Жатки песни - музыкально-поэтические произведения, воспевающие начало, ход и завершение жатвы.

Жатки песни пели преимущественно женские группы или отдельные исполнители единогласно без инструмент. сопровождения. Сейчас выходят даже с пассив. репертуара певцов старшего поколения и вскоре станут реликтовым календарь. жанром.

По обстоятельствам выполнения делятся на три группы:

  • зажинками, которые выполняются во время зажинання первого снопа;
  • жатвенные - выполняются чаще при ходьбе в поле, возвращение из него и на передышки;
  • обжиночные - воспевают ритуал зжинання последнего снопа.

Жатва - итог всей труда земледельца, оправдание его чаяний и надежд. К началу жатвы готовились как к большому торжественного праздника и одновременно к тяжелой ответственной работы, когда приходилось работать от зари до зари, несмотря на жару и жажду. В первый день жатвы крестьяне, одетые в чистую одежду, торжественно отправлялись до рассвета на поле. Начинала жать лучшая работница, сноп с первого жатвы - "воевода" - устанавливался в углу. Песни, исполняемые во время жатвы, отражали основные периоды работы и обрядов, с ней связанных. Их можно разделить на три группы. Первая - зажинками песни - те, что величают умелых жниц, первый сноп, желающих начать работу в добрый час, предсказывают хороший урожай, чтобы коп было столько, что "седой соколой-ко", став на помощь при составлении коп, не способен был их все сложить, "кукушка же кует - копойкы считает - не сосчитает". В собственно жатк песнях величальные мотивы несколько отступают и звучат жалобы на тяжелую работу, на жадность хозяев, которые к ночи держат голодных батраков-жнецов на поле. Такие песни имеют позднее происхождение.

Третья группа - песни обжиночные, в которых преобладают нотки бодрости, оптимизма, удовлетворения по поводу того, что удалось завершить тяжелый этап земледельческого года. Последний сноп украшают красной лентой и с песнями несут его домой.

На выжать поле жнецы оставляли несколько стеблей - "бороду", зерно из них вытряхивали в разрыхленную серпами землю - на будущий урожай. У "бороды", вроде благодаря ниве, клали хлеб и ставили воду, ложились и катались по ниве, чтобы вернуть себе произведенную силу (отголосок древних верований о животворный силу земли). Из последнего выжать хлеб, украшенного калиной


И васильками, делали еще и венок, его несла в село лучшая жнея как символ завершения работы. В песнях величались трудолюбивые руки, звучали торжественные, полны высокой поэзии сравнения: венчик, как солнце, как золото, свит из жемчуга, он светит, как звезда; жнецы напоминают хозяевам о угощение - они заработали его своим добросовестным трудом.

 Необходимо запомнить! 

1. Зажинками песни

Зажинками песни - ритуально-попутные и потому формульные по структуре. В их основе - преимущественно двухстрочные строфы семискладовои строения со структурообразующих повторением первого предложения, содержанием раскрывают процесс зажинання первого снопа. В каждой пение. традиции всего несколько их содержательных вариантов. Мелодика преимущественно речитативная, узкого ладового амбитусу.

2. Жатвенные песни

Жатвенные песни основном строфического строения. В них совмещены запев и приспивни элементы, напоминающие древностей. группу. пение. Мелодика, как правило, масло, соответствующее обстоятельствам исполнения. В уборке песнях фигурируют несколько мотивов - высмеивание ленивых косарей или жнецов, раскрытия тяжелой физической. труда во время жатвы и т.д.. Поэтому они имеют много общих признаков с группой шутливых и танцевальных песен, особенно на уровне ритмической и силабомелодичнои строения.

3. Обжиночные песни

Обжиночные песни - близки к колядковий, ведь их главное предназначение - завораживать счастье и богатство в семье. Среди мотивов - хвала ниве за щедрый урожай, величание хозяина и хозяйки, обжинковому "бороды", плетение венка. По структурными компонентами обжиночные песни близки к свадебным.

Литература