Зависть

Джотто ди Бондоне (1267-1337), изображение Зависти в Часовне Скровени, г. Падуя

Зависть - самолюбивое и недружелюбное недовольство тем, чем другой человек наслаждается, в мягком смысле тяга за добром, которое имеет другой. Зависть - один из семи смертельных грехов. Иоанн Дамаскин так же описывает зависть как недовольство добром другое.

Фома Аквинский определил зависть как "грусть через добро другого". Он также отмечает, что мы не завидуем людям, далеким от нас местом, времени, или статусе, но только тем, кто близко нам и кого мы надеемся превзойти или соперничать с ним. Люди наиболее подвержены зависти является с одной стороны амбициозными, а с другой - трусы, которые делают кротовые холмы и думают о себе, что они лучшие в любом хороши в отношении к другим. Быть возмущенным из-за того, что мы думаем, что человек не стоит такого материального добра, из-за того, что это добро превосходит наше собственное, является завистью и всегда ложным. Любовь добродетели радуется добром наших ближних, а зависть является подавленной.

Зависть не то же, что амбиция или вдохновения иметь или достичь добро, которое имеет другой человек. Такое вдохновение может быть хорошим, любой это духовное добро (отношение к Бога), психологическое добро (отношение к себе или других), или даже материальное добро (отношение к вещам в мире), хотя последнее легко переходит в жадность. Это не зависть - брать пример от других людей.

Зависть с другой стороны смотрит и говорит "Я хочу, чтобы ты был ниже меня". Зависть по сути вопросам конкуренции. Зависть вызывает горечь и печаль. Зависть отнимает радость, поскольку она противоположна благодарности. Другой причиной, делающей зависть смертельным грехом, является то, что она ведет к худшему греха из всех - ненависти, отсутствия любви. Гнев тоже ведет к ненависти, но дорога от зависти короче и прямее. Зависть ненавидит другого за то, что он что-то хорошее. Зависть тоже путем, что ведет от гордости, крупнейшего греха, к ненависти, низкого греха, как Святой Григорий Великий сказал в моралите (XXXI 45) "Духовные пороки является так близко родственны друг другу, что один происходящая от других" подобно рака.

Зависть, как и ревность, можно отнести к страстям, так как она приводит ривнисне отношение к тому, что наносит вред и приносит несчастье. Зависть направлена ​​на то, чего индивид лишен и заключается в присутствии двух индивидов, один из которых завидует другому, обладающий тем, что по разным причинам недоступно первом. Естественно человек не может обладать всеми достоинствами и материальными ценностями, поэтому всегда существует тот, кто имеет больше. Зависть - жадность, поедающий человека изнутри. Если она характеризуется хроническим течением и возникает надежда изменить в будущем свое положение, то зависть превращается в самоограничении. Человек начинает ненавидеть силу характер, счастья, здоровья, естественность, которых у нее нет, поэтому удовлетворения собственных потребностей в положительных эмоциях достигаются за счет безразличия, цинизма, насмешек, способствующие избежанию травматизации, связанной с ощущением дефицита и неполноценности своего существования .

Орлов Ю.М. отмечает, что умственные операции, порождающие зависть, осуществляются неосознанно:

  • акт восприятия или представления об определенной ценное качество, которое присуще себе и другому (черта личности, собственность, принадлежность, способность, мастерство и др..)
  • мыслительный акт присвоения определенной качества ценность и значимость;
  • акт отнесения другого человека к той же категории, что и сам человек. Создается представление о другом подобном себе: "такой как я". Это представление запускает механизм присвоения другом определенных признаков, если бы как-то связанных с подобным себе. Зависть проявляется в мисленевий установке на то, что если человек в чем-то подобная мне, то она должна быть равна мне по всем характеристикам.
  • Акт сравнения и выявления различий. В результате этих разногласий возникает переживание зависти, если сравнение не в пользу, или гордость, если все наоборот.

Если человек может осознавать вси четыре акта в ситуации зависти, она может осознать свою эмоцию и контролировать ее.

Проявление зависти.

Зависть может по разному проявляться, поэтому перед психологом часто возникает необходимость выявления этой эмоции, скрытой в других социально приемлемыми переживаниями, такими, как гнев, страх, обида. Ситуация осложняется тем, что зависть способна порождать любые другие пе-реживання и часто страдающий от зависти, может говорить о своей обидчивости или гнев. Распознавать скрытую основу эмоции нужно уметь не только психологам, но и любому.

Зависть может принимать форму ярко выраженной и направленной наружу ненависти. Завистник втайне пытается навредить тому, кому он завидует. Зачастую, завистник не ограничивается одним человеком, он уничтожает открытыми упреками и язвительными замечаниями тех, кто попадается ему под горячую руку. Нередко под горячую руку попадает человек, дети, которые вынуждены выслушивать постоянные скептические замечания и терпеть вспышки раздражения недовольных собой завистников, которые жертвуют близкими. Они оскорбляют, используют и компрометируют своих партнеров, детей, друзей.

Плетя коварные интриги, завистники стремятся компенсировать свои страдания. В данном случае зависть принимает форму причинения вреда окружающим. Зависть может провоцировать криминальное поведение. Бессмысленное разрушение чужой собственности проявляется чаще результатом вспышки страстной зависти. В любом случае, болезненное чувство превосходства окружающих над собственной личностью является неприметной психологической причиной причинения вреда окружающим. Завистник не способно любить и ценить себя. Столкнувшись с недоброжелательностью в детстве или в юности он автоматически заботится неприязнью ко всему, что радует других людей. Завистник - человек несчастный, жалкая, постоянно страдает от сомнений, от навязчивых мыслей, от отсутствия здорового чувства собственного достоинства.


Зависть плачет из-за тех, кто радуется, и радуется тех, кто плачет.

Любовь чего-то, что не может быть разделено или быть одновременно во владении вызывает зависть; но никто не завидует знание другого, поскольку он может быть общим, разве что люди могут завидовать блестящей учености.

Джон Ролз отмечает: "Главным психологическим источником склонности к зависти является отсутствие уверенности в собственной значимости, соединенное с чувством бессилия".


Цитаты о зависти

Те, кому не завидуют, никогда не является вполне счастливыми. - Аесхилос (526-456 г до н. Э) Агамемнон

Все тираны Сицилии никогда не выдумали худшей муки, чем зависть. - Гораций (65 - 8 н. э) Листы

Где зависть и борьба - там беспорядок и каждое злое дело. - Новый Завет, Иакова ИИИ, 16

Никто не любит быть превзойденной теми, кто того же уровня - Ливий (59 - 17 н. э) Анналы