Жак Маритен

Жак Маритен
Jacques Maritain
Родился 18 ноября 1882
Париж, Франция
Умер 28 апреля 1973
Тулуза, Франция
Гражданство Франция Франция
Известный христианский философ, основатель неотомизма

Жак Маритен ( фр. Jacques Maritain * 18 ноября 1882, Париж, Франция - ? 28 апреля 1973, Тулуза, Франция) - французский философ, теолог, основатель неотомизма.


Биография

Получив протестантское воспитание и учась в университете биологии, 1906 года Жак Маритен, однако, принял католичество. Своей задачей он видел интегрировать современную философию с идеями св.Фомы Аквинского. Он преподавал в Франции и США.

В период от 1948 к 1960 года Жак Маритен занимал должность профессора в Принстонском университете. В своих лекциях и многочисленных книгах Маритен защищал католичество от разновидностей модернистских идей, считая необходимым интегрировать прогресс и традицию в рамках католической веры, а не церковь в существующие реалии. Современные проблемы и насущные ситуации, по мнению теоретика, могут и собственно должны решаться "по-христиански". Кроме того, работы Маритена посвящены и другим отраслям социума - напр., политике и эстетике.


Интегральный гуманизм Жака Маритена

Социальные идеи Жака Маритена направлены на решение проблем современности в христианском ключе. Выход из ситуации кризиса современной ему эпохи Маритен видел в утверждении "теоцентрического гуманизма", "персоналистической демократии", христианизации всех областей духовной культуры и экуменическом сближении религий.

В работе "Присмерок цивилизации" Маритен описывает становление гуманистических идей, и ошибки, которые привели к их вырождению. Гуманизм мыслитель понимает как развитие всех возможностей человека, раскрытие его первичной величия. Но гуманизму, начиная от античности, свойственная порок замыкание человека на самом себе. Именно в изоляции (самоизоляции) человеческой природы от Высшего существа, по учению Маритена, спрятанные проблемы современного человечества. При отсутствии Бога, человек теряет и свою душу, что ведет к появлению таких теорий разочарования и абсурда как философия Ницше и / или экзистенциализм. Крайностями есть марксизм, полностью сосредоточен на своему рационализме, и христианский гуманизм, который направил все усилия на поисках "Града человека-бога вместо обращения к идеалу Града личности, созданной по образу подобию".

Духовные преобразования и обновления цивилизации Маритен связывал с выдвинутым им проектом "интегрального гуманизма", который преодолевает уход человека от Бога путем обновления трансцендентных основ человеческого существования. В такой новой цивилизации христианская вера будет соглашаться с секулярными институтами. Источником суверенитета государства, по Маритеном, должен быть Бог, а главными целями государства должны стать социальные и христианские идеалы. В такой христиански инспирирований демократии религия будет регулировать на высшей ступени отношения между индивидами, и личная свобода, таим образом, будет развиваться. Фашизм и коммунизм искоренили такую ​​свободу, а либерализм, который одобряет эгоизм и индивидуализм, противоречит нормам христианской морали. Интегральный гуманизм, наоборот, рассматривает человека как единство божественного и человеческого начал.

Маритен не счел свою концепцию, в отличие от марксистского гуманизма, утопической. Социалистический гуманизм абсолютуе коллективное начало, либеральный - индивидуальное, а интегральный гуманизм держится золотой середины, сочетая обновление с сохранением традиционных ценностей.

Соблюдение трех основных принципов интегрального гуманизма:

  1. утверждение личностных ценностей;
  2. сосуществования людей в стремлении к общему благу;
  3. христианско-теистическая направленность гуманизма, ведет к экуменического сближения верующих.

Все это, по мнению Маритена, приведет к существованию общества, в котором наиболее полно смогут раскрываться способности и талант личности, а также будет находить свое воплощение человеческая свобода.

Для наглядности значения интегрального гуманизма Маритена для развития католической мысли и Церкви в целом в XX веке, достаточно вспомнить, что 1967 года в энциклике "О прогрессе народов" ("Populorum progressio") папа римский Павел VI писал о стремлении Католической Церкви в реализации именно идеала "интегрального гуманизма".


Библиография

  • Маритен, Ж. В человеческом знании / Предисловие к публикации А.В. Апполонов / / Вопросы философии. - 1995. - № 5. - С. 106-117.
  • Маритен, Ж. Знание и мудрость / Пер. с фр. Л. Н. Степачева. - М.: Научный мир, 1999.
  • Маритен, Ж. Человек и государство. - М.: Идея-Пресс, 2000. ISBN 5-7333-0033-7
  • Маритен, Ж. Избранное: Величие и нищета метафизики / Отв. ред. и сост. Р.А. Гальцева; пер. с фр. В. П. Гайдамака. - М.: РОССПЭН, 2004. - (Книга света). ISBN 5-8243-0508-0
  • Маритен, Ж. Творческая интуиция в искусстве и поэзии. - М.: РОССПЭН, 2004. - (Книга света). ISBN 5-8243-0413-0
  • Маритен, Ж. Вот Бергсона к Фоме Аквинского: очерки метафизики и этики / Пер. с фр. В. П. Гайдамака. - М.: Ин-т философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. - (Bibliotheca Ignatiana). ISBN 5-94242-015-7
  • Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли: Реф. сб. / Отв. ред. Р.А. Гальцева. Вып. 1. - М.: ИНИОН, 1990.
  • Работы Ж. Маритена по культурологии и истории мысли / Отв. ред. Р.А. Гальцева. Вып. 2. - М.: ИНИОН, 1992.
  • Шишков, К. А. Современный неотомизма: история и политика в философии Ж. Маритена: Конспект лекций. - Тверь: Тверь. гос. ун-т, 1999.
  • Долгов, К.М. Социальный смысл эстетической концепции Жака Маритена / / Вопросы философии. - 1963. - № 11. - С. 132-142.
  • Губман, Б. Л. Проблема единства знания в неотомизме Ж. Маритена / / Вопросы философии. - 1980. - № 3. - С. 141-146.