Надо Знать

добавить знаний



Жермен Пилон



План:


Введение

Воскресение Христа (фрагмент). Лувр, Франция

Жермен Пилон - ( фр. Germain Pilon ; 1537 [1] - 1590) - французский скульптор.

Искусство Жермена Пилона составляет славу французской скульптуры XVI века. Проникновение в глубину человеческих чувств, композиционное мастерство, сила и точность резца характеризуют творчество французского скульптора, ставят его в ряд великих художников последнего периода Возрождения.

Жермен Пилон родился в 1537 году в парижском пригороде Сен-Жак, в семье резчика по камню Андре Пилона.


1. Личное становления художника

Жермен Пилон еще только начинал учиться скульптуре, когда Франциска I изменил Генрих II. Франциск I, страстный поклонник и знаток искусств, преклонялся перед итальянским Возрождением, и его сестра Маргарита Наваррская, покровительница поэтов, способствовали процветанию того, что сейчас называется французским Ренессансом. Париж стал центром влияния на интеллектуальную жизнь большинства стран Европы.

В 1547 году Франциск I умер, а наследник Генрих II не разделял его ренессансные направления. Для этого были объективные причины: феодальная кризис, противоречия веры, остатки феодального сепаратизма вылились в религиозные войны. Меняется и мировоззрение представителей искусства. Постепенно земная жизнь теряет свою красоту и радость, подменяется мыслями о таинственном загробном мире.

События Франции повлияли и на творчество Пилона. Достаточно вспомнить, что он создал один из шедевров поздней готической скульптуры - религиозную по духу "Скорбная Мадонну". Но пилону был далек аскетизм, отказ от жизненных благ. Когда был недостаточный спрос на скульптуру, он смог получать блага из других источников. Пилон на время ?забыл? о своей религиозной принадлежности.

В то тяжелое люди искали опоры отнюдь не в прекрасном. Искусство стремительно упадок. Вопреки всем карьера Пилона была успешной, даже блестящей. Честолюбивый, упорный, расчетливый, он умело добивался поставленных целей.

Имя двадцатилетнего Жермена уже упоминается в документах парижской корпорации ювелиров. Здесь он работал как модельер, хотя скорее всего учителем был отец. В его мастерской он и получил профессиональные навыки.


2. Служба при дворе короля Франции

Примерно в это же время Пилон устраивается на службу ко двору как подсобный мастер-скульптор. Жермен работает у Пьера Бонтан, выполняющий украшение гробницы Франциска И. Бонтан был своеобразным скульптором и, несомненно, повлиял на творчество Пилона. В гробнице пилону приписывается скульптура Купидона, держащего перевернутый факел.

Через два года для сада в Фонтенбло, основанного Марией Стюарт, Пилон вырезает из дерева фигуры Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. В то же время он продолжал сотрудничество с ювелирной корпорацией, выполняя небольшие заказы. Известно также, что наряду с другими декораторами он работал над украшением Парижа к въезду нового короля Карла IX, создавая скульптуры для двух арок на мосту Нотр-Дам.


2.1. "Три грации"

"Три грации", хранительницы сердца Генриха II, были выполнены скульптором в 1559-1563 годах. Короля тяжело ранили во время турнира, и вскоре он умер. Екатерина Медичи, желая увековечить память мужа, заказала надгробие.

На треугольном пьедестале, украшенном гирляндами, стоят три грации, или три добродетели. Они поддерживают золоченую чашу, в которой покоится сердце Генриха П. Традиция отдельного захоронения тела, внутренностей и сердца установилась во Франции в Средние века.

Три женщины, полубогини, как ведут невидимый танец, касаясь друг друга изящными руками с тонкими длинными пальцами. Облегающая одежда, лишь подчеркивает совершенство форм, струясь складки туник придают композиции особого эффекта. Правильные, дышащие внутренним очарованием лица несколько прохладные, как чистая красота. Композиция этой скульптуры подобная рисунка школы Рафаэля. Связь этого произведения с искусством Фонтенбло несомненен. Фигуры граций имеют изысканные, несколько удлиненные пропорции. Римские драпировки переработаны в духе этой школы. Однако целостность композиции, большое чувство гармонии, свободная грациозность движений и тонкость исполнения позволяют поставить эту вещь по художественным достоинствам намного выше достижений школы Фонтенбло.


2.2. Семейная усыпальница Генриха II и Екатерины Медичи

Был также подготовлен проект часовни, знаменитой ротонды Валуа в аббатстве Сен-Дени. Екатерина Медичи решила сделать часовню семейной усыпальницей. Для руководства строительством приглашается итальянский художник Приматиччо. После его смерти в 1570 году строительство продолжил Батиста Андруа ди Серсо. Десять лет основные скульптурные работы выполнял Пилон, который к тому времени уже имел собственную мастерскую. Ротонда строилась долго, но так и осталась незаконченной.

Надгробие установили в центральной части здания, разделенного тремя рядами коринфских колонн. Перед коленопреклоненными фигурами Генриха II и королевы Екатерины Медичи лежат скульптурные изображения мертвых монархов-супругов, выполненные с абсолютной точностью.

Композиция украшена двенадцатью колоннами и таким же числом пилястр, поднимающихся на цоколе-пьедестале. В углах размещены статуи, символизирующие четыре добродетели: Справедливость, Силу, Умеренность, Благоразумие. Достоверных сведений о принадлежности их пилону нет, но стиль и манера свидетельствуют об этом.

Пилон концентрирует внимание не на коленопреклоненных пышно одетых фигурах королевской четы, а на изображениях короля и королевы, лежащих на смертном одре. Их полуобнаженные фигуры полны глубоким драматизмом. Реалистичная достоверность вида его персонажей придает еще большую убедительность и остроту скорбной тональности образов Генриха II и Екатерины Медичи.


3. Барельефные работы

Определенную содержательную роль несут четыре барельефы из белого мрамора, расположенных по сторонам цоколя композиции, аллегорически изображают Веру, Надежду, Милосердие и Добрые деяния. Здесь Пилон выступает как великий мастер барельефа. Скульптора в них захватывает конкретность, жизненность образов. Мастер стремится к полному раскрытию облика человека, своего современника.

В старом бенедиктинском аббатстве, в Мане в церкви Нотр-Дам де ла Кутюр находится один из лучших достижений Пилона - беломраморная статуя Богоматери с ребенком. Она предполагалась для украшения главного алтаря часовни в аббатстве Сен-Дени.

Дева Мария стоит в естественной позе с ребенком Иисусом на руках. Скульптура очень трогательная. Лицо Марии отстраненное от всего земного и суетного. Она удивительно естественна в своем горе, зная о трагической судьбе того, кто покоится у нее на руках.

В своих зрелых произведениях Пилон, добившийся влияния при дворе, освобождает скульптуру от подчиненной декоративной роли в архитектурном ансамбле. По собственной воле архитектор избегает пышности и помпезности, работая над гробницами кардинала Рене де Бирага (1583-1585) и Валентины Бальбиани (1583). Бронзовая статуя кардинала воссоздает образ человека разумного, но грубой и деспотичной. Даже молитва не смягчает выражение его лица. Однако не может не трогать реалистическая глубина образов всесильного кардинала и его жены Валентины Бальбиани.

Это одна из лучших скульптур XVI века. Тщательно проработанные мельчайшие детали, ощущается резкая и уверенная рука мастера, который достиг совершенства.


4. Мастер портрета

Пилон создал реалистические по своей сути портреты людей, живших в XVI веке и продемонстрировал здесь свое высокое мастерство.

Так, в портрете Генриха II, увенчанного лавром, в железном панцире, с колье ордена Сен-Мишеля на груди - важность и значимость. Скульптору удается добавить правильном лицу оттенок наигранной кротости и спокойствия. Довольно тщательно выполненные детали, украшения, складки, холеные борода и усы. Чувствуется холодный, деспотический характер короля.

В бюсте Карла ИХ каждый заметит нерешительность и неискренность. Непокрытая голова, острая бородка, украшенный богатым резным декором панцирь, колье и тяжелые складки манто, изможденное и опустошенное лицо.

А портрет вождя католиков Жана де Марвийе, епископа Орлеанского, что в 1568 году стал канцлером Франции, выполнен скрупулезно, возможно с посмертной маски. Закрытые глаза, заостренные черты лица, уже отмеченные печатью смерти.

Пилон показал миру полную и беспощадную правду о королях, их придворных, князей церкви. Умер Пилон в 1590 году.


5. Галерея изображений

  • Воскресение Христа. Лувр, Франция

Примечания

  1. In 1583 he said he was "forty-six or thereabouts" (Babelon 1927:33).

Литература

  • Сто великих скульпторов / Авт.-сост. С.А. Мусский. - М.: Вече, 2002. - 480 ст.
  • Всемирная история. Энциклопедия (книга6) / соавтор А.А. Чубарьян. - М.: Olma Media Group, 2008. - 238 ст.
  • Большой энциклопедический словарь / Авт.-сост. А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 1991. - 768 ст.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам