Завтрак на траве (Мане)

"Завтрак на траве" ( фр. Le d?jeuner sur l'herbe ) - Картина французского живописца Эдуара Мане, написанная в 1863 году. Ныне хранится в 19-м зале музея д'Орсэ ( Париж, Франция).


1. История

Тициан, "Сельский праздник" ( 1510). Лувр, Париж

Изначально картина называлась "Купание" ( фр. Le bain ) И предназначалась для Парижского салона, однако ее вместе с 3,000 других полотен жюри не допустило к выставке. Все эти картины были выставлены на так называемом Салоне отверженных, созданном по инициативе императора Наполеона III.

По словам друга Мане, Антонена Пруста: "Завтрак на траве" задумывался как современная версия "Сельского праздника", которое тогда приписывали Джорджоне. В наше время доказано, что автором этой картины был Тициан (ок. 1476 или 1490 - 1576). На картине изображены две обнаженные женщины рядом с двумя одетыми мужчинами - Лютнист и пастухом. Но позы для трех главных персонажей Мане позаимствовал из другой хорошо известной работы - гравюры Маркантонио Раймонди (ок. 1480 - 1534), оригиналом для которой послужил "Суд Париса" Рафаэля.

Превращая хрестоматийный сюжет в сцену пикника в пригороде современного Парижа, Мане намеренно порушув каноны академической живописи, предписывающие изображать обнаженную женскую натуру только в образе мифологических богинь.


2. Описание

На картине изображены двое молодых мужчин, сидящих под деревьями рядом с обнаженной молодой женщиной, которая обратилась прямо к зрителю. Неподалеку выбирается из воды ее полуобнаженная подруга. На траве - сняты женские платья и корзины для пикника.

Позы персонажей отчетливо напоминают работы старых мастеров, однако их костюмы указывают на то, что герои Мане - его современники, и именно это вызвало наибольшее возмущение публики.

Фактура

Мане выбрал для воспроизведения фрагмент, позволяющий поработать с богатой фактурой. Сделав предварительный эскиз, он сосредоточился на заднем плане. Преобладающие зеленые тона пользователя изумрудно-зеленой краской с желтым кадмием (для светлых тонов) и с синим индиго и сырой умброй (для темных тонов) платье купальщицы - титановыми белилами и "полосками" смеси белил с синим индиго, ее рука - белилами и желтой охрой.

Обнаженная фигура

Следующий этап заключался в работе над обнаженной фигурой. Сначала для того, чтобы сохранить линию рисунка, он заполнил краской отверстия в контурах фигуры. Телесные тона были написаны белилами и желтой охрой; темные тона, волосы и глаза женщины - сырой умброй, паленой Сиеной; зеленые и синие тона вокруг ее ног - смесью, которую художник уже применял на предыдущем этапе.

Мужская фигура

Затем Мане взялся за мужскую фигуру. Как правило, сначала он повторил темные участки лица и одежды, которые впоследствии будут "освещены". Работал Мане как сухой кистью, так и пальцами, смешивая ними краски и создавая тени. Основном, Мане смешивал краски прямо на холсте, а не на палитре, и наносил их непосредственно друг на друга, после чего растирал на холсте. При этом он использовал ту же палитра, как и раньше. Добавил только черную краску, которой была написана галстук мужчины.

Пальцы в качестве инструмента

После этого он зафарбовав остаток полотна (начиная с темных участков, каковы тени). Для того, чтобы одежда выглядел мягким и скомканным, Мане пришлось много поработать пальцами, смешивая и смягчая краски. Он использовал белила, синий индиго, немного черной краски, чтобы придать брюкам сиреневого оттенка.

Мелкие детали

Заключительные штрих отобрали у Мане не менее времени, чем вся его предыдущая работа. Например, обнаженная рука, вроде неплохо изложена уже на переднем плане, на самом деле, может показаться, что не совпадает с картиной Мане по цвету, фактуре и распределением теней. Ему пришлось тщательно сверить свою работу с оригиналом, а не продвигаясь вперед до тех пор, пока каждая деталь его имитации не будет соответствующей оригиналу.

Деталь лица

Черты лица нужно было сначала обозначить очень контрастно, смягчив их лишь впоследствии. При этом глаза нужно было написать с максимальной точностью (форму ресниц, положения зрачков). Допущенные при этом ошибки в дальнейшем исправлять было очень трудно.


3. Образы

В своей картине Мане использовал необычные образы:

  • Зяблик. Там где на картинах старых мастеров было принято изображать богов или ангелов, в Мане нарисован зяблик, летящему. Он выражает собой ироническую составляющую такого странного реализма художника.
  • Откровенный взгляд. Обнаженная женщина, подпирая рукой подбородок, смотрит прямо на зрителя - похожа на нимфу с гравюры Раймонди. Позировала Мане Викторина Меран. Ее прямой взгляд кажется слишком откровенным, вызывая у зрителя ощущение неудобства.
  • Одежда и провизия. Смятые платья, провизия, которая вываливается из корзин и серебряная фляжка создают натюрморт, который точно передает настроение пикника. Изначально картина называлась "Купание", но из-за того, что такое название несла в себе эпатажный дух, направления мотивируя раздевание героинь, и работа была переназвана.
  • Странная перспектива. В перспективе и масштабах фигур допущены искажения. Вероятно, они носят преднамеренный характер и использованы для того, чтобы замаскировать искусственность композиции. Пропорции фигуры купальщицы сопоставимы с пропорциями фигур, расположенные на переднем плане, - будто между ними нет дистанции. Зато деревья "правильно" уменьшаются по мере удаления от зрителя. Это искривление особо подчеркивает лодка, по сравнению с фигурой купальщицы кажется игрушечным.
  • Загадочный жест. Рука одного из мужчин вытянута так, будто он участвует в оживленной беседе. В то же самое время, очевидно, что мнения людей, которые находятся напротив него заняты чем-то другим, и этот жест становится немотивированным. Этот жест был скопирован с гравюры Раймонди.
  • Обнаженная женщина и одягений человек. На гравюре Раймонди похожа группа фигур состоит из двух обнаженных годовых богов и обнаженной нимфы. Художник, оставляя женщину без одежды, "одевает" мужчин в современные костюмы. Контраст, который возникает, создает атмосферу картины достаточно вяжущим, придавая ей сексуальный оттенок.

Литература

  • "Художественная галерея" № 40. Мане. - Москва: DeAgostini, 2005. - Ст. 14-19.