новую единицу длины - метр (от греч. "Μέτρον" - Мера). За единицу площади принимался ар, равный 100 м ?, жидкие и сыпучие тела стали измеряться в литрах (1 дм 3), вес - в килограммах (вес 1 л воды). В 1872 в Севре, вблизи Париж, было создано Международное бюро мер и весов. Этой системой сейчас пользуется абсолютное большинство стран и народов мира. Единая система мер и весов значительно облегчала торговлю между всеми странами, ведь европейская цивилизация в мирное время носит вполне торговый характер.


5.1. Основные научные открытия

Наука в XIX в. продолжает восприниматься как классическая система знаний, как единая система наук, основные идеи и принципы которой считаются окончательно установленными и незыблемыми. Происходит дифференциация отдельных отраслей научных знаний на более узкие специальные отрасли (например, в самостоятельные науки выделяются экспериментальная психология, социология, культурология) и в то же время - интеграция наук (именно в это время возникает астрофизика, биохимия, физическая химия, геохимия), оформляется и новая область знаний - технические науки.

В течение столетия было сделано неслыханную ранее количество открытий, а на основе накопленного экспериментального, аналитического материала разработан обобщающие теории.

В рамках классической физики появились новые отрасли - термодинамика и учение о электричество, вызванные к жизни развитием техники. Французский физик Сади Карно изучил закономерности преобразования тепловой энергии в механическую, заложив тем самым основы теплотехники. А потом немецкий исследователь Юлиус фон Майер, англичанин Джеймс Прескотт Джоуль и немец Герман фон Гельмгольц завершили обоснование закона сохранения и превращения энергии (срок "Энергия" ввел в Шестидесятых годах XIX в. В. Томпсон). Итак, было установлено, что все виды энергии - механическая, тепловая, электрическая и магнитная - переходят друг в друга.

Открытие в 1831 г. англичанином Майклом Фарадеем явления электромагнитной индукции, которое опиралось на исследования датского физика Ганса Кристиана Эрстеда и француза Анре Ампера, позволило впоследствии создать магнетоелектрични генераторы и электродвигатели. Их работы заложили основы будущей электротехники.

Большим достижением науки XIX в. была выдвинута английским ученым Д. Максвеллом электромагнитная теория света (1865 г.), которая обобщила исследования и теоретические выводы многих физиков разных стран в области электромагнетизма, термодинамики и оптики. Д. Максвелл пришел к мысли о единстве и взаимосвязи электрических и магнитных полей, создал на этой основе теорию электромагнитного поля, согласно которой, возникнув в любой части пространства, электромагнитное поле распространяется в нем со скоростью, равной скорости света. Таким образом он установил связь световых явлений с электромагнетизмом. Впервые на практике наблюдать распространения электромагнитных волн удалось немецкому физику Г. Герцу. Парадоксально, но он считал, что электромагнитные волны не будут иметь практического применения. А уже через несколько лет А. С. Попов применил их для передачи первой в мире радиограммы. Она состояла всего из двух слов: "Генрих Герц".

Дальнейшим шагом в изучении строения материи стало открытие первой элементарной частицы - электрона. В 1878 г. голландский физик Г. Лоренц начал разрабатывать электронную теорию вещества и предоставил теории электромагнетизма совершенного математического вида.

Обобщением всего предшествующего развития химии стало открытие российским ученым Д. И. Менделеевым периодического закона химических элементов. Он доказал, что свойства элементов и простых и сложных соединений, образующихся ними, стоят в периодической зависимости от их атомного веса. Периодический закон указывал путь к планомерным поискам еще неоткрытых химических элементов.

XIX в. стало временем торжества эволюционной теории. Чарлз Дарвин, обобщив идеи Жана-Батиста Ламарка о зависимости эволюции организмов от приспособленности их к окружающей среды, Чарлза Лайеля о образования земных слоев в зависимости от деятельности сил природы, клеточную теорию Т. Шванна и М. Шлейдена и собственные многолетние исследования в 1859 издал труд "Происхождение видов путем естественного отбора", в которой изложил выводы о том, что виды растений и животных не постоянны, а изменчивы, что современный животный мир сформировался в результате длительного процесса развития. Правда, о причинах изменчивости видов Дарвин, по его словам, выдвинул лишь "догадливые" предположение. Эти причины удалось разгадать австрийскому исследователю Георгу Менделю, который сформулировал законы наследственности. В 1871 Дарвин выпустил книгу "Происхождение человека и половой отбор", где выдвинул и обосновал гипотезу о происхождении человека от обезьяноподобного предка. Учение Дарвина произвело ошеломляющее впечатление на общественное сознание.

В XIX в. публикуются также многочисленные обобщающие работы с всемирной истории, истории стран и народов, истории искусства и истории философии. Такие мыслители, как Гегель, Конт, Спенсер, Маркс и Энгельс, пытаются построить всеобъемлющие философские и социальные системы.

Об изменении характера взаимоотношений науки и практики также ярко свидетельствует история всемирно известного Пастеровского института в Париже. Все началось с того, что по заказу французских виноделов, которые несли большие убытки от болезней вина, молодой блестящий ученый Луи Пастер (две докторские диссертации по физике и химии) начал изучать процессы брожения. Вскоре он доказал, что брожение является результатом жизнедеятельности микробов. Пастер стал основоположником новой науки - микробиологии, произвел революцию в медицине. Он обнаружил возбудителей многих инфекционных заболеваний, дал объяснение иммунитета и разработал метод применения меры прививки. Его открытия были настолько важны, что на средства, собранные по международной подписке, был создан институт.

К концу XIX в. в общественном сознании складывается убеждение, что картина мира в общих чертах уже достаточно ясно установлена ​​наукой, что дальнейшее развитие научного знания призван лишь уточнять контуры этой картины и раскрывать немногочисленные "белые пятна", которые остались в ней. Когда в 1889 г. будущий гениальный физик-теоретик, основоположник квантовой физики, Макс Планк решил работать в области теоретической физики, его учитель сказал ему: "Молодой человек, зачем вы губите свое будущее? Ведь теоретическая физика закончена. Можно лишь вычислять частные случаи. Но следует отдавать такому делу свою жизнь?" На самом же классическая наука XIX в. стала не венцом познания, а фундаментом нового революционного прорыва.

В 1895 г. немецкий ученый Вильгельм Рентген открыл лучи, которые сейчас носят его имя. Вслед за ним французские ученые Анри Беккерель, Пьер и Мария Кюри открыли явление радиоактивного распада, а английский физик Эрнест Резерфорд установил, что при распаде радиоактивных элементов выделяются альфа, бета и гамма-лучи, а затем он вместе с Содди предложил общую теорию радиоактивности. Мир был потрясен: неделимости атома пришел конец, осталось лишь заглянуть в него и представить себе его строение. Вскоре тем же Резерфордом была предложена, а датчанином Нильсом Бором уточнена "Планетарная" модель атома.

И, наконец, классические представления человечества о время и пространство были разрушены теорией относительности Альберта Эйнштейна.

Такие же прорывы на рубеже веков произошли и в познании человеком самого себя. Американский биолог Т. Морган, опираясь на забытые труды Грегора Менделя, сформулировал законы наследственности. Трудами Менделя и Моргана были заложены основы науки генетики, которая сейчас триумфально шагает по странам и континентам.

Наибольшие достижения в области физиологии связаны с именем И. П. Павлова, который опирался в своей научной деятельности на работы И. М. Сеченова. В 1903 на конгрессе медиков в Мадриде он делает свое первое сообщение о теории условных рефлексов. Его исследования высшей нервной деятельности (второй сигнальной системы, типов нервной системы, локализации функций, системности работы больших полушарий коры головного мозга и др.). сыграли большую роль в развитии физиологии, медицины, психологии и педагогики.


6. Развитие образования

В последнюю четверть XVIII в. бурное развитие науки и техники породил в передовых промышленных странах потребность в квалифицированных кадрах, как инженерных, так и рабочих. Общество постепенно начинает осознавать необходимость грамотности для широких слоев населения.

Под влиянием идей французских просветителей, передовых педагогов-демократов Иоганна Песталоцци и А. Дистервега, под давлением трудящихся в крупнейших странах Европы в школьном деле произошли весьма значительные изменения. Они коснулись прежде элементарной, начальной школы, отразились и на высшем образовании. Начальное образование, которая в течение столетий находилась в ведении церкви, переходит к управлению государством, хотя влияние религии остается значительным. В Англии создание системы государственного образования были заложены законом 1870 г., по которому начальные школы переставали быть вероисповедными. Вскоре государство стало выплачивать специальные денежные субсидии тем школам, которые не принимали платы за обучение с родителей учеников. В 1880 г. начальное образование в Англии стало обязательным, а в 1891 г. - Бесплатной.

В объединенной Германии закон 1872 г. о народной школе несколько расширил преподавания реальных предметов и активизировал в ней методы обучения. Этим же законом католическая церковь была отчуждена от руководства школьной делом. Конечно, речь шла не об отмене религиозного обучения и воспитания, просто католические круги считались оппозиционными правящей протестантской династии Гогенцоллернов.

В Франции бесплатная и обязательное образование для всех детей в возрасте от 6 до 13 лет была введена законами 1881 и 1882 гг Этими же законами отменялось преподавание в школе закона Божьего, но для религиозного обучения выделялся один день в неделю, свободный от занятий.

Однако значительная часть взрослого населения даже в крупных странах оставалась неграмотной. Например, в России закон об обязательном начальном образовании был принят только при советской власти. В США бесплатная, хотя и не обязательное начальное образование существовала уже в конце XIX в. почти во всех штатах, но массово неграмотным было "цветное" население и значительная часть новых эмигрантов.

Средняя школа в европейских странах в течение почти всего XIX в. не претерпела радикальных изменений. Единственным полноправным типом средней школы оставалась школа классическая, гуманитарная: гимназии в Германии и России, лицеи и колледжи во Франции, грамматические школы в Англии. В последней четверти столетия трудно, но пробивало себе дорогу изучения дисциплин естественнонаучного цикла - физики, химии, биологии и других. Ожесточенная полемика развернулась в США и европейских странах по вопросу преподавания биологии, особенно теории Дарвина о происхождении видов. Уже это приближало школу к потребностям реальной жизни, способствовало донесению до массового сознания элементов научных представлений о процессах, происходящих в природе.

Расширилась на конец столетия сеть высших учебных заведений, прежде всего инженерно-технических. В подготовке научных кадров большую роль начинают играть научно-исследовательские центры и лаборатории, которые впервые появились в XIX в. - Как частные, так и государственные, например, уже упоминавшийся Пастеровский институт в Париже.

В связи с развитием трехступенчатой системы образования стал быстро расти слой научной, инженерно-технической, гуманитарной (учителя, врачи) интеллигенции. Стремление к преодолению невежества и овладения знаниями охватило довольно широкие слои населения. Никогда в прошлом не создавалось так много различных школ для взрослых, различных курсов, не читалось столько популярных лекций. Осуществляются энергичные шаги для развития женского образования.


7. "Золотой век" мировой литературы

Подробнее в статьях Литература 19 века, Литература первой половины 19 века, Литература второй половины 19 века

Новое место литературы в обществе. XIX в. - Время бурного развития всех сфер художественной культуры, при этом их соотношение и роль претерпели существенных изменений. На первый план выдвигается литература, XIX века называют ее "золотым веком" - как за созвездием имен во всех жанрах, так и по резко растущим влиянием на общество. Благодаря техническому прогрессу в полиграфии, увеличению тиражей и удешевлению печатной продукции она стала доступной достаточно широким слоям населения. С другой стороны, развитие образования и повышение уровня грамотности повысили спрос на книгу. Если еще в начале века она была доступна лишь узкому слою аристократии и очень богатых предпринимателей, то на конец столетия она появилась в доме каждого грамотного человека. Изменился и сам писатель, его общественное положение. Литераторством превратилось в профессию, у автора появилась возможность пером зарабатывать на жизнь. Бурные события начала века привлекли писателей в гущу событий. Стендаль воевал в армии Наполеона, Джордж Байрон участвовал в греческом восстании против турок, Шандор Петефи погиб, воюя против карателей Николая I, Лев Толстой оборонял Севастополь, Эмиль Золя активно вмешался в дело Дрейфуса... Литератор начинает осознавать, как никогда раньше, свою ответственность за воспитание общества. Тема "поэт и гражданин" проходит красной нитью не только в творчестве Александра Пушкина и Николая Некрасова...

Как и во всей культуре XIX в., В литературе происходит не только бурное развитие национальных литератур, но и формирование мировой литературы. Этому особенно способствовало развитие художественного перевода. О том, что состоит всемирная литература, которая не принадлежит отдельным нациям, а всему человечеству, говорили уже современники. Так, в поэтической миниатюре под символическим названием "Мировая литература" (1827 г.) Иоганн Вольфганг Гете отмечал:

"Пусть все народы мира, живя под одним небом, наслаждаются радостью общих сокровищ!"

Развитие художественной культуры XIX в. проходил под знаком борьбы и последовательного изменения четырех основных направлений: классицизма, романтизма, реализма и декаданса. Все эти художественные стили, исторически сменяя друг друга, но часто и сосуществуя, нашли выражение во всех видах искусства, но прежде всего - в литературе.


7.1. Классицизм

Классицизм с его антифеодальным духом и пафосом республиканской гражданственности господствовал в культуре в революционные годы и первое десятилетие XIX в. (Позже он не исчез, но переродился в консервативное направление). Он продолжал опираться на античные традиции, идеологическое наследие и внешние формы римской архитектуры. Характерной его чертой была незыблемость определенных эстетических норм, в представлениях четко розмежовувалося возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное. Решительно исключалось смешение разнородных элементов - трагического и комического, пафоса и юмора, значительного и незначительного. Преобладали сюжеты, в которых воплощалась идея необходимости подчинения индивидуальных, личных интересов интересам государства, общества, политического или религиозного движения.

Последним ярким взлетом классицизма на рубеже столетий был веймарский классицизм (по названию города Веймар - столице крошечного немецкого государства), представленный двумя большими именами - Иоганна Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера. Они видели задачи искусства в том, чтобы возвышать душу, поднимать человека над убожеством окружающего мира. Пьесы Шиллера "Разбойники", "Коварство и любовь" и особенно поздние драмы "Мария Стюарт", "Вильгельм Телль" полные героического пафоса.

Гете использовал сюжет средневековой немецкой легенды о жизни, нечестивые деяния ученого-чернокнижника и чародея Фауста, который ценой союза с дьяволом вернул себе молодость и узнал заветные тайны природы. В финале гениальной трагедии "Фауст", которую А. Пушкин охарактеризовал как "величайшее творение поэтического духа", как гимн, звучат слова:

Жизнь года

Прошли недаром; ясный предо мной
Конечный вывод мудрости земной:
Лишь тот достоин жизни и свободы,
Кто каждый день идет за них на бой!


7.2. Романтизм

Острое неприятие реакции и прозы жизни, которые воцарились в обществе, породили в 20-е годы романтический бунт молодого поколения. Романтизм как таковой - не просто художественный стиль, подобный классицизма или барокко. Романтизм - общественный и культурное движение, которое охватило многие страны Европы и самые различные сферы - от философии и политической экономии в моды на костюмы и прически. При этом всех романтиков объединяло одно: "ненависть к действительности, жгучая потребность бежать от нее" (со слов английского писателя Сомерстета Моэма).

Романтическая литература решительно отказывается от культа ума, проповедовавшийся Просвещением и классицизмом. Романтики выдвигали новых героев - одиноких мятежников, индивидуалистов, непримиримо враждебных своем среде, которые шли за безудержным стихийными порывами страстей, презирали всякую холодную рассудительность. Сюжетами произведений чаще всего избирались исключительные события, романтические герои действовали или в условиях фантастически изображенного средневековья, или в экзотических заморских краях, далеких от буржуазной цивилизации. "Необычные герои в необычных обстоятельствах" - так можно охарактеризовать основной принцип романтического искусства.

Особую роль в становлении романтической концепции личности сыграло жизни Наполеона, высоко приподнятого судьбой и ею же брошенного в бездну. "Он мира был чужой. Все в нем было тайной, день подъема - и падение час!" - Писал Михаил Лермонтов. О "загадке" этой феноменальной личности размышляли также Джордж Гордон Байрон, Александр Пушкин, Генрих Гейне, Виктор Гюго, Вальтер Скотт.

Романтизма ближайшей есть поэзия. Именно в жанре романтической поэмы он достиг своего расцвета, поскольку в ней, помимо действующего персонажа, присутствует и лирический герой, авторское "я". Наиболее ярко сочетание героев с личностью автора оказалось в творчестве выдающегося английского поэта Джорджа Байрона. С самого начала своей творческой и общественной деятельности он призвал к борьбе - и в лирических стихах, и в политической речи в защиту луддитов (движение разрушителей машин) в палате лордов. В лиро-эпической поэме "Паломничество Чайльд Гарольда" он обличал реакцию, прославлял борьбу Испании, Италии, Греции. В этом разочарованном в светском обществе герои, в центральных образах одноименных восточных поэм Гяур, Корсар легко узнать, по словам Виссариона Белинского, "колоссальную, гордую и непреклонную личность" самого поэта. Подобные герои захватывали воображение современников, которые видели в них борцов за освобождение человеческой личности. Благодаря этому возникло своеобразное явление в общественных настроениях, которое получило название "байронизм".

Духом революционной романтики в русской литературе проникнута поэзия молодого Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, в польской - Адама Мицкевича, в венгерской - Шандора Петефи, в немецкой - Генриха Гейне, во французской - Виктора Гюго.

Большим художественным открытием романтизма стал исторический роман, основоположником которого был Вальтер Скотт. В романах Скотта, "шотландского чародея", как называли его современники, прошлое ожило, заиграло яркими красками. В своих романах "Айвенго", "Квентин Дорвард", "Роб Рой" и других он гениально показал связь судьбы отдельной личности с исторической судьбой народа. Эпоха романтизма отмечена многими блестящими произведениями исторического жанра: Виктор Гюго ( "Собор Парижской Богоматери", "93-й год"), Александра Дюма ("Королева Марго", "Три мушкетера") и других. Молодой североамериканский романтизм достойно представили романы Фенимора Купера ( "Последний из могикан", "Следопыт", "Зверобой"), знаменитая "Песня о Гаявату" Генри Лонгфелло.


7.3. Реализм

В 40-е годы XIX в. влиятельным течением становится реализм. Его основой стали непосредственное, живое и беспристрастное восприятие и правдивое отражение реальной действительности. Как и романтизм, реализм критиковал действительность, но при этом он исходил из самой действительности, в ней же и пытался обнаружить пути приближения к идеалу. В отличие от романтического героя, герой критического реализма может быть аристократом, каторжником, банкиром, помещиком, мелким чиновником, но он всегда - типичный герой в типичных обстоятельствах.

Реализм XIX в., В отличие от эпохи Ренессанса и Просвещения, по определению Максима Горького, является прежде реализмом критическим. Главная его тема - разоблачение буржуазного строя и его морали, пороков современного писателю общества. Чарльз Диккенс, Уильям Теккерей, Стендаль, Оноре де Бальзак раскрыли социальное значение зла, увидели причину в материальной зависимости человека от человека.

Важнейшая черта реализма - психологизм, углубление через социальный анализ во внутренний мир человека. Примером здесь может служить "карьера" Жульена Сореля из романа Стендаля "Красное и черное", который переживал трагический конфликт честолюбия и чести; психологическая драма Анны Карениной из одноименного романа Льва Толстого, которая разрывалась между чувством и моралью сословного общества. Человеческий характер раскрывается представителями критического реализма в органической связи со средой, с социальными обстоятельствами и жизненными коллизиями. Главным жанром реалистической литературы XIX в. соответственно становится социально-психологический роман. Он наиболее полно отвечает задаче объективного художественного воспроизведения действительности.

Вершиной критического реализма стало творчество выдающегося французского романиста Оноре де Бальзака, автора цикла романов под общим названием "Человеческая комедия". Создав 98 из задуманных им 150 романов о жизни современной ему Франции, Бальзак осуществил творческий подвиг, отразив характеры и обычаи своего времени. Он не дал широкую и глубоко правдивую панораму жизни его эпохи, но и открыл этические истины, которые имеют общечеловеческое значение.

Блестящие образцы социального романа дали Стендаль ( "Красное и черное"), Гюстав Флобер ( "Мадам Бовари"), Ги де Мопассан ("Жизнь") во Франции, Чарльз Диккенс ("Домби и сын", "Дэвид Копперфилд"), Уильям Теккерей ("Ярмарка тщеславия") в Англии. В России к реализму пришел Александр Пушкин, "романтизма отдал честь", за ним - Николай Гоголь, Лев Толстой, Федор Достоевский, Антон Чехов.


7.4. Декаданс

В 80-е годы XIX в. кризисные общественные явления получили своеобразное отражение в литературе. Заявила о себе новое течение, получившее название декадентство, или декаданс (в переводе с французского - упадок). В 1886-1889 гг в Париже издавался журнал "Декадент", в котором печатались поэты Шарль Бодлер, Артюр Рембо, Поль Верлен. Декаданс не был чем-то единым и распадался на ряд направлений: натурализм, символизм, проповедь "чистого искусства". Их объединяла оппозиция к общепринятой "мещанской морали", настроение безнадежности, усталости и отчаяния, убежденности в упадке и гибели культуры.

Идейным главой и теоретиком натурализма направления стал Эмиль Золя, автор двадцятитомнои эпопеи "Ругон-Маккары", его последователями - братья Гонкуры, Гергарт Гауптман. Они подходили к жизни как ученые-экспериментаторы и выходили из положения, что судьба, воля и духовный мир человека полностью зависят от социальной среды, быта, наследственности и физиологии. В натурализме черты откровенного декаданса сочетались с социально-критическими, демократическими и социалистическими тенденциями.

Символизм как отрицание реализма и натурализма возник на переломе XIX и XX века, но корни его углубляется в творчество великого французского поэта Шарля Бодлера, опубликовавший в 1857 поэтический сборник "Цветы зла", в котором тоска по гармонии переплетается с признанием непреодолимости зла, эстетизацией пороков большого города. Его эпоха представлялась ему адом на земле, в котором зло и пороки приобрели вселенских масштабов, где культура деградирует, а духовность подвластна пользы и подлости. Тоска и страдания - только такие настроения может, по его мнению, вызвать больное общество. Отсюда - отход от реализма, символы-намеки, с помощью которых якобы только и возможно эмоционально и интуитивно постичь "тайны мира". Символизм оправдывает индивидуализм и призывает "к полной свободе личности". Его представители - Поль Верлен, Артюр Рембо, Морис Метерлинк, Александр Блок, Андрей Белый - утверждали, что прямое изображение реальности, быта недостаточно, оно лишь скользит по поверхности жизни, не касаясь его сути.

Близкие к символистов и представители направления, которые проповедовали самоценность художественного творчества, ее независимость от социальных условий жизни, от политики и общественных движений. Пожалуй, самым талантливым представителем этого направления "искусства для искусства" на Западе можно считать английского писателя и поэта Оскара Уайльда, прославившийся романом "Портрет Дориана Грея".

Наряду с упомянутым историческим романом XIX в. привнесло в литературу и другие новые жанры: детектив и фантастику. У истоков первой из них стоят Эдгар По ("Убийство на улице Морг", "Золотой жук") и Артур Конан Дойл, который первым ввел в литературу нового героя - детектива-любителя. Родоначальниками жанра фантастики стали Жюль Верн и Герберт Уэллс. Происходит обособление детской литературы.


8. Изобразительное искусство и архитектура Европы и США конца XVIII - начала ХХ века

Новый социальный статус искусства. В XIX в. родился новый тип деятеля искусства - "свободный художник". Этот термин не только живописцев, но и всех лиц творческого труда - скульпторов, музыкантов, артистов. Мастер, который со времен Возрождение работал по частным заказам и был частью прислуги аристократического двора, теперь получил возможность ориентироваться на более широкую и демократичную аудиторию. Сами деятели искусства получили теперь другой социального статуса, интеллектуального уровня, изменились психологически и даже внешне. Мастера искусств становились интеллигенцией в современном понимании этого слова. Их отличала не только образованность, преданность идеалам искусства, внутренняя независимость, но и развитая гражданское самосознание. Для лучших и талантливых из них вильнолюбнисть была не красивой фразой, а жизненным убеждениям.

Однако, получив "свободу творчества", они одновременно потеряли и свою, хоть и минимальную, материальную обеспеченность. Судьбу искусства стали определять коммерческие законы. ("Продаваемость"). Вкусы буржуа, которые диктовали теперь моду, разительно отличались от рафинированного аристократического вкуса, были примитивными, а часто и просто отдавали вульгарностью. Новому, передовому приходилось преодолевать не только аристократические прихоти, но и самоуверенность и грубость хозяина кошелька. Образ художника, погибал от голода в мансарде, но не желал идти на компромисс, который широко вошел в то время в мировую литературу, был навеян реальной жизнью.

Однако постепенно в буржуазном обществе увеличивался удельный вес образованного слоя, предшественника современного "Среднего" класса. Такие люди начинают заполнять художественные выставки, концерты, театры, музеи, библиотеки, которые стали доступными. Перед деятелями культуры возникает новая задача - просвещать публику, влиять на ее вкусы. Появляются первые газеты и журналы, посвященные искусству, а с ними неординарного значение приобретает художественная критика.

Благодаря развитию средств связи всемирные центры искусства - Париж, Рим, Вена - стали доступны творческим личностям разных стран. Выдающиеся же композиторы, исполнители, актеры начинают посещать страны Европы, говоря современным языком, с гастролями.


8.1. Изобразительное искусство

В изобразительном искусстве XIX в. на первое место выдвигается живопись. В нем нашли отражение и классицизм, и романтизм с реализмом, и декаданс. Ведущей страной в художественной жизни Европы, как и в литературе, оставалась Франция.

В годы Великой французской революции и империи Наполеона расцвел талант выдающегося представителя классицизма Жака Луи Давида. В его творчестве античные традиции, рационализм, присущие классицизма, органично слились с политическими реалиями, что позволяет говорить о революционном характере творчества Давида. Как призыв к революционной борьбе против деспотизма была воспринята французской общественностью его картина на сюжет римской истории "Присяга Горациев" (1784 г.). Лучшим же произведением Давида считается картина "Смерть Марата" (1793 г.), написанная под непосредственным впечатлением от события. Трагизм сюжета, простота и лаконизм композиции, сдержанность цвета и скульптурность - черты классицизма - делают эту картину подлинным памятником героям революции. В период правления Наполеона Давид написал несколько парадных портретов императора (тот назначил его "первым живописцем империи"). Умер он в Бельгии, куда вынужден был эмигрировать после реставрации монархии Бурбонов.

Классицизм, который трансформировался в академизм, то есть направление, официально признан академиями искусств, просуществовал все XIX в., но остался на обочине магистральных путей развития изобразительного искусства.

Масштабной фигурой в живописи на рубеже XVIII-XIX вв. был испанский художник и гравер Ф. Гойя, который вернул живописи своей страны ее былое величие. Первые крупные работы его проникнуты любовью к жизни, в них преобладают светлые, веселые краски. Но в 1792 г. Гойя тяжело заболел (он оглох и почти ослеп), что сказалось и на творчестве, сделав ее остро трагической. Гойей созданы потрясающие картины о героической борьбе испанского народа против французских оккупантов ("Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде", "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года"), серии офортов ( гравюр на металле) "Капричос" ("Фантазия, игра воображения"), "Диспаратес" ("Безумие"), " Лихолетье войны ". Эти серии отмечены сложной образностью, богатым философским подтекстом и настоящим новаторским видением. Творчество Ф. Гойя имела огромное значение как для формирования европейского романтизма, так и для становления реализма, с которыми и связаны главные достижения европейской живописи XIX в.

Самым значительным явлением романтизма оказалась живопись Эжена Делакруа. В 1824 г. он выставляет в Салоне (ежегодные выставки, которые устраиваются академией искусства в Квадратном салоне Лувра, откуда и происходит название как самих выставок, так и официально признанного направления в искусстве - салонное искусство) свою картину "Резня на Хиосе", сюжетом которой послужил настоящий эпизод освободительной войны греческого народа против турецких поработителей, убивших в 1821 г. на этом острове более 40 тысяч человек. Четкая гражданская позиция Делакруа, необычная свежесть живописи и жизненность образов вызвали поляризацию мнений среди зрителей и знатоков - бурный восторг с одной стороны ("Он - пламенный гений!") И волну возмущения с другой ("Это резня живописи").

Известная картина Делакруа "Свобода на баррикадах" также написана по следам реального события и вызвала такие же споры. Конкретном эпизода уличных боев революции 1830 г. художник придал символическое и поэтому вневременного звучания. Свободу на картине воплощает француженка с трехцветным революционным знаменем. Она порывисто обернулась к тем, кого зовет за собой на бой, и вся фигура ее - героический порыв. Вслед за ней грозной волной движутся повстанцы: мастеру и буржуа, взрослые и дети - символы основных сил революции. Цвет, красочные пятна, их гармоническое единство становятся основой живописи, цветом же создается и определенное настроение. Живописная система Э. Делакруа представляла новый шаг в развитии изобразительного искусства.

Подъем реализма как художественного метода началось в графике. Большую роль сыграла здесь творчество Оноре Домье, чье искусство считается родственным с реализмом самого О. Бальзака. Домье завоевал общественное признание беспощадной сатирой на короля-буржуа Луи Филиппа и правящую буржуазную верхушку Франции. Его карикатуры печатались в периодических изданиях и распространялись отдельными оттисками. Когда литография (разновидность гравюры) "Гаргантюа" - карикатура на Луи Филиппа, который заглатывает золото и "отдает" взамен ордена и чины - была выставлена ​​в витрине, возле нее собирались толпы народа. За нее художник был осужден на 6 месяцев тюрьмы и крупный штраф. В 1834 г. А. Домье создал лучшие свои литографии: "Законодательное чрево", "Все мы люди, обиймемось!", "Этого можно отпустить на волю". В них он дал коллективный портрет Палаты депутатов, разоблачил бездарность, жадность и жестокость с лицемерием власти богатых. Он же создал изображение кровавой расправы власти с рабочими - "Улица Транснонен 15 апреля 1834 года", которое было пронизано глубоким трагизмом. Запрет в 1835 г. политической карикатуры заставила Домье ограничиться бытовой сатирой.

Позиции реализма в живописи в середине столетия укрепил Густав Курбе. Вокруг его творчества и теоретических работ развернулись бурные споры. Так были восприняты и "Каменщики", и "Похороны в Орна". На первой картине фигуры старого и молодого рабочего, вся цветовая гамма полотна создают впечатление грустного, безрадостного жизни, заполненного однообразной, утомительной работой. На другой картине изображено "общество" небольшого провинциального городка Орна - родины художника - во время похорон на местном кладбище. Контраст торжества траурной церемонии и ничтожности человеческих страстей даже перед лицом смерти вызвал и у критики, и у публики бурю протестов, что сделало Курбе "отвергнутым": в 1875 г. его картины не были приняты на Всемирную выставку. Тогда художник рядом с выставкой на свои собственные средства возвел скромное помещение, назвал его "Павильон реализма" и разместил в нем 40 работ, в частности программную картину "Мастерская художника". В каталоге к выставке Курбе дал такое обоснование принципов реализма в искусстве: "Быть способным выразить обычаи, идеи, лицо эпохи ... быть не только художником, но и человеком, одним словом - творить живое искусство - таков моя задача". Он стал членом Парижской коммуны, а после ее разгрома был вынужден эмигрировать в Швейцарию.

Жанр тематической картины, написанной на современном материале, становится основным у художников-реалистов, развиваются также пейзаж и портрет.

Во второй половине XIX в. центр реалистического направления в изобразительном искусстве переместился из Франции в Россию. Огромный вклад в него сделали российские "Передвижники" - участники демократического объединения "Товарищества передвижных художественных выставок", созданного в 1871 г. И. Н. Крамской, И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. И. Куинджи обогатили изобразительное реалистическое искусство психологизмом, мастерством социального обобщения и поэтизацией родной природы.

В последней трети столетия на грани реализма и декаданса появляется новое направление - импрессионизм (от французского "импресион" - впечатление). Импрессионизм занял в истории искусства место, равное целым живописным эпохам, хотя само движение охватило лишь 12 лет и 8 выставок.


Мадам Мане (Сюзанна Леенхоф) на блакитний софе, Лувр, Париж.



Точкой отсчета послужила творчество Эдварда Мане. Его картины "Завтрак на траве" и "Олимпия" стали событием и повлияли на становление будущих импрессионистов, но сам художник официально к движению не примкнул. За год до смерти в 1882 г. он написал одну из наиболее совершенных своих картин - Бар "Фоли-Бержер".

Как ансамбль художников, которые защищают общие цели в искусстве, импрессионизм заявил о себе в 1874 г., когда группа молодых живописцев устроила выставку своих картин в одном из парижских фотоателье. Группа включала в себя Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Эдгара Дега, Берту Моризо. Название представленного на выставке пейзажа Клода Моне "Впечатление. Восход солнца" и дало название творчества этих художников.

Импрессионисты предложили новое видение мира и новые принципы живописи. Они воспринимали окружающую действительность как бесконечную смену впечатлений. Картина становится как бы отдельным кадром, фрагментом подвижного мира (в этом чувствуется влияние нового тогда технического достижения - фотографии). Появилась свежесть и непосредственность в изображении повседневной жизни современного города, его пейзажей, вида, быта и развлечений его жителей. Важнейшим правилом импрессионистов стала работа на открытом воздухе - на пленэре, благодаря чему в своих пейзажах им удалось создать ощущение сверкающего солнечного света, богатства красок природы, передать движение воздуха.

Импрессионисты ввели и новую живописную технику, отказались от смешанных цветов, начали писать чистыми яркими красками, густо нанося их отдельными мазками (при восприятии, оптически смешиваясь, для зрителя они давали нужный тон).

Живописное завоевания импрессионистов стало основой творчества и был поднят на новую высоту постимпрессионистов - так условно называют художников, расцвет творчества которых наступил после и на основе достижений импрессионизма. Это были Поль Сезанн, Винсент Ван Гог, Поль Гоген. Они уже не были единомышленниками, но каждый из них искал методы и возможности для создания нового искусства, для познания не внешней, а истинной сути вещей. Своим искусством и жизнью они отрицали буржуазный образ жизни (отказался от своей среды сын банкира Сезанн, удачливый коммерсант Гоген оставил карьеру и семью ради живописи и выехал на Таити, бросил проповедническую деятельность Ван Гог). Не найдя гармонии в современном обществе, художники обратились к природе, но стремились отразить уже не мгновение, а вечность. Творчество Сезанна, Ван Гога и Гогена оказала большое влияние на все последующее развитие художественной культуры.


8.2. Скульптура

Европейская скульптура в начале XIX в. потерпела короткого периода подъема, связанного с творчеством итальянского скульптора Антонио Кановы и датского - Бертеля Торвальдсена, представителей классицизма в скульптуре. Личной страницей в скультури начале 19 в. было творчество Франсуа Рюда (1784-1855). Его "Марсельеза" среди лучших произведений эпохи. Но уже в Двадцатый годы подъема изменилось упадком и застоем. Романтизм привнес в скульптуру интерес к личности - во всех европейских столицах устанавливаются многочисленные памятники великим людям как прошлого, так и настоящего. Но в целом скульптура, которая почти полностью зависела от официальных вкусов, значительно отставала от живописи. Вернул скульптуре ее высокое предназначение в конце века великий французский мастер Огюст Роден, который стал всемирно известным еще при жизни. Его искусство представляет собой сплав различных тенденций. Группа "Граждане города Кале" является высшим достижением реалистической скульптуры, в "Мыслители" можно почувствовать родство с символизмом, а такие поэтические работы, как "Поцелуй", "Вечная весна", сближают его с импрессионистами.


8.3. Архитектура

Архитектура первой половины XIX в. пережила свой расцвет в пределах классицизма. В настоящее время в Париже, Лондоне, Берлине, Санкт-Петербурге появляются многочисленные архитектурные ансамбли, которые добавили главным европейским столицам характерного вида.

В годы правления Наполеона во Франции сложился стиль ампир (от французского империя), который стал продолжением и одновременно завершением классицизма 18 века. Здания и сооружения в стиле ампир отличались монументальностью и торжественностью, часто они украшались военной атрибутикой. Эти здания были призваны прославлять победы Наполеона: Вандомская колонна, построенная по образцу древнеримского столба императора Траяна, Триумфальная арка (архитектор Ф. Шальгрена) - лучший образец стиля ампир. Благодаря своим колоссальным размерам (почти 50 м высотой, около 45 м шириной) и расположению на холме на пересечении двенадцати больших улиц, арка прекрасно просматривается из разных частей французской столицы. Ее украшает знаменитая скульптурная композиция - рельеф Ф. Рюда "Марсельеза". Триумфальная арка стала одним из символов Парижа.

Из Франции классицизм и его разновидность ампир распространились в России, где достигли вершины в архитектуре Петербурга.

Образ города на Неве сложился именно в конце 18 и в первой половине XIX в., Когда возникли основные его очертания в форме трезубца (хотя и по планам 18 века) и многочисленные комплексы: Васильевского острова (архитектор Тома де Томон), Адмиралтейства (арх. А. Захаров) и Казанского собора (арх. А. Н. Воронихина).

Высшим достижением классицизма в России стали работы зодчего К. Росси, который завершил создание ансамблей Дворцовой площади дугой и аркой здания Главного штаба и Сенатской площади - зданиями Сената и Синода. Во второй четверти века в Петербурге был построен по проекту архитектора О. Монферрана грандиозный Исаакиевский собор.

Благодаря посредничеству французских градостроителей классицизм стал распространяться даже в США, где стал первым национальным стилем под названием "Греческое возрождение". В этом стиле в Вашингтоне был возведен Капитолий - здание конгресса США, и Белый дом - резиденция президентов, некоторые частные усадьбы.

Что касается романтизма, то он не создал собственной школы архитектуры, хотя его влияние весьма заметен в нескольких ?исторических стилях": неоготици, неоренессанса, романско-византийском стиле, необарокко, которые получили распространение в первой половине столетия. В неоготическом стиле построен ансамбль английского парламента в Лондоне, влияние византийского стиля ощущается в куполах знаменитой парижской церкви Сакре-Кер, в неорускому стиле (здания, построенные в этом стиле, содержат черты, которые берут начало в древнерусской архитектуре, орнаменты, которые заимствованы из народной вышивки или воспроизводящие в камне резьбу по дереву) построенные здания, которые окончательно оформили Красную площадь в Москве, - Исторический музей и Верхние торговые ряды (ныне - ГУМ).

К середине XIX в. открытым в мировой архитектуре оставался вопрос о новом стиле. Обращение к старине подготовило появление эклектизма (от греческого "еклектикос" - тот, что выбирает) - архитектурной практики, основанной на смешении разных стилей. Эклектизм был, с одной стороны, отражением пошлых вкусов буржуа, использовал пышный псевдоисторический декор как своего рода рекламу, а с другой - выражением определенных мировоззренческих взглядов европейца тех времен, который считал свою цивилизацию образцовой, свою эпоху - вершиной истории и не сомневался, что имеет право как угодно использовать наследие других веков и культур. Примером таких сооружений могут служить здание парижского театра "Гранд-опера" и помпезный берлинский рейхстаг.

Крепнущее капитализм и технический прогресс поставили новые задачи перед архитектурой и особенно градостроительством. Бурно росли города, в которых появились новые типы зданий: заводы, фабрики, вокзалы, универсальные магазины, выставочные павильоны, новые типы зрелищных сооружений ( цирки, театры). Наряду с особняками крупной буржуазии строились многоэтажные доходные дома с квартирами, которые казались унайм, бараки и казармы для рабочих. Появился городской общественный транспорт.

Первым городом, который понесло перестройки, инициированной буржуазной властью, стал Париж. Вскоре после революции 1848 г. началась реконструкция города узких запутанных средневековых улочек, удобных для строительства баррикад, в город широких прямых авеню и кольцевых бульваров, которые впоследствии стали знаменитыми. Они связали центр и пригороды в единое целое. Вскоре по образцу французской столицы стали перестраиваться Берлин, Вена и другие европейские столицы. Неотъемлемой их частью становятся общественные парки.

Значительно продвинулась строительная техника, стали широко применяться новые материалы ( чугун, сталь, в конце века - железобетон) и новые приемы и методы строительства. Но конструкции, созданные на основе промышленной технологии, считались очень грубыми и недостойными стать основой нового архитектурного стиля. Их использовали пока только при строительстве мостов, вокзалов, крытых рынков, в сооружениях всемирных промышленных выставок. Первым примером применения сборных конструкций в строительстве стал "Хрустальный дворец" в Лондоне, построенный для первой Всемирной промышленной выставки 1851 г. Уникальной для XIX в. сооружением была Эйфелева башня в Париже - высотная инженерно-техническое сооружение, которое состоит из решетчатых металлических конструкций без использования сварки, это клепаные детали. И все же основная масса зданий продолжала оформляться в традиционных архитектурных формах. Таким образом, к концу XIX в. между технической и художественной сторонами архитектуры возникают своеобразные ?ножницы?, которые с течением времени стали расходиться все больше и больше. Попытка преодолеть это различие было сделано новым декоративным направлением в буржуазной архитектуре, получивший название модерн (на французском - ?современный?). Представители этого стиля в архитектуре использовали новые технические и конструктивные средства, свободное, чаще асимметричное планирования и современные материалы в отделке фасадов и интерьеров зданий (керамика, поливные изразцы) для создания необычных, подчеркнуто индивидуализированных зданий и сооружений.

В рамках модерна конца XIX в. в США возникла так называемая чикагская школа архитектуры, заметной фигурой которой стал Луис Салливен, который предложил тип высотного офисного здания с минимумом декора - небоскреб. Небоскреб - уродливая форма в архитектуре США, вызвана бешеными ценами на земли в престижных районах городов Чикаго, потом Нью-Йорке. Небоскребы сильно контрастировали с так называемой провинциальной "одноэтажной Америкой", которой долго еще оставалась массовая застройка всех штатов. Модерн, так сказать, завершил творческие поиски строителей XIX в. и стал ступенькой к архитектуры века ХХ-го.


9. Музыка, театр. Рождение кино

9.1. Музыка

"Новая эра в музыке" начинается на рубеже эпох классицизма и романтизма. Связана она с титанической творчеством Людвига ван Бетховена. Она охватила почти все формы и жанры музыки, общепризнанной же вершиной стали девять симфоний, каждая из которых - это целый художественный мир. Современник Французской революции, горячо восхищен ее первыми шагами, решительный противник бонапартизма, музыкант философского склада, бесконечно расширил выразительные средства музыки, композитор трагического мироощущения, Бетховен был оценен и поднят на щит романтиками, хотя сам он расходился с их эстетическими воззрениями. В Бетховене воплотились лучшие черты всей музыкальной культуры, которая предшествовала ему, и вместе с тем его творчество - поворотный пункт в музыке.

Что касается романтического направления, то он оказался на редкость богатым выдающимися дарованиями. Франц Шуберт и Роберт Шуман, Гектор Берлиоз и Рихард Вагнер, Ференц Лист и Фредерик Шопен, много других композиторов - гордость национальных культур и всей мировой музыкальной культуры. С романтизмом в музыку пришли эмоциональная выразительность, фантастическая выдумка, сказочно-поэтическая образность, нередко заимствована из фольклора. Яркое явление в музыке романтизма - господство лирико-психологического начала. Суть каждого музыкального романтического произведения - "лирическая исповедь". Именно поэтому важнейшее значение приобрели различные малые формы, которые наполнились серьезным и глубоким смыслом - фортепианная пьеса, инструментальная миниатюра, романс (Шуман, Шопен, Лист). Новые тенденции повлияли и на симфонизм (Берлиоз, Лист).

Музыка стала активнее, чем раньше, взаимодействовать с литературой. Это обусловило появление программных музыкальных произведений, в название или основу которых было положено литературное произведение. "Обновление музыки через связь с поэзией", - так сформулировал эту ситуацию Лист. Например, создатель программных симфоний французский композитор Гектор Берлиоз давал своим произведениям такие названия: "Фантастическая симфония", "траурные-триумфальная симфония", "Гарольд в Италии" (по поэме Байрона), "Ромео и Джульетта" (по трагедии Шекспира). Множество музыкальных произведений связана с "Фаустом" Гете : "Сцены из" Фауста "Шумана," Первая Вальпургиева ночь" Мендельсона, "Осуждение Фауста" Берлиоза, опера "Фауст" Гуно.

Расширяется образование, открываются консерватории, появляются музыкальные газеты и журналы, целые музыкальные издательства. Большую роль в пропаганде серьезной музыки сыграла просветительская деятельность самих композиторов XIX в. Они нередко выступали со словом о музыке, объясняя ее содержание, стремясь привлечь к ней как можно большее число слушателей. Статьи и книги Р. Шумана, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера помогают и сегодня разобраться в сложном мире музыкальных идей.

Много нового появилось и в музыкальных театрах Европы. В настоящее время опера давно успела войти в массовое сознание европейцев. Но новаторство в этом жанре встречало значительные трудности: огромные средства, необходимые для постановки любой оперы, рутина, глубоко врослася в среду исполнителей, риск неудачи выполнения в неподготовленной аудитории. Настоящим реформатором оперного искусства выступил немецкий композитор Рихард Вагнер - создатель оперы-драмы, в которой осуществил синтез философско-поэтического и музыкального начал (героическая опера-сага "Кольцо Нибелунгов"). Музыкальный театр Вагнера и его преемников Верди, Мусоргского и Чайковского, Гуно и Бизе ознаменовал собой вершину развития оперы XIX в. Оперы "Трубадур", "Аида", "Травиата", "Риголетто", "Дон Карлос", "Отелло" Дж. Верди, "Фауст", "Ромео и Джульетта" Ш. Гуно, "Кармен" Ж. Бизе, " Чио-Чио-Сан "," Богема "и" Тоска " Д. Пуччини, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П. И. Чайковского, "Князь Игорь" А. П. Бородина, "Борис Годунов" М. П. Мусоргского и другие оперы XIX в. почти полностью формируют репертуар современных оперных театров.

Музыка XIX в. неотделима от балета, причем балета классического. Романтизм привнес в него единство музыки, драматического действия и танца. В настоящее время выработался новый танцевальный стиль, основанный на легком и чрезвычайно пластическом полете движений и технике танца на пальцах (Мария Талоне - первая балерина, которая стала на пуанты). Реформу балета осуществил русский композитор П. И. Чайковский. У него музыка из вспомогательного элемента превратилась в главный стержень спектакля, обогатив его сюжет и задавая содержание хореографии. "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик", поставленные замечательным хореографом Мариусом Петипа, стали жемчужиной мировой культуры. Чайковский же стал первым русским композитором, который получил европейское и мировое признание.

Настоящим триумфом российского оперно-балетного искусства на мировой сцене стали знаменитые Русские сезоны в Париже, которые с 1909 г. ежегодно устраивал выдающийся русский театральный деятель С. П. Дягилев.

Буржуазное XIX в. дало начало и музыкально-сценическим жанрам, главной чертой которых стала развлекательность. Оперетта - веселый спектакль, где музыкальные номера чередуются с остроумными диалогами, перемежаются репликами героев. Вывели этот жанр на уровень подлинного искусства оперетты Жака Оффенбаха и Иоганна Штрауса-сына, последний прославился еще и как "король вальса". Воплощением нового вкуса прошлого столетия стала и эстрада - разного рода ревю и шоу, музыка многочисленных ресторанов и кабаре, символом которой стал канкан.

Если нижняя хронологическая граница "музыкального XIX века" ясно очерчена Французской революцией, то его верхний рубеж вырисовывается далеко не так четко. Так, например, Шестая симфония П. И. Чайковского - вершина художественных устремлений "лирико-психологической эпохи" в сфере инструментальной музыки - буквально совпадает по времени с "Послеполуденный отдыхом фавна" Клода Дебюсси, который открыл эпоху импрессионизма в музыке. Первое исполнение "Прометея" А. Н. Скрябина со световым оформлением - квинтэссенция грандиозных философских концепций прошлого столетия - опередил лишь на четыре года балет Д. Мийо "Бык на крыше" - воплощенный вызов приподнятом в искусстве и прославление веселья низов. Может показаться невероятным, что С. В. Рахманинов, чье творчество опиралась на романтические традиции, был ровесником А. Шенберга, родоначальника атональной музыки.


9.2. Театр

В XIX в. родился качественно новый драматический театр. Свободная конкуренция буржуазного общества вызвала к жизни многочисленные частные театры, столичные и провинциальные, которые ориентировались на массового зрителя. Такими были парижские "театры бульваров", "малые" театры Большого Лондона. Многие разорялись, но отдельные становились центрами демократической театральной культуры.

С утверждением романтизма в репертуаре театров произошли коренные изменения. Пьесы Виктора Гюго, Александр Дюма, Проспера Мериме в Франции, Л. Тика в Германии, Джорджа Байрона и Перси Биши Шелли в Англии брали верх над традиционным репертуаром классицизма. Кроме того, наряду с постановками новых романтических пьес сыграло свою роль и переосмысление в романтическом духе пьес Шекспира, Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга Гете.

Романтический театр чрезвычайно увеличил силу воздействия на зрителя, в чем была огромная заслуга целого поколения замечательных актеров. Они принесли на сцену свободную язык вместо господствующей ранее мелодекламации, взволнованный выразительный жест вместо статических поз. Во Франции блистали Марк Дорваль, Фредерик Леметр и Элиза Рашель. Впечатляющей жизненностью и реализмом отмечалась игра легендарной Сары Бернар. В Лондоне на сцене властвовал Эдмунд Кин - актер, в искусстве которого чувствовалась глубокая близость с Байроном. Среди его сценических работ наибольшая слава выпала на его романтическое трактовки образов Гамлета и Отелло. Он был легендой при жизни, легендой стала и его смерть на сцене.

Однако постепенно главной фигурой в театре становится не актер, даже гениальный, а режиссер, который создавал художественно цельные произведения на сцене. Он должен был не только отрабатывать мизансцены с актерами, но и сотрудничать с музыкантами и художниками-оформителями. Из таких режиссеров в то время выделялся Людвиг Кронека из знаменитого немецкого Мейнингенского театра. В своих постановках он стремился к ансамблевости в постановке пьес, т.е. единства, согласованности актерской игры, исторической правдивости декораций, тщательной продуманности световых и звуковых эффектов. Особенно оживились и разнообразными были у него массовые сцены. Театр все больше становится синтетическим видом искусства.

Что касается зачинателя современного нам "режиссерского" театра, то им считается Антуан Анре, который создал в Париже в 1887 "Свободный театр" - собственно студийный, полузакрытый, посещать который могли только лица, купившие абонементы на весь сезон. Это позволяло режиссеру обойти цензуру и открывало больше возможностей для выбора пьес для театрального репертуара. Он боролся за правдивый показ на сцене современной жизни. Полно новые принципы в театральном искусстве воплотились в творчестве созданного в России в 1898 Московского художественного театра - детища Константина Станиславского, Владимира Немировича-Данченко, Антона Чехова, Максима Горького и целой плеяды прекрасных актеров.


10. Кино

В XIX в. в Европе, во Франции, родился новый вид искусства, который стремительно завоевывал себе самую массовую зрительскую аудиторию, - искусство кино. Кино - дитя времени, которое объединяло в себе научно-технический прогресс с творческими поисками деятелей искусства. Изобретение в 1859 Луи Дагером фотографии, гениальная догадка братьев Огюста и Луи Люмьеров, которые соединили фотографическую пленку с проекционным фонарем, привели в 1895 г. к появлению кино. Независимо от них механик Одесского университета И. А. Тимченко на два года раньше создает кинетоскоп и 9 января 1894 на IX съезде русских естествоиспытателей и врачей, который проходил в Москве, осуществляет с его помощью первый в мире киносеанс (зрители увидели на экране кавалеристов и метателей копий в движении). Несмотря на то, что участники съезда оценили изобретение и передали его в Политехнический музей в Москве, официальные круги довольно прохладно отнеслись к "живой фотографии", которую изобрел гениальный украинский изобретатель. Известное заявление Николая II по этому поводу: "Все это чушь, никакого значения таким мелочам предоставлять не стоит ...".

28 декабря 1895 в Париже на бульваре Капуцинок в помещении "Гранд кафе" был организован первый в мире публичный киносеанс. Зрители столицы Франции увидели свой первый фильм - выход рабочих с фабрики. Именно это событие принято считать датой рождения кинематографа. Разработав свой оригинальное устройство, фирма "Люмьер" быстро поставила дело кино "на поток". Две из первых кинокартин "Прибытие поезда" и "Полит поливальщик" настолько потрясли людей, что уже через несколько недель аппарат и фильмы Люмьеров появились и публично демонстрировались в Риме, Вене, Берлине, Москве, Петербурге, а также в Одессе, а затем попали в Египта, Австралии, США. Во всех странах мира появились синематографы, иллюзионы, кинотеатры, а через год-два в большинстве европейских стран начинают снимать собственные фильмы. Но как вид искусства кино все же принадлежит ХХ в.


11. Итог эпохи

Достижения XIX в. во всех сферах культуры оказались колоссальными. Этот период поражает гармоничностью развития и огромными результатами творческой деятельности человека в самых разных сферах. Тенденции, заложенные эпохой Возрождение, достигли зрелости, и люди в полном объеме ощутили их последствия.

Во всей сложности и, как тогда казалось, полноте сложилась научная картина мира. Изменилось положение науки в обществе, ее достижения стали прямо и осознанно влиять на уровень производства, всей жизни. В массовую, а в развитых странах общую превратилась грамотность.

Регулярными становятся международные научные, литературные, художественные контакты, тем самым закладываются основы мировой науки, мирового искусства.

В художественное творчество пришли огромное стилевое, жанровое разнообразие. Причем всех великих мастеров при их яркой индивидуальности объединяло осознание неповторимой ценности человеческой личности. Оправдалась пророческая мысль Стендаля : "XIX века будет отличаться от предыдущих веков точным и пламенным изображением человеческого сердца".

В недрах культуры XIX в. начались принципиально новые научные открытие, были разработаны философские системы, выдвинутые социальные теории, зародились художественные явления, которые определят характер уже следующей эпохи.

Светлые лозунги свободы, равенства и братства, провозглашенные Французской революцией в начале эпохи, успехи в развитии культуры, множились с каждым годом, порождали надежды на скорое разрешение человечеством всех социальных, политических проблем. Однако этого не произошло, и на рубеже XIX-XX вв. среди творческой, научной интеллигенции стали преобладать мрачные, пессимистические и радикальные революционные настроения. Можно вспомнить слова героини выдающегося французского писателя XIX в. Ги де Мопассана, завершающие один из его программных произведений: "Вот видите, какое оно - жизнь: не такое хорошее, и не так уж плохо, как думается".


Источники

  • Западно-европейское искусство 2й половины 19 в. Сборник статей.М, "Искусство", 1975 (рус).
  • Труды Гос. Эрмитажа, т 22, Л, "Искусство", 1982 (рус).
  • Маркарян Э.. С. Очерки истории культуры. - Ереван: Изд. АрмССР, 1968.
  • Энциклопедия культур Deja Vu
  • Поликарпов В.С. Лекции по истории мировой культуры. М.: Знание, 2000. - 359 с.
  • Украинская и зарубежная культура. Учебное пособие / Под общ. ред. Заболоцкий К. В. - М.: "Восточный издательский дом", 2001. -С. 79-102

См.. также


Вышивка Это незавершенная статья по культуры.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.


История Это незавершенная статья по истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.