Надо Знать

добавить знаний



Жанна д \ 'Арк


Святая Жанна д'Арк

План:


Введение

Жанна д'Арк (Орлеанская Дева) ( фр. Jeanne d'Arc (La Pucelle d'Orlans) * 6 января 1412 - 30 мая 1431) - национальная героиня Франции, католическая праздника.

Жанна, крестьянская девушка с востока Франции, утверждала, что имела видение от Бога, в которых ей было поручено спасти Францию ​​от английского владычества в конце Столетней войны. Она возглавила французские войска, и сначала ее деятельность принесла французам немало успехов и личную славу самой Жанне, но потом она начала испытывать неудач.

Орлеанская Дева воевала против англичан на стороне будущего короля Карла VII; была схвачена бургундцами, союзниками англичан, и 30 мая 1431 года сожжена на костре в Руане "за ересь, колдовстве и ношение мужской одежды".

Сразу же после его смерти по воле короля и по приказу Папы Римского начался реабилитационный процесс, который проходил в Париже и Руане в 1455 - 1456 годах и восстановил доброе имя Орлеанской Девы.

В 1920 году Римско-Католическая Церковь объявила Жанну д'Арк святой.

Фигура Жанны д'Арк много использовалась в искусстве и литературе, например такими художниками, как Кристина Пизанская, Шекспир, Вольтер, Шиллер, Верди, Брехт.


1. Жизнь

Жанна была дочерью Жака д'Арк и Изабеллы Роме, живших в Домреми, поселке, принадлежавшее тогда герцогству Барском, а позднее было аннексировано провинцией Лоррен и переименован в Домреми ла Пюсель [1]. Ее родителям принадлежали 50 акров (20 га) земли. Отец Жанны кроме работы на поле исполнял обязанности сборщика налогов и председателя сельского сторожевой службы [2]. Они жили в уединенной части северо-восточной территории, которая осталась лояльной французской короне, хотя со всех сторон ее окружали бургундские земли. На протяжении детства Жанны на село было совершено несколько рейдов и однажды его сожгли.

На судебном процессе Жанна утверждала, что ей 19, и она, наверное, родилась в 1412. Она говорила также, что впервые к ней пришло видение примерно в 1424, когда ей было двенадцать. Она была одна в поле и увидела три фигуры, в которых узнала архангела Михаила, святую Екатерину и святую Маргариту, которые приказали ей изгнать англичан и привести Дофен в Реймс на коронацию. Она говорила, что заплакала, когда они ушли - настолько они были прекрасными [3].

Когда ей исполнилось шестнадцать, она попросила родственника, Дюрана Лассуа, провести ее в соседний поселок Вокулер, в котором она обратилась к командиру гарнизона графа Робера де Бодрикора с просьбой предоставить ей разрешение посетить королевский двор в Шинони. Саркастическая отказ Бодрикора не заставила ее отказаться от задуманного. В следующем году, в январе, она вернулась, и на этот раз его поддержали двое, которые имели определенный вес: Жан де Мец и Бертран де Пуленжи [4]. Заручившись их поддержкой она вдуге обратилась с просьбой и сделала чрезвычайное предсказания об изменении положения у Орлеана [5].


1.1. Путь вверх

Когда вести с фронта подтвердили предсказания Жанны, Лаустон где Бодрикур дал ей эскорт для путешествия Шинона. Пробираясь через вражескую бургундскую территорию, она переоделась в мужскую одежду [6]. Прибыв ко двору, она получила частную аудиенцию с Карлом VII и произвела на него впечатление. В то время теща Карла Йоланда Арагонская финансировала отряд для подмоги Орлеана. Жанна попросила у нее разрешения поехать с отрядом и носить рыцарский доспех. Бронь, лошади, меч, знамя и другое снаряжение ей подарили. Возможно, благоприятное отношение королевского двора к Жанне объяснялось тем, что они видели в ней единственную надежду спасения режима, угрожавшего вот-вот развалиться [7].

Жанна дала затяжном англо-французском конфликта характер религиозной войны [8]. В этом был свой риск. Советников Карла смущало, что ее могут обвинить в ереси или в колдовстве, если не удастся подтвердить вне всякого сомнения ее религиозность. Враги Карла могли бы легко провозгласить, что его королевство - дар дьявола. Чтобы предотвратить такой возможности, Дофен велел провести теологический экзамен в Пуатье и подтвердить ее нравственность. В апреле 1429 комиссия свящиникив провозгласила Жанну девушку "безупречного жизни, доброй христианкой, наделенной качествами скромности, честности и простоты" [8]. Теологи с Пуатье не вынесли решение о ее божественного вдохновения. Они только сообщили, что можно сделать "благоприятное предположение" о Божьей природы ее миссии. Карлу этого хватило, но они переложили ответственность на него, отметив, что именно он обязан опробовать Жанну: "Сомневаться в ней, или отказаться от подозрения злодеяния означало бы выразить недоверие Святому Духу и быть недостойными Божьей помощи" [9]. Проверкой истинности его утверждений была стать победа под Орлеаном.

Жанна прибыла в Орлеан 29 апреля 1429, но Жан де Дюнуа, который возглавлял тогда семью герцог Орлеанский, не придал ему прав присутствовать на военных советах, и не сообщал ему о запланированных атаки на врага. Но это не остановило ее. Она приходила на большинство совещаний и принимала участие в схватках. Историки спорят о том, насколько она осуществляла руководство войском. Традиционные историки, такие как Эдуард Перруа, делают вывод, что она была знаменосцем и ее основная роль была в поддержании боевого духа [10]. Этот анализ обычно опирается на показания судебного процесса, на котором она заявила, что предпочитала флага, а не мечу. Новые исследователи, которые опираются на показания процесса отмены приговора, утверждают, что командиры считали ее умелым тактиком и успешным стратегом. Стивен В. Ричи считал, что она повела за собой войска и получила удивительную череду побед, которые изменили ход войны [6]. В любом случае историки соглашаются, что за ее недолгой карьеры войско добилось выдающихся успехов [11].


1.2. Во главе войска

Жанна отбросила осторожную стратегию, характерную для французского командования предыдущих кампаний. В течение пяти месяцев осады защитники Орлеана сделали только одну агрессивную попытку, которая зваершилася катастрофой. 4 мая французы атаковали и захватили крепость Сен-Лу, а 5 мая она совершила марш к другой крепости под названием Сен-Жан-ле-Блан, где не встретили сопротивления, поскольку противник ее бросил. На совете следующий день она выступила против Жана Орлеанского, требуя нового наступления. Жан Орлеанский приказал запереть городские ворота, чтобы предотвратить новой битве, но она созвала мещан и простых воинов и заставила мэра открыть ворота. Только с одним капитаном она вышла за город и захватила крепость Сен-Огюстен. В тот вечер она узнала, что ее исключили из военного совета, на которой командование решило ждать подмогу перед следующей действием. Вопреки этому решению она настояла 7 мая на атаке главной твердыни англичан - Ле Турель [12]. Когда Жанна получила ранения стрелой в шею, но вернулась, чтобы повести войско в последний наступление, она получила статус героини в глазах современников [13].

После неожиданной победы под Орлеаном появилось много предложений дальнейших наступательных действий. Англичане ожидали попытки отвоевания Париж или наступления в Нормандии. Жанна убедила Карла VII предоставить ей статус совместного командование войском вместе с герцогом Джоном II Алансонським. Король одобрил ее план отвоевания ближних мостов через Луару, что было прелюдией к наступлению Реймс и коронации Карла VII. Реймс был традиционным местом коронации французских королей. План был смелым, потому Реймс расположен примерно вдвое дальше, чем Париж, глубоко на территории врага [14].

Французское войско отвоевал Жаржо 12 июня Мен-сюр-Луар 15 июня, и Божанси 17 июня. Герцог Алансонський соглашался со всеми решениями Жанны. Другие командиры, включая Жано Орлеанским находились под таким впечатлением от успеха Жанны под Орлеаном, которые стали ее поклонниками. По словам Алансона она спасла ему жизнь во Жарго, предупредив о следующем артиллерийский удар [15]. Во битвы при Жарго Жанна сама получила удар каменным ядром по шлему. Подкрепление анлийцям прибыла в область военных действий 18 июня. Силами командовал сэр Джон Фастолф. Битву при Пате можно сравнить с битвой при Азенкуре, хотя следствие было противоположным. Французский авангард атаковал ранее, чем английские лучники смогли завершить приготовування к обороне. В результате значительная часть английского отряда погиб, а большинство командиров были убиты или попали в плен. Фастолф бежал с небольшим отрядом и стал козлом отпущения, на которого свалилась критика за унизительное поражение. Французские потери были минимальными [16].

Жанна д'Арк на коронации Карла VI, Доминик Энгр (1780-1867)

Французские силы отправились в направлении Реймса с Жиан-сюр-Луар 29 июня, а 3 июля им показался бургундский гарнизон города Осер. Другие города на пути войска тоже без сопротивления переходили на сторону французов. Труа, город в котором было подписано соглашение, ставившая целью лишить Карла VII прав на трон, капитулировал после бескровной четырехдневной осады [17]. На время, когда французские силы подходили к Труа, у них заканчивался провиант, но тут им повезло. Странствующий монах по имени брат Ришар проповедовал в окрестностях Труа конец света и убедил местных жителей, сажать бобы, которые созревали рано. Голодное войско прибыло именно на урожай [18].

Реймс открыл городские ворота перед силами французов 16 июля. Коронация проходила следующего утра. Хотя Жанна и герцог Алансонський призвали к скорейшему марша на Париж, королевский двор предпочел переговорам с герцогом Бургундским с целью достичь перемирия. Герцог Филипп Добрый нарушив соглашение, использовав его только для того, чтобы укрепить защиту Парижа [19]. В промежутке между схватками французские войска прошли маршем окраине Парижа, и им мирно сдались еще несколько городов. Английские силы во главе с герцогом Брэдфордского отправились навстречу французам и вышли на позиции против них 15 августа. Штурм Парижа начался 8 сентября. Несмотря на раненую стрелой арбалета ногу, Жанна продолжала руководить войсками до конца дня. На следующее утро пришел королевский приказ отступить. Большинство историков обвиняют в политических ошибках, которые произошли после коронации, большого Шамберлена Жоржа де ля Тремуайя [20]. В октябре Жанна захватила Сен-Пьер-ле-Мутье и получила дворянство.


1.3. Полон

После нескольких незначительных стычек в окрестностях Ла-Шарите-сюр-Луар в течение ноября и декабря, в апреле следующего года Жанна отправилась в Компьень, чтобы помочь городу выстоять англо-бургундскую осаду. 23 мая 1430 она попала в плен. Это произошло, когда ее силы атаковали бургундский лагерь при Марнье [21]. Когда бургундцы получили шеститысячный подкрепление, Жанна велела своим силам отстоять укрепленной позиции [21], но сама, по законам чести, последней покинула поле боя. Бургундцы окружили арьергард, и ее сбили с коня стрелой. Она спочастку отказалась сдаться [22]. В те времена было принято платить за пленников выкуп, но случай с Жанной был особенным. Многие историки обвиняют Карла VII в том, что он не вмешался. Она несколько раз предпринимала попытки побега, однажды прыгнул с 21-метровой башни в Вермандуа на мягкую землю в крепостном рву. После этого попытки ее перевели в бургудське город Аррас.

В конце концов, англичане выкупили ее у герцюога Филиппа Бургундского. Значительную роль в переговорах и в судебном процессе взял на себя еписком Пьер Кошон с Бове, который симпатизировал англичанам [23].


1.4. Судебный процесс

Башню в Руане, в которой Жанну держали во судебного процесса, стали называть башней Жанны д'Арк. При попытке побега она прыгнула с другой, видимо, подобной башни.

Обвинения в ереси и судебный процесс были политически мотивированы. Герцог Бедфордская объявил, что французский престол должен по праву принадлежать его племяннику Генриху VI. В результате действий Жанны состоялась коронация конкурента, поэтому, обвинения Жанны было попыткой поставить под сомнение легитимность ее короля. Судебный процесс начался 9 января 1431 в Руане, где располагался английский оккупационное правительство [24]. В ходе процесса были нарушения процедуры.

Допрос Жанка д'Арк в тюрьме кардиналом Винчестера. Картина Ипполита Делароша, 1824. Руанский музей изящных искусств.

Основная проблема была в том, что согласно церковным законам епископ Кошон не имел юрисдикции в деле [25]. Его назначение произошло потому, что его поддерживал английское правительство, который финансировал процесс. Церковный нотариус Николя Байи, которому поручено собрать показаниях против Жанны, не нашел ничего крамольного [26]. Без таких показаний суд не имел оснований начать процесс. Начав процесс, суд также нарушил церковный закон, отказав ей в праве на адвоката. На первом заседании Жанна жаловалась, что все присутствующие настроены против нее и попросила, чтобы запросили "французского церковника" [27].

Протоколы судебных заседаний свидетельствуют о незаурядном интеллект Жанны. Знаменитый такой обмен репликами. Когда ее спросили, известно ли ей, что она в божьей милости, она ответила "Если нет, то пусть Бог возьмет меня в свою милость, а, если так, то пусть Бог и дальше держит меня" [28]. Вопрос - схоластическая ловушка. Церковная доктрина утверждает, что ни один человек не может быть уверена в божьей милости. Ответив "да", она сама обвинила бы себя в ереси. Ответив, нет - признала бы свою вину. Писарь Буагийом позже свидетельствовал, что, услышав этот ответ, судьи были потрясены [29]. Этот диалог произвел такое впечатление на Бернарда Шоу, что он полностью включил его буквальный перевод текст пьесы "Святая Жанна".

По свидетельствам некоторых людей, принимавших участие в процессе, значительная часть проколов заседаний была позже изменена так, чтобы помешать Жанне. Деякі церковні сановники, включно з інквізитором Жаном Леметром, змушені були діяти в умовах примусу, навіть погроз розправи з боку англійців. Предписания інквізиції вимагали, щоб Жанну тримали в церковній в'язниці під наглядом жіночої охорони, тобто черниць. Однак, англійці тримали її у світській в'язниці під охороною англійської варти. Єпископ Кошон відмовив Жанні в праві звернутися до Базельського собору й до Папи, що припинило б процес [30].

Дванадцять статей звинувачення, що підводять підсумок судового процесу, суперечать навіть уже підправленим судовим протоколам [31]. Неграмотна підсудна, підписала заяву про зречення прав, якого не розуміла, під загрозою негайної страти. Суд замінив заяву іншою [32].


1.5. Казнь

Смерть Жанни д'Арк на вогнищі, картина Германна Штільке (1803-1860).

Єресь каралася смертю тільки у разі рецидиву. Підписавши заяву про зречення, Жанна погодилася носити жіноче вбрання. Через кілька днів вона повідомила одного з членів трибуналу, що "важливий англійський лорд увійшов до її в'язниці й намагався взяти її силою" [33]. Вона знову почала одягатися в чоловіче вбрання, щоб захиститися від згвалтування, або ж, за свідченням Жана Массьє, тому, що її сукню вкрали, й їй не було в що одягнутися [34]. З точки зору доктрини, те, що вона переодягалася пажем підчас подорожі через ворожу територію й носила броню в битві, не було провиною. "Хроніки діви" стверджують, що переодягання запобігало згвалтуванню в польових умовах. Церковники, які пізніше свідчили на повторному реабілітаційному процесі, стверджували, що вона продовжувала одягатися в чоловіче вбранння у в'язниці, щоб запобігти зґвалтуванню [35]. Жанна прагнула зберегти цнотливість. Чоловіче вбрання сповільнило б ґвалтівника, крім того в ному чоловіки менш ймовірно сприймали б її за об'єкт сексуальних домагань [36]. Коли її запитали про одяг, вона зіслалася на іспит у Пуатьє. Протоколи того іспиту не збереглися, яке все вказує на те, що теологи з Пуатьє схвалили її дії. Іншими словами, вона мала місію виконати чоловічу роботу, а тому їй слід було одягатися, як чоловіку [37]. Впродовж своєї військової кар'єри вона також коротко стирглася і не відмовилася від цієї звички у в'язниці. Її прихильники, такі як теолог Жар Герсон, захищають її звичку. Це ж робив інквізитор Бреаль підчас реабілітаційного процесу [38]. Незважаючи на це, у 1431 суд виніс їй смертельний вирок.

Збереглися свідчення очевидців смерті Жанни на вогнищі 30 травня 1431. Її прив'язали до високого стовпа на Сторому ринку в Руані. Вона попросила двох ченців, брата Мартена Ладвеню та брата Ізамбара де ла П'єра, тримати перед нею розп'яття. Один селянин зроби для неї невеликий хрест, який вона одягнула поверх сукні. Коли вона перестала дихати, англійці розгребли грань, щоб продемонструвати її обсмалене тіло з метою запобігти чуткам, що їй вдалося утекти живою. Потім вони ще двічі спалили тіло, доки воно не перетворилося в попіл, й заборонили збирати його як реліквію. Те, що від неї залишилося, викинули в Сену. Кат, Джеффрі Терадж, пізніше стверджував, що " дуже боявся прокляття" [39].


Литература


Источники

  • DeVries, Kelly Joan of Arc: A Military Leader. - Gloucestershire: Sutton Publishing, 1999. ISBN 0-7509-1805-5.
  • Gower, Ronald Sutherland Joan Of Arc.
  • Pernoud, Rgine The Retrial of Joan of Arc; The Evidence at the Trial For Her Rehabilitation 1450-1456. - New York: Harcourt, Brace and Company, 1955.
  • Pernoud, Rgine Joan of Arc By Herself and Her Witnesses. - London: Scarborough House, 1994. ISBN 0-8128-1260-3.
  • Pernoud, Rgine Jeanne d'Arc: La Reconqute de la France (French). - Gallimard, 1995. ISBN 2-07-040230-4.
  • Joan of Arc: Her Story. - New York: St. Martin's Griffin, 1999. ISBN 0-312-22730-2.
  • Quicherat, Jules-tienne-Joseph Procs de condamnation et de rhabilitation de Jeanne d'Arc dite la Pucelle. Publis pour la premire fois d'aprs les manuscrits de la Bibliothque nationale, suivis de tous les documents historiques qu'on a pu runir et accompagns de notes et d'claircissements. (French). - New York: Johnson, 1965.
  • Richey, Stephen W. Joan of Arc: The Warrior Saint. - Westport, CT: Praeger, 2003. ISBN 0-275-98103-7.

4. Сноски

  1. Condemnation trial, p. 37. [1]. Retrieved 23 March 2006.
  2. Pernoud and Clin, p. 221.
  3. Condemnation trial, pp. 58-59. [2]. Retrieved 23 March 2006.
  4. Свидетельство Жана де Меца на повторном процессе. [3]. Получено 12 февраля 2006.
  5. Oliphant, ch. 2. [4]. Retrieved 12 February 2006.
  6. а б Richey, p. 4.
  7. Richey, "Joan of Arc: A Military Appreciation". [5]. Retrieved 12 February 2006.
  8. а б Vale, MGA, "Charles VII", 1974, p. 55.
  9. Vale, MGA, "Charles VII", 1974, p. 56.
  10. Perroy, p. 283.
  11. Pernoud and Clin, p. 230.
  12. DeVries, pp. 74-83
  13. Ревностные католики считают это доказательством ее божьей миссии. В Шинони и Пуатлье она объявила, что в Орлеане делом покажет свою правоту. Благодаря снятию осады она получила Поддержка выдающихся церковных сановников, таких как архиепископ Ембрюнський и теолог Жан Герсон, которые сразу же после событий под Орлеаном написали отзывы в ее поддержку.
  14. DeVries, pp. 96-97.
  15. Nullification trial testimony of Jean, Duke of Alenon. [6]. Retrieved 12 February 2006.
  16. DeVries, pp. 114-115.
  17. DeVries, pp. 122-126.
  18. Lucie-Smith, pp. 156-160.
  19. DeVries, p. 134.
  20. Диапазон мнений широк - от мягкого намека на интигы к обвинениям. Беспристрастный анализ см. в Gower, ch. 4. [7] (Accessed 12 February 2006). Другие примеры Pernoud and Clin, pp. 78-80; DeVries, p. 135; and Oliphant, ch. 6. [8]. Retrieved 12 February 2006.
  21. а б Geiger, Barbara. A Friend to Compiegne / / Calliope Magazine. - 18. - (April 2008) (8): 32-34.
  22. DeVries, pp. 161-170.
  23. "Joan of Arc, Saint". Encyclopdia Britannica. 2007. Encyclopdia Britannica Online Library Edition. 12 September 2007 < http://www.library.eb.com.ezproxy.ae.talonline.ca/eb/article-27055 >.
  24. Judges 'investigations 9 January - 26 March, ordinary trial 26 March - 24 May, recantation 24 May, relapse trial 28-29 May.
  25. Приговор повторного процесса позже подтвердил, что Кошон не имел права проводить процесс. Смотрите Joan of Arc: Her Story Режина Перно и Мари-Вероник Клен, стр. 108. Вице-инквизитор Франции с самого начала возражал против процесса ввиду отсутствия юрисдикции.
  26. Свидетельство отца Байи на повторном процессе: [9]. Получено 12 February 2006.
  27. Taylor, Craig, Joan of Arc: La Pucelle p. 137.
  28. Condemnation trial, p. 52. [10]. Retrieved 12 February 2006.
  29. Pernoud and Clin, p. 112.
  30. Pernoud and Clin, p. 130.
  31. Condemnation trial, pp. 314-316. [11]. Retrieved 12 February 2006.
  32. Condemnation trial, pp. 342-343. [12] (Accessed 12 February 2006)
  33. Смотрите Pernoud, p. 220, где цитируется апелляционном показания брата Мартена Ладвеню и брата Изамбар де ла Пьера.
  34. Свидетельство Жана Массье на повторном процессе [13]. Получено 12 February 2006.
  35. Свидетельство реабилитационном процессе Гийома де Маншона. [14]. Retrieved 12 February 2006.
  36. По словам специалиста по средневековой одежды Адриена Армана она носила две пары брюк, пристегнуть к жилету 20 застежками. Верхние брюки были сделаны из шведской кожи. "Jeanne d'Arc, son costume, son armure". [15] (Фр.) . Retrieved 23 March 2006.
  37. Condemnation trial, p. 78. [16] (Accessed 12 February 2006). На повторном процессе профессор теологии из Пуатье Сеген где Сеген не вспоминал вопрос мужской одежды, но чистосердечно свидетельствовал о ее набожность [17]. Retrieved 12 February 2006.
  38. Fraioli, "Joan of Arc: The Early Debate", p. 131.
  39. Pernoud, p. 233.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам