Жан-Франсуа Лиотар ( фр. Jean-Fran?ois Lyotard , 10 августа 1924, Версаль - 21 апреля 1998, Париж) - французский философ, эстетик-пост фрейдист, одним из первых поставил проблему корреляции культуры постмодернизма и постнеклассической науки. В своей книге "Постмодернистская ситуация. Доклад о знании" (1979) он выдвинул гипотезу об изменении статуса познания в контексте постмодернистской культуры и постиндустриального общества.


1. Биография

Жан-Франсуа Лиотар родился в Версале (Франция). Изучал философию в Сорбонне. Испытал влияние Луи Марена. С 1950 года преподавал философию в восточном Алжире, в г. Константина, оккупированном в то время французами. В 1954 году Лиотар стал членом французской политической организации "Социализм или варварство", образовавшаяся в 1948 году как реакция на несоответствие троцкистской доктрины той тоталитарной формы правления, приняла отчетливые формы в Советском Союзе. "Социализм или варварство" приобретала все более антимарксистских направленность, и его письма в этот период выражают обеспокоенность крайне левой политикой, сложившейся вокруг алжирской ситуации. Эти свои мысли он открыто выражал в процессе преподавания философии в Константина. С начала 1970-х и до 1987 года Лиотар преподавал в Университете Париж VIII, под конец карьеры получив звание Заслуженного Профессора. Течение следующих двух десятилетий он читал лекции за пределами Франции: в Калифорнийском университете, в Ирвине, а как приглашенный профессор - в университетах, во всем мире, Университет Беркли, Йельский университет, Сан-Диего в США, Монреальский унивкерситет в Канаде, и Университет в Сан-Пауло в Бразилии. Он стал также основателем и совещательным членом Международной Коллегии Философии в Париже. Незадолго до смерти он делил свое время между Парижем и Атлантой, где преподавал в Университете Эмори как Woodruff Профессор философии и французского языка. Лиотар любил возвращаться к понятию Постмодернизма в своих многочисленных эссе. В 1998 году, как раз при подготовке конференции по Постмодернизм и Теории СМИ, он неожиданно умер от быстро прогрессировала лейкемии. Лиотар похоронен на кладбище "Пер-Лашез" в Париже.


2. Мнения

Научный, философ., Эстетический., Художественный, постмодернизм он связывает с неверием в метарозповидь, кризисом метафизики и универсализма. Темы энтропии, разногласия, плюрализма, прагматизма языковой игры вытеснили "большие рассказы" о диалектике, образование, антропологию, герменевтику, структурализм, истину, свободу, справедливость и т. д., основанные на духовном единстве вещателей. Прогресс современной науки превратил цель, функции, героев класичои и модернистской философии истории в языковые элементы, прагматические ценности антииерархичнои постмодернистской культуры с ее утонченной чувствительностью к дифференциации, несоизмеримости, гетерогенности объектов [1].


3. Избранные труды

  • La Ph?nom?nologie, Presses universitaires de France, (coll. Que sais-je?), 1954.
  • Discours, Figure, Klincksieck, 1971. (Th?se de Doctorat d'?tat, sous la direction de Mikel Dufrenne.)
  • D?rive ? partir de Marx et de Freud, 10/18, 1973, nouvelle ?d. Galil?e, 1994.
  • Des dispositifs pulsionnels, 10/18, 1973, nouvelle ?d. Galil?e, 1994.
  • ?conomie Libidinale, Minuit, 1974.
  • Rudiments pa?ens, Christian Bourgeois, 1977.
  • Les Transformateurs Duchamp, Galil?e, 1977.
  • La Condition postmoderne: rapport sur le savoir, Minuit, 1979.
  • Au juste (avec Jean-Loup Th?baud), Christian Bourgeois, 1979.
  • La pittura del segreto nell'epoca post-moderna: Baruchello, Milan, Feltrinelli, 1982.
  • Le Diff?rend, Minuit, Paris, 1983.
  • Tombeau de l'intellectuel et autres papiers, 1984.
  • Que peindre? Adami, Arakawa, Buren (1987), r?d. pr?fac?e et postfac?e, Hermann, 2008.
  • Le Postmoderne expliqu? aux enfants: Correspondance 1982-1985, Galil?e, 1988.
  • L'inhumain, Galil?e, 1988.
  • Heidegger et les Juifs, Galil?e, 1988.
  • La Facult? de Juger (avec J. Derrida, V. Descombes, G. Kortian ...), Minuit, 1989.
  • Le?ons sur l'Analytique du Sublime, Galil?e, 1991.
  • Sign? Malraux, Grasset, 1996.
  • La Confession d'Augustin, Galil?e, 1998.
  • Mis?re de la philosophie, Galil?e, 2000.
  • Pourquoi philosopher?, PUF, 2012 [1964]

Примечания

  1. Лиотар (Lyotard) Жан-Франсуа / / Культурология. XX ВЕК. Энциклопедия. - С.406