Жизнь - картина художника Пабло Пикассо.


1. Друг Карлоса Касахемаса

Он был художником по Пикассо. Молодые дружили и знали секреты друг друга. В 1900 году оба приехали в Париж на Всемирную выставку с Барселоны. Молодой и слишком эмоциональный Касахемаса познакомился с Жермен Гаргальо и полюбил ее стремительно. Пылкое чувство иностранца пугало Жермен и она отстранилась от Касахемаса. К тому же она вышла замуж и ухаживания Касахемаса ей были ни к чему. Обиженный на нераздельное любви, Касахемаса наложил собой 17 февраля 1901 года.


2. Посвящен надгробие Касахемаса

Пикассо был неутешительным и возмущенным. Неутешительным от самоубийства близкого приятеля и возмущен равнодушием окружающих, для которых смерть человека перестала быть значимым событием.

Он долго помнил Касахемаса и решил по-своему увековечить память о нем. Так появились картины "Похороны Касахемаса" 1901 г. (Париж, музей современного искусства), "Касахемаса на смертном постели" и тайный полотно "Жизнь", 1904 г. ( Кливленд, США).

Прошло много времени, пока Пикассо нашел нужную ему композицию. Об этом свидетельствуют многочисленные рисунки художника, которые сохранены. Есть фотография обнаженного Касахемаса, где проработано только лицо, но фигура едва очерчена. Тревога и пристрась художника остались на рисунке 1903 года, где найдены первоначальный вариант композиции (Музей Пикассо, Барселона). Обнаженные Касахемаса с любимым стоят у мольберта, ведь он был художником. К ним приближается страшная мужская фигура, которую исследователи считают аллегорией горя или фигурой смерти. Смерть опирается на палку и тянет руку к Касахемаса, чтобы забрать его навеки. Долгие размышления над сюжетом, колебания, новые поиски и уточнения заставили Пикассо отказаться от мужской фигуры вообще. Так смерть или аллегорию горя заменила женщина с младенцем, как намек на Богородицу, что готова искупить несовершенных людей. Теперь все сложилось.


3. Картина "Жизнь"

Три опечаленные фигуры стоят у каменной глыбы. На ней то рисунки, то рельефы - прощание любовников сверху (прощания навеки?), плакальщиця внизу. Следовательно, это не просто глыба, а надгробие. Мужская фигура распознается хорошо, потому что это портрет Карлоса Касахемаса. Но он необычный, это преображение, уход от жизни, поэтому он обнаженный, как перед Страшным судом. Женщину рядом, что прижалась к Карлосу, считают Жермен. И отвернулась от Касахемаса при жизни, Пикассо вернул вторую любимую в картине. Никто не знал, что за женщина с младенцем рядом.

Разгадку дал исследователь Средневековья. Это мадонна с младенцем, только нет нимба, атрибута святых. Касахемаса и женщина - это воплощение Адама и Евы, новых и вечных, намек на обнаженных библейских персон, которые есть в каждом из нас. Мадонна здесь потому, что возьмет грех новейших Адама и Евы на себя, чтобы искупить его. Ведь только так самоубийца Касахемаса получит оправдание и за недозвильне любви и за недозвильне самоубийство. Хитрый Пикассо знал средневековую иконографию и сделал приятелю посвящен надгробие на полотне.


См.. также