Железная Суонси и Мамблза

Железная Суонси и Мамблза ( англ. Swansea and Mumbles Railway ) - Первая железная с регулярными пассажирскими перевозками в мире и одна из первых железных дорог в мире вообще. В начале XX века дорога приобрела характер пригородного трамвая. Действовала она с 1806 года до 5 января 1960 года.


1. История

Конно-пассажирский поезд на железной дороге Суонси и Мамблза в XIX веке

Строительство железной дороги между Суонси и Ойстермаутом (Oystermouth) на юге Уэльса было одобрено Британским парламентом в 1804 году. Строительство дороги началось осенью того же года. Сначала дорога называлась "Ойстермаутська железная дорога" (Oystermouth Railway). Позже ее переименовали в Железную Суонси и Мамблза (Swansea and Mumbles Railway), но в народе ее называли "Мамблзьский поезд" (Mumbles Train).

Сначала дорога предназначалась для перевозок угля, железной руды и известняка. Дорога начала действовать в 1806 году. В качестве тяги использовались лошади (см. конка).

В 1807 году Бенджамин Френч (Benjamin French) предложил переоборудовать вагон для перевозки пассажиров. Это была совершенно новая на то время идея. Фактически Бенджамин Френч был изобретателем первого пассажирского поезда.

Бенджамин Френч заплатил компании, владеющей железной двадцать фунтов стерлингов за право организовать там пассажирские перевозки. Первым днем ​​пассажирских перевозок по железной дороге в истории стало 25 марта 1807.

Хотя первый паровоз появился уже в 1804 году, а до 1830-х годов это транспортное средство уже вышел из экспериментальной стадии и стал широко использоваться, на железной дороге Суонси первый паровоз появился только в 1877 году.

В 1870-х годах перевозки по дороге осуществлялись двумя разными компаниями, при этом одной компании удалось получить в суде монополию на использование паровозов, в то время как другая имела право на использование только конной тяги. Конкурентная борьба доходила до того, что машинисты паровоза специально бросали между рельсов горячие угли и золу, чтобы лошадь конкурентов обжег себе ноги (по расписанию конный поезд отправлялся всего через несколько минут после парового, и выброшено уголь не успевал остыть).

В 1893 году дорога была продлена до Саусленда (Southlend), а в 1898 году - до нового морского мола в Мамблз. Таким образом, дорога достигла своей максимальной длины в пять с половиной миль. В том же 1898 году вся деятельность на дороге была передана одной компании, и абсурдна конкуренция закончилась.

Начало XX века, примерно до 1920-х годов, стало "золотым веком" железной дороги. Отдых на побережье стал модной развлечением, и дорога перевозила множество туристов. Нередко поезд перевозил 1800 пассажиров за одну поездку. На крыше вагонов были устроены открытые места для пассажиров (так называемые "Империал"). Перегруженные поезда двигались чуть быстрее пешехода и преодолевали расстояние в пять с половиной миль почти час.

В 1902 году на линии относились эксперименты по использованию самоходных электрических вагонов с аккумуляторами, но аккумуляторы слишком быстро тратили энергию.

В 1929 году дорога была электрифицирована. С тех пор ее также часто стали называть трамваем, так как подвижной состав имел явно трамвайную внешность. Были и другие особенности, приближали эту дорогу к трамваю. Она отличалась небольшой протяженности, на ней не использовалась железнодорожная сигнализация (за исключением разворотных колец), остановки через каждые полмили были очень частыми для железной дороги. В таком "трамвайном" виде железная проработала еще 31 год.

При Второй мировой войны дорога чудом не пострадала (хотя Суонси бомбила немецкая авиация).

В 1954 году было торжественно отмечено стопятидесятилиття железной дороги. По поводу празднования были даже отменены занятия в местных школах. Были построены точные копии старинных вагонов, которые использовались для праздничных поездок по дороге. К сожалению, к середине пятидесятых у дороги уже не было будущего: местная администрация уже начала составлять планы замены трамваев прогрессивным, как тогда считалось, транспортом, а именно автобусами. Принципиальное решение о закрытии дороги было принято в конце 1958 года.

Последним днем ​​работы дороги стало 5 января 1960. Последний трамвай отправился с Суонси в Маблз в 11:52 минуты. Его вел машинист Фрэнк Данкан ( англ. Frank Duncan ), Который работал на этой дороге с 1907 года.

Разборка дороги началась почти сразу после того, как трамвай завершил свою последнюю поездку.


2. Описание сети

На всем своем протяжении дорога имела обособленное полотно. Большая часть дороги была одноколейной. В некоторых местах рельсы были заключены буквально в полуметре от пропасти. Линия практически не имела уклонов.

Остановки были расположены примерно в полумиле друг от друга.

Рельсы должны железнодорожный, а не трамвайный профиль.

3. Подвижной состав

В ходе истории на этой дороге использовались самые разнообразные виды тяги: конная, Паровозная, аккумуляторная, бензиновая, дизельная, электрическая (с питанием от контактной сети) и даже парусная.

В последние тридцать лет существования дороги трамваи были двухэтажными. Они выглядели как электрические, так и пневматические тормоза, а также по два мотора. Эти трамваи были одними из самых трамваев из когда-либо построенных в Великобритании. В каждом вагоне было 106 сидячих мест (рекорд). Все трамваи были однотипными. Часто их объединяли по два, так как летом пассажиропоток был достаточно высоким.

Всего было пятнадцать трамваев.

Трамваи вполне красились в красный цвет, за исключением белой продольной полосы.

Как токоприемник использовались пантографы, что было нетипично для Великобритании, так как в этой стране самым распространенным типом трамвайного токоприемника была штанга.


4. Рекорды

  • Железная Суонси и Маблза была первой железной дорогой с пассажирскими перевозками в мире
  • Здесь использовались емким трамваи в Великобритании

5. Возможно восстановление

Сейчас обсуждается возможность строительства в Суонси современной трамвайной линии. С 2006 года действует общественная организация Trams For Swansea за восстановление трамвая в Суонси.

Источники