Жилищно-коммунальные услуги

Жилищно-коммунальные услуги - результат хозяйственной деятельности, направленной на обеспечение условий проживания и пребывания лиц в жилых и нежилых помещениях, домах и сооружениях, комплексах домов и сооружений в соответствии с нормативами, нормами, стандартами, порядками и правилами.

Выработка и выполнение жилищно-коммунальных услуг регламентируются стандартами, нормативами, нормами и правилами, которые устанавливают комплекс качественных и количественных показателей и требований, с учетом социальных, экономических, природно-климатических и других условий регионов и населенных пунктов.

Коммунальные услуги - результат хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребности физического или юридического лица в обеспечении: холодной и горячей водой, водоотводом, газо-и электроснабжением, отоплением, а также вывоз бытовых отходов в порядке, установленном законодательством [1].


1. Классификация жилищно-коммунальных услуг

Жилищно-коммунальные услуги делятся по:

  1. функциональному назначению;
  2. наличием конкурентных основ;
  3. порядком утверждения цен / тарифов.

2. Количественный показатель и нормы потребления жилищно-коммунальных услуг

Количественный показатель жилищно-коммунальных услуг - единица измерения для вычисления объема полученной потребителем услуги, определенная в соответствии с требованиями нормативов, норм, стандартов, порядков и правил согласно законодательству [1].

Нормы потребления - количественные показатели потребления жилищно-коммунальных услуг, утвержденные согласно законодательству соответствующими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления [1].


3. Распределение жилищно-коммунальных услуг по функциональному назначению

1 группа - коммунальные услуги :

  1. Централизованное снабжение холодной воды - обеспечение потребителей холодной водой с помощью комплекса объектов, сооружений, распределительных водопроводных сетей, связанных единым технологическим процессом производства и транспортировки холодной воды;
  2. Централизованный водоотвод ( Канализация) - хозяйственная деятельность по

отведения и очистки коммунальных и других сточных вод с помощью комплекса объектов, сооружений, коллекторов, трубопроводов, связанных единым технологическим процессом;

  1. Центральное отопление - обеспечение поставки потребителям тепловой энергии с помощью комплекса объектов, сооружений, котельных, бойлеров, трубопроводов, связанных единым технологическим процессом;
  2. Центральное отопление -услуга, направленная на удовлетворение потребностей потребителя в обеспечении нормативной температуры воздуха в помещениях квартиры дома усадебного типа), которая предоставляется исполнителем с использованием внутридомовых систем теплоснабжения.
  3. Централизованное снабжение горячей воды - обеспечение потребителей горячей водой с помощью комплекса объектов, сооружений, распределительных водопроводных сетей, связанных единым технологическим процессом производства и транспортировки горячей воды;
  4. Электроснабжение;
  5. Газоснабжение - реализация природного или сжиженного газа путем транспортировки его к потребителю, обслуживание внутридомовых систем газоснабжения;
  6. Вывоз бытовых отходов и т.д..

2 группа - услуги по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий:

  1. уборка придомовой территории;
  2. уборка лестничных клеток;
  3. вывоз бытовых отходов (сбор, хранение, перевозка, переработка, утилизация, обезвреживание и захоронение);
  4. уборка подвалов, технических этажей и кровли;
  5. техническое обслуживание лифтов;
  6. обслуживание систем диспетчеризация;
  7. Техническое обслуживание внутридомовых систем:

горячего водоснабжения; холодного водоснабжения; водоотведения; централизованного отопления; ливневой канализации;

  1. дератизация;
  2. дезинсекция;
  3. обслуживание дымовентиляционных каналов;
  4. техническое обслуживание и текущий ремонт систем пожарной автоматики и дымоудаления, а также других внутридомовых инженерных систему при их наличии;
  5. Текущий ремонт конструктивных элементов, внутридомовых систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, централизованного отопления и ливневой канализации и технических устройств домов и элементов внешнего благоустройство, размещенные на закрепленной в установленном порядке придомовой территории (в том числе спортивных, детских и других площадок);
  6. полив дворов, клумб и газонов;
  7. уборка и вывоз снега, посыпка части придомовой территории, предназначенной для прохода и проезда, противогололедными смесями;
  8. эксплуатация номерных знаков на домах;
  9. освещение мест общего пользования и подвалов и подкачки воды;
  10. энергоснабжение лифтов;
  11. периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных средств учета воды и тепловой энергии, в том числе их демонтаж, транспортировка и монтаж после поверки.

3 группа - услуги по управлению домом, сооружением или группой домов:

  1. балансодержание;
  2. заключение договоров на выполнение услуг;
  3. контроль выполнения договоров.

4 группа - услуги по ремонту помещений, домов, сооружений:

  1. замена и усиление элементов конструкций и сетей;
  2. реконструкция указанных конструкций и сетей;
  3. восстановление несущей спроможностинесучих элементов конструкций.

4. Распределение жилищно-коммунальных услуг при наличии конкурентных основ

Жилищно-коммунальные услуги предоставляются как естественными монополиями ( Водоснабжение, Водоотведение, Теплоснабжение, Электроснабжение, Газоснабжение), так и на конкурентных началах (содержание жилья и придомовых территорий, обслуживание лифтов, сбор, вывоз и утилизация отходов).

Если на конкурентном рынке уже возникают признаки борьбы (проводятся конкурсы, потребителю предоставлена ​​возможность выбирать поставщика услуг), которая заставляет производителей повышать качество своих услуг, то в сфере естественных монополий отсутствуют такие экономические действия и стремления. Именно в этом и заключается главная причина технологической изношенности и устарелости национальных природных монополий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, также, в свою очередь, обуславливает высокую себестоимость, затратность и низкое качество их продукции и услуг. Деятельность естественных монополий требует политики государственного регулирования.

К сожалению, система государственного регулирования естественными монополиями в сфере жилищно-коммунальных услуг было фактически размыто и распылен, что сделало единую государственную политику в этой сфере и существования эффективных рычагов регулирования и контроля за ее субъектами.

В Украине Национальная комиссия по регулированию естественных монополий в сфере коммунальных услуг была создана 9 июля 2010, правовые основы организации деятельности которой определен в Законе "О Национальной комиссии регулирования рынка коммунальных услуг Украины" от от 09.07.2010 № 6419, с изменениями от от 09.07 .2010 № 2479-VI.


5. Распределение жилищно-коммунальных услуг в порядке утверждения цен / тарифов

В зависимости от порядка утверждения цен / тарифов на жилищно-коммунальные услуги они делятся на три группы:

  1. первая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые утверждают специально уполномоченные центральные органы исполнительной власти;
  2. вторая группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые утверждают органы местного самоуправления для предоставления на соответствующей территории;
  3. третья группа - жилищно-коммунальные услуги, цены / тарифы на которые определяются исключительно по договору (договоренностью сторон).

6. Участники отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг

В соответствии со статьей 19 Закона "О жилищно-коммунальных услугах", участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг являются:

  • владелец жилья;
  • потребитель услуг;
  • исполнитель услуг;
  • производитель услуг.

Владелец помещения, здания, сооружения - это физическое или юридическое лицо, которому принадлежит право владения, пользования и распоряжения помещением, зданием, сооружением, зарегистрирован в установленном законом порядке.

Как правило, любой многоквартирный дом в целом (неделимое и общее имущество - конструктивные элементы, оборудование, места общего пользования и т.п.) является общей собственностью всех совладельцев помещений, то есть не территориальной общины города, не ОСМД и не балансодержателя в лице ЖЭКа.

Потребитель - физическое или юридическое лицо, которое получает или намеревается получать жилищно-коммунальную услугу. Таков как собственник, так и наниматель жилья, а также все, кто получает эти услуги, проживая в конкретном помещении.

Исполнитель - предприятие, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг потребителю и техническими средствами которого (сети, арматура, средства регулирования и учета) непосредственно предоставляются такие услуги.

Согласно Порядку определения исполнителя жилищно-коммунальных услуг в жилищном фонде, утвержденным приказом Госжилкоммунхоза Украины от 25.04.2005 г. № 60, исполнитель услуг определяется органом местного самоуправления или собственником жилого дома (как правило, в домах ЖСК - жилищно-строительных кооперативов и ОСМД - объединение совладельцев многоквартирного дома).

Кроме того, орган местного самоуправления, в соответствии со статьей 27 Закона "О жилищно-коммунальных услугах", может утвердить перечень услуг, право на осуществление которых определяется на конкурсной основе.

Производитель - субъект хозяйствования, который производит или создает жилищно-коммунальные услуги. Производитель услуг может быть одновременно и их исполнителем.

Специфическими участниками отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг является балансодержатель и управляющий, которые в зависимости от гражданско-правовых сделок, могут быть потребителем, исполнителем или производителем услуг.


7. Законодательное обеспечение жилищно-коммунальных услуг

Отношения в сфере жилищно-коммунальных услуг является разновидностью гражданско-правовых отношений, поэтому один из основных регламентирующих документов здесь - Гражданский кодекс Украины (ГКУ).

Также отношения в этой сфере регулируются специальными Жилищным кодексом Украины и Законом Украины "О жилищно-коммунальных услугах". К тому же, поскольку каждый житель является одновременно потребителем жилищно-коммунальных услуг, то на эти отношения распространяется и действие Закона Украины "О защите прав потребителей".

Нравы и правила в сфере жилищно-коммунальных услуг определяют различные нормативно-технические и технико-экономические акты как Кабинета Министров Украины, так и профильного ранее Государственного комитета, а теперь Министерства жилищно-коммунального хозяйства - всевозможные стандарты, нормативы, приказы, рекомендации, методические указания и тому подобное.


8. Нацкомуслуг

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере коммунальных услуг - государственный коллегиальный орган ( Нацкомуслуг).


Комиссия образована Указом Президента Украины от 23 ноября 2011 № 1073/2011 [2].

Задача Комиссии - регулирование и лицензирование деятельности в сфере генерации, транспортировки и поставки тепла, а также централизованного водоснабжения и водоотведения [3].


Под контролем Нацкомуслуг находятся:

  • предприятия централизованного водоснабжения и водоотведения, которые предоставляют услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу не менее сорока тысячам физических лиц или системы централизованного водоснабжения и водоотведения которых расположены на территории двух или более областей, совместных предприятий и предприятий с иностранными инвестициями [4],
  • предприятия по производству тепловой энергии с отпуском тепловой энергии потребителям в объеме, превышающем 20 000 Гкал в год [5],
  • предприятия по транспортировке [6] и поставку тепловой энергии [7] из тепловых сетей и тепловых пунктов которых для нужд потребителей отпускается тепловая энергия в объеме, превышающем 18 000 Гкал в год.

Нацкомуслуг регулирует около 89% рынка водоснабжения и водоотведения и около 96% рынка тепловой энергии. В частности, по оценкам Нацкомуслуг, в сфере водоснабжения и водоотведения Комиссия регулирует около 130 лицензиата, а в сфере тепловой энергии - около 270 лицензиата.