Надо Знать

добавить знаний



Жан де Лафонтен



Жан де Лафонтен
Jean de La Fontaine
Jean de La Fontaine.jpg
Дата рождения: 8 июля 1621
Место рождения: Шато-Тьерри, Франция Франция
Дата смерти: 13 апреля 1695
Место смерти: Париж, Франция Франция
Язык произведений: французский
Вид деятельности: поэт, баснописец

Жан де Лафонтен ( фр. Jean de La Fontaine , * 8 июля 1621, Шато-Тьерри, Шампань - ? 13 апреля 1695, Париж) - французский поэт, баснописец, родоначальник нового вида басни в мировой литературе. Член Французской академии с 1684.


Жизнеописание и творчество

Родился в семье, принадлежавшей к старинному роду. Отец был чиновником, занимал должность смотрителя вод и лесов. Начальное образование Жан де Лафонтен получил в сельской школе. В девятнадцатилетнем возрасте готовился к принятию духовного сана, однако молитвы и богословие мало интересовали юношу, больше времени уделял чтению романов. Наконец, будущий писатель отказался от духовной карьеры и работал юристом. В это время он изучал античную культуру, знакомился с ведущими философскими и политическими теориями своей эпохи.

По своим философским взглядам Лафонтен был деистом, т.е. признавал факт создания Богом мира, но считал, что дальше, после создания, мир развивается по собственным законам. В других философских вопросах (в частности, в вопросе о природе познания и о сущности человека) Лафонтен был последователем французского философа XVII века Пьера Гассенди. Философские взгляды и оппозиционные политические настроения значительной мере привели характерно для художественного творчества писателя свободомыслие.

Писать начал довольно поздно, в 33-летнем возрасте. Первые произведения, среди них аллегорическая поэма "Сон Bo" ( фр. Le songe de Vaux , 1658-1662), которая сделала его известным, были в значительной мере подражательными. Лафонтен испытал влияние прециозным литературы. Переехав в Париж (1657), он сблизился с виднейшими классицистами: П. Корнелем, Ж. Б. Мольером, Ж. Расином, Н. Буало, с которыми встречался в аристократических парижских салонах. Необычайное разнообразие, живописность, изысканность и декоративность - отличительные черты произведений, написанных в этот период, например, первого литературного произведения Лафонтена - комедии "Евнух" ( фр. L'Eunuque , 1654).

1661 арестован покровителя Лафонтена министра финансов Николя Фуке, который разграбил королевскую казну. Лафонтен пытался заступиться за министра - своего бывшего мецената, - чем вызвал недовольство короля Людовика XIV. Лафонтена выслали в Лимож, однако очень быстро свободомыслящий поэт нашел нового покровителя - герцогиню Булонский, завсегдатаем салона которой он стал. В герцогини собирались фрондирующей знать и писатели-либертены.

На это время приходится написания стихотворных новелл, наделали немало шума из-за своей фривольности, первый том которых был опубликован 1665 под общим названием "Стихотворные сказки и новеллы" ("Contes et nouvelles en vers", 1665-1685). Стихотворные новеллы стали излюбленным жанром Лафонтена. Он работал над созданием новелл протяжении двадцати лет, и одна за другой выходили следующие сборники сказок (1671, 1675, 1685 pp.). Своеобразия "Сказка" предоставляет создана в них особая атмосфера веселья, остроумия, фривольности, которые сочетаются с грацией, изяществом и чувством меры. В стихотворных "Сказках" Лафонтен продолжает традиции литературы Возрождения, которая обращалась к земным радостям, к чувственному любви к культу человеческого разума. В них отчетливо проступает критическое отношение поэта к лицемерию и ханжества, характерных для высших слоев французского общества XVII в.

Сюжеты "Сказок" были заимствованы Лафонтеном в Апулея, Петрония и других античных писателей, а также у писателей эпохи Возрождения от Дж. Боккаччо к Ф. Рабле. Время поэт отстаивал свое право не слепо перенимать те или иные сюжеты, а творчески перерабатывать их в соответствии с особенностями своего дарования. Так, например, заимствуя некоторые сюжеты из "Декамерона" Боккаччо, Лафонтен стремится превратить новеллу в легкий, непринужденный и веселый анекдот, устраняя элементы дидактизма, присущие новеллистике итальянского гуманиста. Примером подобного преобразования новеллы в анекдот может служить "Сестра Жанна", в которой говорится о монахиню, которая покаялась в своем греховном прошлом и теперь отличается чрезвычайной набожностью и усердием в выполнении своих монашеских обязанностей. Но монахини, которым ставят в пример набожность сестры Жанны, завидуют не ее покаянию, а ее прошлой жизни, в котором она испытала наслаждения любви.

Особой заслугой Лафонтена в европейской литературе является разработка жанра стихотворной басни. К Лафонтена писатели-классицисты считали, что басня является "низким" жанром, т.е. непригодным для выражения серьезного содержания.

Первые шесть книг басен увидели свет 1688 под названием "Басни Эзопа, завиршовани Лафонтеном" ("Fabies d'Esope, mises en vers par M. de La Fontaine"). Последняя, ​​двенадцатая, книга была напечатана 1694 p. Создаваемые на протяжении многих лет, басни отразили изменения в мировоззрении поэта, а также его творческие поиски. Все книги басен сочетании целостным художественным замыслом: высмеять пороки современного общества, представить читателю разные его слои в сатирическом изображении.

Басни Лафонтена чрезвычайно разнообразны по тематике: одни из них нарушают важнейшие философские проблемы ("Желудь и Тыква", "Зверь на Луне", "Павлин, который жалуется Юноне"), вторые дают картину общественной морали, политической жизни современного Л. общества (" язва среди зверей "," Крыса и Слон "), третьи изображают разные человеческие слабости и недостатки (" Кот и Старый Щур "," Ничего лишнего "," Дуб и Тростник "). В баснях отразилось свободомыслие Лафонтена, оказался его политический либертинаж.

Новаторство Лафонтена в разработке жанра басни заключается, в частности, в ее демократизации. Лафонтен вводит в басню нового героя - человека из народа. Писатель оценивает изображаемые им события с точки зрения простого человека-труженика. Народность и демократизм байкарськои творчества Лафонтена ощутимы и в острой критике абсолютистского государства.

Лафонтен не только углубил содержание басни, предоставив ему философского или политического характера, но и заботился о совершенстве формы. Под пером французского поэта басня стала легкой и изящной. Отточенность художественной формы, новая для этого жанра, достигалась с помощью различных художественных приемов: свободной композицией, стихотворной формой, введением авторских отступлений, широким использованием диалогов, речевых характеристик, контраста. Структура басен Лафонтена отличается ясностью, простотой и точностью. Как отмечал французский ученый XIX в. И. Тэн, басни Лафонтена напоминают драму: у них есть экспозиция, завязка, кульминация и развязка, являются диалогические отрывки и свойственно драматургии изображения характеров через их поступки и речь.

Язык басен - живая, разговорная, народная, потому что поэт использовал характерные для просторечной языка обороты и интонации. Лафонтен стал новатором в области стихосложения. Богатству и особому колориту языка соответствует многообразие ритмики басен. Смена ритмов обусловлена ​​движением авторской мысли, соответствует ее поворотам, подчинена содержательной стороне произведения.

Творчество Лафонтена многогранна: стихи в духе ?легкой поэзии?, аллегорическая поэма, драматическая эклога, героическая идиллия, сказка, новелла, галантный роман, но наибольшую славу ему принесли байки. Благодаря новаторству во многих вопросах Лафонтена считают одним из передовых писателей XVИI века.

Демократизм, жизненность, национальный колорит басни Лафонтена вдохновляли украинского баснописца Леонида Глебова, который последовал его, добавляя свои оригинальные краски. Переводы и перепевы произведений Лафонтена, осуществлял, в частности Иван Котляревский (они утеряны). Отдельные стихи и басни Лафонтена перевели Я. Вильшенко, М. Терещенко, М. Годованец, Иван Светличный, Всеволод Ткаченко.


Источники

Википедия содержат высказывания, автором которых являются: Жан де Лафонтен

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам