Надо Знать![]() |
ВведениеЖак-Луи Давид ( фр. Jacques-Louis David , * 30 августа 1748, Париж - ? 29 декабря 1825, Брюссель, Бельгия) - французский живописец, художник. Известный представитель Просвещения и неоклассицизма. Участник французской революции 1789-99; придворный художник Наполеона I; античные темы (Клятва Горациев), сюжеты, связанные с эпохой революции и империи (Смерть Марата), портреты. Пылкий сторонник Наполеона, после его поражения переехал в Бельгию. 1. Жизнеописание. Ранние годыРодился в Париже в семье коммерсанта. В девять лет отец умер (был убит на дуэли) и воспитанием племянника опиуквалась семья его матери - Бюрон, где были архитекторы. Парня рано привлекли к рисованию, которое и без принуждения захватывало подростка. Юношей его пытались пристроить в ученики известного художника эпохи рококо - Франсуа Буше. 2. Соблюдение стилистики рококоЛучшие образцы живописи рококо дали Франция и Италия. Во Франции учредителями рококо становятся француз Антуан Ватто и итальянка из Венеции Розальба Карьера. Позже дело продолжили
3. Борьба за Римскую премиюВ ранних произведениях Давида - все те же античные персонажи, что и на картинах известных представителей господствующего стиля, кукольные, жеманно ("Поединок Марса и Венеры", "Дети Ниобы, которых постлилялы Диана и Аполлон" и др.). Даже ранняя картина "Смерть философа Сенеки "с трагическим сюжетом - кукольная и жеманно. Фигурки людей - маленькие, все суетятся вокруг умирающего, жесты - слишком театральные, а колорит - как на обертке конфеты. забываешь, что это рассказ о смерти. Существовало множество подобных картин. Студент Давид несколько раз участвует в конкурсах на Римскую премию, но каждый раз из-за интриг в жюри ее давали другим претендентам. Наконец очередная рококовой композиция Давида "Врач Еризистрат открывает причину любовной болезни Селевка" ( 1774 г. ) В четвертом конкурсе принесла Давиду Римскую премию и право на поездку в Рим. 4. Первое пребывание в РимеПребывание в Италии хорошо повлияло на Давида. Позже он восторженно описал свое состояние (на русском)
Кроме Рима, Давид вместе с приятелями посетил Капую, Казерта, Неаполь, раскопки в городе Помпеи, Флоренцию. Среди тех, кого знал в папской столице молодой художник - римский живописец Помпео Батони, тоже сторонник классицизма. После пребывания и упорного труда в Риме ( 1775 - 1780) возникает совершенно другой художник, последователь классицизма, его лучший представитель в искусстве Франции 18 века. Программным произведением этого периода стала картина "Присяга Горациев". Никаких маленьких фигур, никакой суеты, никаких слащаво-конфетных красок. Братья клянутся перед военным походом и идут на смерть. Смерти еще нет (два брата из трех погибнут), а смерть уже чувствуется в суровых красках и торжественно подавленном настроении произведения. Творческие периоды Давида условно можно разделить на:
5. Возврат и бракосочетанияИз Рима в Париж вернулся молодой художник, познавший первую славу. Уже первые созданные им картины и заказные портреты частных лиц принесли ему известность и материальный достаток ("Присяга Горациев", "Портрет графа Потоцкого верхи", " Велизарий просит милостыню "). Дени Дидро одобрительно отозвался о все картины Давида в рукописи "Салон 1781", который далеко разошелся от Парижа в копиях. В 1782 г. Давид в брак с Маргаритой пекулий. Семья будет четверо детей. В 1784 - 1785 гг Давид второй раз посетит Италию. 6. В годы революцииЧеловек, не очень разбиралась в политике и в тогдашних политиках, художник Давид принял революцию и способами служил ей. Он пишет портреты известных генералов, защитников революционной Франции, ее убитых героев-революционеров, становится режиссером новых, малопонятных, революционных праздников. Именно Давид много сделал для подъема престижа художника, как профессии, способного деятельно служить государству, ( республике в то время), а не князьям лицам. Бурные политические события втянули его в самый водоворот стремительных перемен. Давид был членом клуба якобинцев (бывший Клуб друзей конституции), членом Национального Конвента. Он был среди тех, кто голосовал за казнь короля Франции без проволочек. Голосование было поименным и вносилось в протокол. Но главным полем деятельности Давида оставалось искусство. Именно он станет председателем художественной жизни Парижа в годы революции. Давид всячески способствовать спасению художественных сокровищ с усадеб и дворцов эмигрантов-аристократов, которых революционное правительство перевел в статус предателей и конфисковал их имущество. Давида как деятеля искусств напугали случаи разрушения готических соборов и церквей, покатились Францией, избиты древние витражи суток средневековья, порубленные председателя скульптур каменных королей в соборе Нотр Дам. Бывший королевский дворец Лувр, который пытались разрушить, наконец превратили в Национальный музей, куда начали свозить спасены картины и рисунки, мебель, гобелены, бронзу, античные скульптуры, судьба которых считалась крайне опасной во время сражений или народных волнений в провинциях. Не забывал художник и о коллегах, что нуждались. Давид выступал ходатаем перед революционным правительством ради материальной помощи художникам, которые не разделяли политических позиций мастера, но оставались известными специалистами декоративного или даже прикладного искусства, ненужного революции. Так, старого Жана-Оноре Фрагонара Давид привлек к спасению произведений искусства. Фрагонар исследовал заброшенные усадьбы аристократов (вынужденных эмигрантов, спасавших свою жизнь) и свозил в Национальный музея (теперь Лувр) заброшенные произведения искусства. Неизвестно, сколько сотен картин спас именно Фрагонар, вероятно, не одну ... Но историки искусства до сих пор благодарят назад за тысячи спасенных рисунков старых мастеров, потому первоначальную коллекцию рисунков Лувра скомплектовал именно Фрагонар. 7. Произведения Давида периода революционного классицизма
8. Смерть Марата (1793)![]() Смерть Марата, (1793), Королевские музеи изящных искусств (Брюссель), Бельгия Давид восхищался благородной красотой греческого искусства и пытался отдать дань этому искусству в портрете Марата, одной из главных фигур Французской Революции. Марат страдал от болезни кожи, через которую вынужден был принимать медицинские ванны. Однако Марат не привык тратить время назад ставил возле ванны доску, служившую ему столом. В то роковый день в комнату к Марата была допущена женщина, которая несла деятелю петицию. И когда Марат читал это письмо, женщина убила его ножом. На картине Давида Марат еще держит перо в одной руке, а петицию - в другой. Картина вызывает шок у зрителя, что впервые ее увидел, поскольку изображает фигуру мертвого политического лидера, что приходит из ванны. Нож убийцы до сих пор находится на полу. Теплые цвета скупо использованы в картине (только круг ранения Марата). Давид призывает зрителя разделить боль и гнев, которые он испытывал из-за убийства Марата. Однако картина Давида изображает только одну сторону истории, является пропагандой. Марат был сторонником насилия в политике, и только убийство остановило его террор. А Давид в своей картине пытался повлиять на точку зрения зрителя и показать драматичность этого сюжета, представляет Марата - как жертву врагов революции. 9. После переворотаДавид счастливо обошел опасности во время террора, но потерпел два арестов после очередного переворота и смены политиков при власти. После переворота и казни Робеспьера, Сен-Жюста - Давид вынужденно отходит от активного участия в политике и деятельности в пользу новой буржуазной власти. Французская революция начала поглощать своих детей, как Сатурн в римских мифах. В 1799 г. после очередного переворота военных - власть получил молодой генерал Наполеон Бонапарт. Давид отходит от политики и сосредотачивается на частной жизни, набирает учеников. Его творчество этих лет - совершенно лишена общественных тем и общественного значения. Среди наиболее интересных работ - портреты (портрет мсье Серизиа, портрет мадам Серизиа с сыном). Это изображение людей, переживших тяжелые революционных событий и сосредоточены на частной жизни. Политикам не было дела до них, а им не было дела до политиков. Как художник и человек - Давид открывал для себя ограниченный мир французских мещан и буржуа. Но о художнике вспомнили. Его способности понадобились новой аристократии, которая начала формироваться в военном и семейном окружении Наполеона. Им был нужен мастер, который был способен своим искусством прославить их военные победы, их величие, ничмы не уступала величия европейских монархий. Наполеон становится сначала первым косули, а впоследствии - императором Франции, маскируя это соответствием государственным интересам Франции и необходимостью иметь манер, который бы уравнивал его с европейскими монархами. Начинаются авантюрные наполеоновские войны и создания французской империи. Республиканские настроенные лица отходят от Наполеона, осознав качественные изменения в политике Бонапарта (композитор Бетховен разочарованно воскликнул "Он такой же - как все!". Воевать на стороне Наполеона ради имперской цели отказался генерал Тадеуш Костюшко и др.). Давид - наоборот, поддержал Наполеона и начал выполнять заказы его самого, его семейного и военного окружения. Стиль работ художника в очередной раз изменился - стал величественным, холодно-официозним, виртуозное исполнение не смягчали ни яркие краски, ни золотое шитье генеральских устройств, ни золото новейших, ампирной мебели и интерьеров. Впоследствии Давид занял место главного мастера при дворе Наполеона. Холодной имперским величием веет от ходульных полотен Давида, среди которых "Коронация Наполеона", "Раздача имперских орлов на флаги наполеоновских отрядов", "Наполеон на перевале Сен-Бернар". 10. Наполеон в своем кабинете (1812)Давид был придворным художником Наполеона. Наполеон понимал важность пропаганды, а Давид мог воплотить хорошую пропаганду. Примером этого является портрет Наполеона под названием "Наполеон в своем кабинете". На нем император изображен у стола, на котором размещены бумаги государственного значения. Часы показывают нам, что уже четыре часа. И горящая свеча позади императора, указывает на то, что сейчас ночь, а не вечер. Итак, пока граждане мирно спят, император продолжает пикуватись об их благосостоянии, что было комплиментом художника вельможному и жестоком политику. 11. Поражение Наполеона![]() Худ. Поль Бодри, Убийство Марата, или "Шарлотта Корде" Давид станет свидетелем огромной поражения Наполеона от объединенных армий европейских монархий, ликвидации французской империи, ссылки Наполеона на отдаленный остров, восстановление королевской власти во Франции. Трагедия страны доверилась Наполеону, тысячи погибших и замерзших на полях сражений, тысячи удов и сирот во Франции, потерпевшей поражение - никак не отразились в творчестве художника, которого назовут летописцем эпохи. Художнику вдруг вспомнят близость к Наполеону и его окружения - и он раз испытывает отстранения от позиций ведущего мастера суток. Произведения Давида было забонено покупать для сборников Российской империи, их не покупал и русский император, который собирал известные картины для сборников Эрмитажа. В Париже и Франции разместили оккупационный корпус новых победителей-иностранцев. В годы революции уничтожали и жгли портреты королей Франции и аристократов. С восстановлением монархии во Франции после 1814 г. началась компания уничтожения портретов Наполеона и его окружения. Доля картин периода революции уничтожена, часть картин Давида, подаренных республиканском тогда правительству - возвращена художнику, доля - продана за границу. Восстановлена монархия поддержала врагов революции и в стране начался культ убийцы Марата - Шарлотты Корде. 12. Эмиграция. Последние годы.
Давид в 68 лет вынужденно эмигрировал в франкоязычный район Бельгии, куда эмигрировала значительное количество республиканские настроенных французов. Художнику было разрешено забрать как собственное имущество и картины революционной тематики - "Смерть Марата" и "Смерть ле Пеллетье". Девятого январе 1816 г. вместе с женой он отправился в ссылку. В ссылке писал портреты и легкомысленные мифологические сюжеты. Умер в Брюсселе. Королвський правительство Франции отклонил просьбу семьи похоронить умершего во Франции. Неоднократно эту просьбу отвергали и новые властители Франции. Уступкой был лишь разрешение на захоронение сердца художника на кладбище Пер Лашез. Война с художником продолжилась и после его смерти. 13. Избранные произведения![]() Портрет Антуана Лавуазье с женой (1788), "Метрополитен-музей", Нью-Йорк
14. Галерея произведений
См.. также
Источники
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |