Зачарованная Десна

Зачарованная Десна - автобиографическая повесть, воспоминания Александра Довженко о детство в родном селе на Черниговщине. Произведение полон тонкого юмора. Повесть является гимном реки Десна, родном черниговском краю, крестьянам-труженикам и сельском образа жизни.

Автор изображает свои первые шаги познания жизни, "первые радости, и переживания, и чары первых увлечений детских ...", верующего в Бога деда-чумака и прабабушку, которая все и всех проклинала, мать и отца, кузнеца деда Захарка, дяди Самуила - непревзойденного косаря, сельского священника и встреча крестьянами Пасхи на крышах во время весеннего разлива Десны. Воспоминания эти время от времени перерастают в короткие авторские размышления - о "тяжелые кандалы неграмотности и несвободы", другие бедствия и страдания крестьян Украины и вместе с тем - богатство их душ, внутреннюю культуру мыслей и чувств, их вкус, их врожденную готовность к "высокого и тонкого ?, о войне и сожжен фашистами село, об отношении к прошлому: известный авторский монолог, который начинается словами:" Я сын своего времени и весь принадлежу современникам своим. Когда оборачиваюсь я время к колодцу, из которого 'пил когда-то воду ... "и в котором выражено знаменитую формулу:" Современное всегда на пути из прошлого в будущее ".

Касается автор и вопрос веры в Бога. На примерах конкретных людей он показывает, насколько даже в дореволюционные времена отличались у каждого представление о Всевышнем и уровень религиозного образования. Ярким моментом можно назвать спор отца автора со священником о "исповедание веры", которая проходит в лодках посреди затопленного Десной села.

И хотя автор пишет обо всем с юмором, но чувствуется боль его души. Изображенные в произведении люди - не идеальны, они имеют в себе как хорошие стороны, так и плохие, и автор этого не скрывает. Однако, по его мнению, не от хорошей жизни зло преобладает в человеке добро.


1. Все мы родом из детства

От того, какой мир и какие люди окружают нас в начале жизни, зависит наше духовное богатство или бедность, моральная красота или уродство. Именно так о своем детстве вспоминает Александр Довженко, рисуя образы "Зачарованной Десны". Оттуда пришли и волшебная красота пейзажей, на фоне которых мы видим физически и морально красивых людей. Лирически, взволнованно, с теплым юмором рассказывает писатель о природе и людях, как о едином целом. "Жили мы в определенной гармонии с природой", - говорит он. Здесь мыши подсказывали Яреме Бобырь, что весной будет наводнение, погодой "заведовала ворона", дед больше в мире любил солнце, иметь, как что-то живое, ласкала каждую былинки, а охотник был не способен поднять руку на ту же ворону. Понятно, почему все радости и горести маленького Сашу тоже связаны с природой. "И приятно обнимать жеребенка. Или проснуться на рассвете и увидеть в доме тельца, которого нашлось ночью ..." - перечень таких вот приятностей занимает целую страницу. Не по этой гармоничного единства людей изображенных в киноповести с окружающим прекрасным миром вытекает их моральная красота?

Не случайно, что несколько действующих лиц, непосредственно не связанных с господствующим в селе духом, возникают менее привлекательными. Учитель не понимает маленького Сашу, полицейский бьет людей и т.д.. Но таких персонажей - меньшинство. Большинство все же "дети природы". Это и эпизодические герои, как Ярема знающим народным приметам, и старый кузнец -рыбак Захар, и колоритные старцы Холод и Кулик. Это и Самойло-косарь, что "орудовал он косой, как хороший маляр кистью".

Но в центре повести - семья Довженко. О некоторых из родственников писатель лишь упоминает, других описывает очень подробно и образно. Вообще Довженко хорошо передавал индивидуальность каждого человека. Например, дед Семен, что "разговаривал с лошадьми, с телятами, с травами, со старой грушей и дубом - со всем живым, что росло и двигалось вокруг", и был "похож на Бога": все рядом - внутреннее, внешнее и метафорическое. И если говорить о духовном величии человека, то трудно найти лучший пример, хотя во время сенокоса маленький Саша узнает, что в прошлом дед был не такой идеально-хороший, как сейчас.

А вот - прабабушка Маруся, имевшая "глаза такие видящие и острые, что скрыться от нее не могло ничто в мире", которая любила проклятия так, что без них "не могла прожить и дня". Когда она умирает, малому Саше кажется, что в доме и во всем мире светлее.

Не менее реальным возникает отец - в нищей одежде и с большим духовным богатством и высокой культурой мышления, которого Саша и уважал и любил, но иногда плакать хотел, как видел того в лохмотьях и пьяным. "Из него можно было писать рыцарей, богов, апостолов, великих ученых или Сеятель - он годился на все". Трудно жилось его родителям: четверо сыновей умерли одновременно от какой-то эпидемии, на хорошего коня не хватало денег, поэтому пришлось через каждые несколько лет менять ослабевших лошадей на ярмарке. Во время сенокоса каждый отец дерется с соседями за распределение копен сена, так необходимого для лошадей, и все это из-за бедности.

Хорошо ощущается в повести и преемственность поколений, ведь "современное всегда на пути из прошлого в будущее". Отец объясняет малом Саше "кто мы", вспоминая казачество. Девичьи колядки переплетаются с народными думами о героической борьбе украинского народа с турками и татарами. Свои моральные принципы старые передают молодым. Дед Семен говорит Саше, что за каждое уважение старого человека какой-то грех с души снимается. Отец и дед берут парня на сенокос, понемногу приучая к труду. "... Ношу дрова куреня, развожу огонь, картофель чищу, ежевику собираю косарям к водке ", - вспоминает Довженко. Символично звучит рассказ о том, как в одну ночь у Саши умерла прабабушка и родилась сестренка: на смену старому приходит новое. Проблему связи поколений Довженко с присущим ему юмором решает даже в рассказе о собаках - Пирата старого и Пирата молодого.


2. Зачарованная красота духовности

Касается автор и вопрос веры в Бога и магию. На примерах конкретных людей он показывает, насколько даже в дореволюционные времена отличались у каждого представление о Всевышнем и уровень религиозного образования. Ярким моментом можно назвать спор отца автора со священником о "исповедание веры", которая проходит в лодках посреди затопленного Десной села. Родной дед, который четко ассоциировался у маленького Сашу с образом Бога, еженедельно вслух читает Псалтирь на церковно-славянском языке, а мать малого думает, что он - колдун и делает ей какое-то зло, и поэтому тайком сжигает в печи по странице того Псалтири , боясь курить его сразу целиком: "А вдруг взорвется и дом разнесет?" Показал автор и типические образы нищих, просящих милостыню. Один - злой и наглый, пугает людей и не просит, а требует. А нищего кобзаря крестьяне уважают.

Писатель прекрасно знал духовный мир крестьянина, народный быт, обычаи, его психологию. Можно сказать, что "Зачарованная Десна" - своеобразная энциклопедия сельской жизни Украины конца XIX и начала XX веков.

Всей своей повестью, полной поэтичности, Довженко будто зовет нас быть такими же искренними, красивыми, духовно богатыми и гордыми, как наши предки: как мужественные герои, так и прекрасные в своей трудолюбия труженики- земледельцы. Хотя какой-то "педагогической" цели писатель сознательно не ставил, прекрасное всегда воспитывает тех, кто с ним встречается. Завораживает, как Десна...


3. Экранизации

  • В 1964 году экранизирована Юлией Солнцевой (см. Зачарованная Десна (фильм)).
  • В 2009 году харьковской арт-группой Fumble Fall Dedalus Group была снята молодежная комедия ZACHAROVANA DESNA по мотивам произведения.

4. Текст

Произведения Александра Довженко
Воля к жизни ? Зачарованная Десна ? Мать ? Ночь перед боем ? Повесть пламенных лет ? Потомки запорожцев ? Украина в огне ? Дневник