Надо Знать

добавить знаний



Жак Оффенбах


Жак Оффенбах. Фото Феликса Надара, 1880 г.

План:


Введение

Жак Оффенбах, настоящее имя - Ебершт Якоб ( 20 июня 1819, Кельн - 5 октября 1880, Париж) - французский композитор, один из основателей классической оперетты.


1. Жизнеописание

Родился в городе Кельн. Семья жила на улице Рыжий Клоше, старинная застройка которой давно уничтожена. Семья имела еврейское происхождение. Отца звали Иберст. В качестве фамилии он выбрал название городка Оффенбах, где родился, и которую передал своим детям. Отец пел в местной синагоге и был музыкантом. Игре на музыкальных инструментах он обучал и своих сыновей. Якоб Ебершт мальчиком играл скрипку.

1.1. Захват виолончелью

Несмотря на скромную плату певца синагоги, отец покупал музыкальные инструменты, среди его приобретений была и виолончель. Маленькому тогда роста Якобу запретили браться за большой инструмент. Но запрет родителей сработала как поощрение, парень заинтересовался виолончелью и тайком начал самостоятельно осваивать игру на ней. Тайна не удержалась. Чтобы улучшить материальное положение семьи, отец создал трио собственных сыновей и те зарабатывали деньги музыкой в ​​дешевых кафе и столовых. Виолончель на годы станет любимым инструментом Оффенбаха.


1.2. Год в Парижской консерватории

Молодой Оффенбах с виолончелью.

Отец пожелал дать музыкальное образование Якобу, который выделялся способностями среди сыновей. Месту учебы выбрали Париж, куда отец и визиз 14-летнего парня. Экзамены были тяжеловатыми, среди жюри - был и тогдашний директор Луиджи Керубини (1760-1842). Он вынес вердикт, парень со способностями, но принять - невозможно, потому что он - иностранец (но иностранцем был и сам итальянец Керубини). Керубини также печально прославился тем, что запретил принять в Парижскую консерваторию - Ференца Листа, для которого французский язык был родным ...

Трудности как-то уладили и Якоб Ебершт же стал студентом. Он учился в Парижской консерватории только один год (1833-1834). У парня прорезался собственный характер, к тому же ему нужны были деньги, которые он начал зарабатывать игрой на виолончели в парижских салонах богачей, а также в различных парижских театрах. Юношей он даже два года проработал в престижном театре Опера Комик виолончелистом. Недозвильни выходки и шутки в оркестре заканчивались для Оффенбаха штрафами, через два года его увольняют.


2. Начало композиторского творчества

Якоба признавали виртуозным виолончелистом, но он уже мечтал о карьере оперного композитора. В эти годы начинают появляться его первые музыкальные произведения - например, "У моря" для виолончели. Но карьера оперного композитора - не далась, потому парижане признавали музыку Оффенбаха вульгарной, а сюжеты его опер - причудливыми.

3. Свой маленький театр

Чтобы не отрываться от театров, он решил сам создать театр. И местом для его размещения избрал Елисейские поля. Там планировали провести Всемирную выставку-ярмарку 1855 года. Он понимал, что ленивые богатые искать легких развлечений и музыки. Так в тридцать шесть лет он основал свой первый маленький театр Буфф Паризьен. Среди спектаклей этого театрика - комедии, написанные Оффенбаха ("Последний паладин", "Двойка слепцов" с шутками и клоунадой). Оффенбах начинаниях делать себе имя и как композитор, и как бизнесмен от театра.


4. Театр Оффенбаха в пассаже

Буржуазным миром середины и конца 19 в. покатилась волна создания универсальных магазинов и пассажей. В авангарде создания новых торговых точек - Франция, США, Бельгия. Чтобы привлечь покупателей, пассаж объединяют под одной крышей магазины, склады, кафе, комнаты для мужчин, пока женщины бродят лавочками, первые туалеты. Разработаны и стратегии долгого удержания посетителей в универсальных магазинах с семьями и детьми, чтобы продать якамога больше товаров - от продуктов и модной одежды - до ничтожных мелочей. Приобретает бесстыдства, мощи и ярости реклама - на фасадах сооружений, в буржуазных изданиях, плакатах и газетах и т.д.. Заложились условия для формирования и продажи желаний, условия для новой болезни - шопинга, когда посетитель начинает стремительно покупать намеренно ненужные вещи, условия для перепроизводства товаров, безработицы и экономических кризисов. Буржуазная архитектура деятельно принимает в этом участие. Бизнесмен Оффенбах переводит театрик Буфф Паризьен в пассаж, чтобы не отрываться от толпы. Это пассаж Шуазель, что существует в Париже и сейчас. Театриков ориентировался на буржуазную публику и збагатившийся средний класс, на их вкусы. Бизнесмен Оффенбах становится директором и берет большой кредит на ремонт и увеличение зрительного зала. Ведь чем больше мест в театре, тем больше денег можно заработать, не сильно увеличивая цену на билеты. К тому же толпа в пассаже не утихал дни. Среди первых комических представлений на новом месте - "Орфей в аду". Спектакль был длинной по времени и не сразу получила успех. Оффенбах сократил произведение, горячо фантазировал, превратил Зевса в муху, которая, например, добилась расположения Эвридики. В ариях Зевса-мухи использованы шипящие звуки вместо слов, что усиливало комизм ситуаций. Сам спектакль Оффенбаха - пародия на серьезную оперу и не первая переработка старого сюжета, известного менее триста лет в то время.


5. Стабилизация материального положения

Густав Курбе. "Скалы в Этрета", 1870 г.

Он таки добился успеха как композитор комических представлений, потом пришла и стабилизация материального положения. За модными привычками буржуазной семьи с достатком Оффенбаха строят собственную каменную виллу в модном в то время Этрета. Местность и поселение буржуа расположенные на побережье вблизи живописных скал, так любили писать французские и иностранные художники, среди которых Густав Курбе, Поленов Василий Дмитриевич, Клод Моне т.д..

Обладатели виллы и их гости развлекаются, шутят, но Оффенбах работает или дополняет, меняет, урезает собственные произведения. Среди жартивливх произведений художника - "Пляжная кантата" с короткими шутливыми куплетами. Отметил он и годовщину собственного брака, что не помешало композитору "охотиться" на женщин и иметь любовниц.


6. Сотрудники

Певица Гортензия Шнейдер

Одному директору Буфф Паризьен трудно (или совсем невозможно) было бы наладить успешное театральная жизнь заведения. Вокруг него сложился творческий кружок-квартет, в который входили

  • сам Оффенбах
  • певица Гортензия Шнейдер
  • Людовик Галеви
  • Анри Мильяк (оба либреттиста).

Эта четверка обеспечит успех произведений 1860-по годам, среди которых произведения от "Прекрасной Елены" до "периколит". Теперь оперетты Оффенбаха начинают ставить в разных театрах Парижа, Лондона и Вены. В оперетте "Парижское жизни" Оффенбах отошел от древних сюжетов и обратился к французской реальности.


7. Болезни и странности

Он и раньше отличался слабым здоровьем. Теперь врачи без колебаний ставят ему диагноз ревматизма и советуют лечиться на водах. Вместе с театром он перебрался в немецкий городок Бадемс, где термальные воды. Оффенбах постоянно мерзнет. Сохранены Карикатуры на него, где его подают закутанная в меха и что-то неистово кричащий, возможно, на актеров на репетиции. Известны случаи, когда в пылу он ломал об фортепиано собственную трость. На курорте он одевался как попугай. Его видели то в необычных шляпах и одеждах, то в красных панталонах, в желтых пиджаках. Азартный Оффенбах постоянно играет в рулетку и часто проигрывает. Но ставит собственные произведения в курортном курзале и ведет репетиции.


8. Франко-Прусская война

Выездам в Германию на курорт конец Франко-Прусская война. Развлечений меньше, из Парижа начался отток обеспеченной публики, главных посетителей театра Оффенбаха. Чтобы как-то прожить, Оффенбах перешел в фантастически-сказочных представлений ("Путешествие на Луну"). Затем были гастроли по городам Соединенных Штатов.

9. Сестра в США

В США эмигрировала сесть Оффенбаха - Изабелла, с которой он поддерживал отношения. Оффенбах посещал сестру, способствовало знакомству с его произведениями, комическими сценами и находками тамошнюю публику. Закладываются традиции буржуазного комизма стран Запада с их суетой, ерундой, пантомимой и т.д.. Все эти черты расцветут вскоре в немом кино, где язык и чувства персонажей передают суета актеров, быстрая мимика лица, движения глазами и конечностями, излишки грима, странные ситуации и костюмы и т.д..


10. Спектакль "Сказки Гофмана" и смерть

Особое место в творчестве композитора заняла некомична спектакль "Сказки Гофмана". (Он и ранее обращался к серьезным, некомичних жанров, но все они проходили незамеченными, не имели успеха у парижан - "Ундина", "Фантазия"). Художник нахмурился, и на сцену выводит не комических Зевса, Эвридику, Елену, а Дьявола. "Сказки Гофмана" - в постановке Оффенбаха - жуткая представление.

5 октября 1880року он умер Париже на 61-м году жизни.

11. Семья

Чтобы стать своим в Париже, Оффенбах перешел в католицизм и стал Жаком. Жак Оффенбах женился с шестнадцатилетней Эмилией Далькен, дочерью из богатой семьи. В семье родилось пятеро детей, все девушки и один сын.

В 20 веке жили французские потомки композитора (семья Бурадон).

12. Произведения композитора

Создал музыку к более 100 оперетт, самые известные из которых

  • "Орфей в аду" (1858, 2-я ред. 1874),
  • "Прекрасная Елена" (1864),
  • "Синяя Борода",
  • "Парижское жизни" (обе jcnfyys - 1866),
  • "Перикола" (1868),
  • "Разбойники" (1869).

Эти произведения отличаются сатирической направленностью, остроумием и юмором, мелодичностью, изяществом инструментовки. Лирическое дарование Оффенбаха особенно проявилось в его последнем произведении - опере "Сказки Гофмана" (1880).

Источники

  • Краткий энциклопедический словарь по культуре. - М.: Украина, 2003. ISBN 966-524-105-2
  • Ainger, Michael (2002). Gilbert and Sullivan - A Dual Biography. Oxford: Oxford University Press. ISBN 0195147693.
  • Almeida, Antonio de (1976). Offenbach's songs from the great operettas. New York: Dover Publications. ISBN 0486233413.
  • Bekker, Paul (1909) (in German). Jacques Offenbach. Berlin: Marquardt. OCLC 458390878.
  • Faris, Alexander (1980). Jacques Offenbach. London: Faber & Faber. ISBN 0571111475.
  • Gammond, Peter (1980). Offenbach. London: Omnibus Press. ISBN 0711902577.
  • Harding, James (1980). Jacques Offenbach: A Biography. London: John Calder. ISBN 0714538353.
  • Henseler, Anton (1930) (in German). Jakob Offenbach. Berlin: M. Hesse. OCLC 559680953.
  • Horne, Alistair (2003). Seven Ages of Paris. London: Macmillan. ISBN 0333725778.
  • Kracauer, Siegfried (2002) [1938]. Orpheus in Paris: Offenbach and the Paris of his time. New York: Zone Books. ISBN 1890951307.
  • Lamb, Andrew (1992a). "Offenbach, Jacques". In Sadie, Stanley. The New Grove Dictionary of Opera. 3. London: Macmillan. pp. 653-658. ISBN 0333485521.
  • Lamb, Andrew (1992b). "Operetta". In Sadie, Stanley. The New Grove Dictionary of Opera. 3. London: Macmillan. pp. 707-713. ISBN 0333485521.
  • Levin, Alicia C. (2009). "A Documentary Overview of Musical Theaters in Paris, 1830-1900". In Fauser, Annegret; Everist, Mark. Music, Theater, and Cultural Transfer. Chicago: The University of Chicago Press. pp. 379-402. ISBN 0226239268.
  • Martinet, Andr? (1887) (in French). Offenbach: Sa vie et son oeuvre. Paris: Dentu. OCLC 3574954.
  • Pourvoyeur, Robert (1994) (in French). Offenbach. Paris: ?ditions du Seuil. ISBN 2020144336.
  • Traubner, Richard (2001). "Offenbach, Jacques". In Holden, Amanda. The New Penguin Opera Guide. London: Penguin Books. ISBN 0140514759.
  • Yon, Jean-Claude (2000) (in French). Jacques Offenbach. Paris: Gallimard. ISBN 2070747751.
  • Young, Percy M. (1971). Sir Arthur Sullivan. London: JM Dent. ISBN 0460039342.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам