Жак Лакан

Жак Лакан

Жак-Мари-Эмиль Лакан (* 13 апреля 1901, Париж - ? 9 сентября 1981) - французский психоаналитик и психиатр, внесший значительный вклад в теорию психоанализа, философию и литературоведение.

С 1953 по 1981 год читал ежегодные семинары в Париже, осуществив значительное влияние на французских интеллектуалов в 1960-е и 1970-е годы, особенно постструктуралистських мыслителей. Его интердисциплинарное учение основывается на теориях Фрейда и включает такие понятия как бессознательное, комплекс кастрации, Его; идентификация; и язык как субъективное восприятие. Теории Лакана относят к критической теории, литературоведения, философии и клинического психоанализа.


1. Лакановский психоанализ

1.1. Реальное

Реальное (фр. reel) Жак Лакан использует термин "реальное" в качестве существительного еще в ранней работе, опубликованной в 1936 году. В настоящее время термин "реальное" пользовался популярностью среди философских кругов Париж и был детально проработан в работе Эмиля Меерсон (на которого Лакан ссылается в своей статье). Меерсон определяет реальное как "онтологический абсолют, как истинное бытие-в-себе". Говоря о реальном, Лакан, следовательно, продолжает установившуюся практику одного из направлений философии начала ХХ века. Однако, хотя начала использования Лакана этого понятия можно отнести к такому установившегося значения, позже этот срок испытывает многочисленных переформулювань и перетлумачень протяжении всей интеллектуальной деятельности Лакана.

Сначала реальное в теории Лакана просто противопоставляется сфере образа, в определенной степени помещает его в область бытия как противовеса видимости. Однако уже тот факт, что даже в это время Лакан различает реальное и "истинное", свидетельствует о том, что его понимание реального наделено определенной противоречивостью.

После первого применения в 1936 году термин "реальное" исчезает из работ Лакана вплоть до 1950-х, когда он вспоминает утверждение Гегеля, что "все реальное является рациональным (и наоборот)". Только в 1953 году Лакан превращает реальное в одну из фундаментальных категорий психоаналитической теории. Реальное становится одним из трех порядков, с помощью которых можно описать все психические феномены (другие два - это Символическое и Воображаемое). Теперь реальное становится не просто противостоящим воображаемом, но также помещается за пределами символического. В отличие от символического, которое конституируется посредством оппозиций, как присутствие и отсутствие, "в реально нет отсутствия". Тогда как символическая оппозиция намекает на возможность того, что что-то может отсутствовать с символического порядка, реальное "всегда на своем месте: оно несет, оно намертво прилипло, безразлично, что могло бы согнать его оттуда".

Тогда как символическое - это набор дифференцированных, отдельных элементов, называемых означающих, реальное, само в себе, является недифференцированным: "реальное совершенно лишено разрывов". Символическое внедряет "разрыв в реальное" в процессе сигнификации: "именно мир слов создает мир вещей - вещей, которые изначально были перемешаны в hic et nunc всего в процессе становления бытия"

В формулировках 1953-55 годов реальное описывается как то, что находится вне языке и не ассимилируется в ходе символизации. Как то, что "полностью сопротивляется символизации". Или, опять же, реальное мыслится как "сфера того, следующий за пределами символизации". Такое толкование не изменится в течение следующих лет карьеры Лакана, что побуждает его связывать реальное с понятием невозможности. Реальное является "невозможным", поскольку его невозможно представить, невозможно интегрировать в символический порядок и им невозможно никак завладеть. Именно такой характер реального, его статус невозможного и сопротивление символизации, придает ему травматического качества. Так, в своем прочтении истории болезни Маленького Ганса в семинаре 1956 57-го годов Лакан обнаруживает два реальных элементы, которые вмешиваются и нарушают кажущуюся доедипивську гармонию ребенка: реальный пенис, который делает себя ощутимым в инфантильной мастурбации и новорожденный сестра.

Реальное также элементы значения материи, обозначая материальный субстрат, находящийся под воображаемым и символическим. Такие коннотации материи также связывают реальное со сферой биологии и с телом в его непосредственной физиологичности (в противовес мнимых и символических функций тела). К примеру, реальным отцом является биологический отец, а реальным пенисом - физический пенис в противовес символическим и воображаемым функциям этого органа.

На протяжении своей деятельности Лакан использует понятие реального, чтобы пролить свет на целый набор клинических феноменов:


1.1.1. Тревога и травма

Реальное является объектом тревоги. Его невозможно опосредовать, а потому оно "фундаментальным объектом, не является уже более объектом, а этим что-то, встреча с которым заставляет все слова замолчать, а все категории потерпеть поражение, объектом тревоги par excellence" Именно неудачная встреча с этим реальным объектом предстает перед нами в форме травмы. Это tyche, которое находится за пределами "символического automaton"

1.1.2. Галлюцинации

Если что-то невозможно интегрировать в символический порядок, как например в психозе, оно может поворачиваться в реальном в форме галлюцинаций, снов наяву, так называемый фантазмов.

1.1.3. Внешняя / Внутренняя

Применение Лакана срока реальное очень сложным и проблематичным. Создается впечатление, что Лакан умышленно усилий, чтобы сделать это понятие наиболее загадочным и размытым из всех трех порядков, говоря о нем меньше и оставляя его окончательное значение радикально неопределенным. Поэтому совсем не понятно, реально является внешним или внутренним, и его можно понять с помощью разума. С одной стороны, реальное просто обозначает объективную, внешнюю реальность, материальный субстрат, который существует независимо от наблюдателя. С другой стороны, такое наивное толкование реального подрывается тем фактом, что реальное также включает такие феномены как галлюцинации и травматические сны. Такая амбивалентность отражает двусмысленность, которая свойственна еще фрейдовском термина "реальность" (Wirklichkeit и Realit?t) и их различения между материальной реальностью и психической реальностью.


1.1.4. Реальное и рациональное познания

С одной стороны, реальное нельзя познать, поскольку оно находится за пределами воображаемого и символического. Это что-то вроде "вещи-в-себе" Канта, непознаваемого х. С другой стороны Лакан цитирует утверждение Гегеля, реальное является рациональным, а рациональное - реальным, тем самым давая понять, что его можно узнать с помощью расчетов и логики.

В работах Лакана 1970-х годов можно обнаружить попытку решить такую ​​неопределенность, с помощью различения между реальным и реальностью (например, когда Лакан определяет реальность как "гримасу реального" в 1973 году). В этой оппозиции реальное отчетливо помещается за пределами познаваемого и податливого к ассимиляции, тогда как реальность обозначает субъективные репрезентации, что является продуктом символических и мнимых артикуляционные. Однако даже после введения такого различения, Лакан все еще часто использует понятие реального и реальности как взаимозаменяемые термины.


Источники