Надо Знать

добавить знаний



Золотой теленок



План:


Введение

"Золотой теленок" - роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова. Написанный в 1931 году. Жанр - "Плутовской роман", "социальная сатира". Продолжение романа "Двенадцать стульев". Название обыгрывает библейский образ золотого теленка.


1. Сюжет

Несмотря на то, что в конце первой книги Остап Бендер, по замыслу авторов, был зарезан бритвой, этот факт, опять же по замыслу авторов, не привел к смерти великого комбинатора:

И вот перед самым распределением полученных денег глупый "руководитель дворянства" полоснул меня бритвой по шее. Ах, как это было противно, Корейко! Противно и больно! Хирурги просто чудом спасли мою молодую жизнь, за что я им глубоко признателен.

В новом романе Остап Бендер выступает в роли мошенника-шантажиста. Узнав от "сына лейтенанта Шмидта" Шуры Балаганова о существовании подпольного миллионера Александра Ивановича Корейко, великий комбинатор решает отобрать у него часть денег - поскольку ему известны "400 сравнительно честных способов" сделать это. Однако выбранный метод простого шантажа не сработала (сам Александр Корейко оценивает его как "жалкую попытку третьесортного шантажа?), после чего Остап Бендер подходит к делу вполне серьезно - на Александра Корейко заводится дело, в котором путем добросовестного труда собираются сведения о второй, подпольной жизни миллионера - чтобы потом продать это дело ему же за 1 000 000 рублей.

Несмотря на активную помощь в работе экипажа ?Антилопы? (автомобиль марки "Лорен-Дитрих", хотя ходит много споров относительно того, была ли эта машина именно этой марки, в книге она описана достаточно подробно): Адама Козлевича, уже упоминавшегося Шуры Балаганова и Михаила Самуиловича Паниковского, путь до миллиона тернист и долог ...


2. Персонажи романа

Центральные

  • Остап Бендер (командор)
  • Шура Балаганов (любимый сын лейтенанта Шмидта, бортмеханик, уполномоченный по копытам)
  • Паниковский, Михаил Самуилович (человек без паспорта, гусокрад, нарушитель конвенции, курьер конторы "Рога и копыта")
  • Козлевич Адам Казимирович (водитель "Антилопы Гну")
  • Корейко Александр Иванович (подпольный советский миллионер)

Эпизодические

... И многие другие.


3. Структура романа

По версии В. Катаева, который по сути является одним из соавторов романа (см. "Алмазный мой венец"), оба романа представляют собой сборники Фельетонов, весьма условно объединенных общей сюжетной линией. Любой из фельетонов мог бы быть удаленным и заменен другим, без существенных потерь для развития сюжета. Существует также второй, авторский, вариант романа "Двенадцать стульев", в котором его фельетонный характер проявляет себя особенно ярко - главы романа, не вошедшие в классического варианта практически не связаны с его основным сюжетом.

Текст романа содержит многочисленные пародийные вставки (см., например фрагмент текста повести "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянов), в котором авторы романа довольно удачно обыгрывают особенности стиля других авторов. К сожалению, большинство современных читателей мало знакома с популярными литературными произведениями того времени, что приводит к некоторой потере смысла написанного.


4. Два социальных мирах романа

Несмотря на общепризнанный сатирико-юмористический характер романа, в нем также присутствуют достаточно глубокие социологические обобщения относительно предпосылок возникновения мошенничества в Советском Союзе в 20-х годах 20-го века. Социальные миры (не зависящие от господствующей идеологии) показаны в девятой главе романа, в которой в "лирических тонах" описаны т.н. "Два мира" (терминология авторов). Первый "большой мир", в котором живут "большие люди" и "большие вещи". В нем осуществляется основные события, определяющие прогрессивное развитие человечества (изобретают дизельный двигатель, пишут роман "Мертвые души", строят Днепрогэс, и т.д.). Очевидно, что в "маленьком мире" живут "маленькие люди" и "маленькие вещи". Этот мир находится на "обочине большого мира" и поэтому в нем изобретают громкий пузырь "уйди-иди", пишут песенки "Кирпичики" и шьют брюки фасона "полглав". Если в большом мире главные действующие лица стараются осчастливить все человечество, то в малом мире его жители преследуют единственную цель - "каким-то образом выжить, не испытывая чувства голода".

Маленькие люди обезьянничают действия великих людей. Они понимают, что результаты их деятельности должны быть созвучны социальной эпохе. В советскую эпоху, когда были созданы "идеологические скрижали коммунизма", в маленьком мире (или в "мире муравьев!") Во все мелкие изобретения также подводится "коммунистическая идеология" (в общем случае сам тип идеологии не имеет существенного значения, поскольку он коррелирует со сменой эпох). На пузыри "отойди-иди" изображается Чемберлен, похож на карикатуры "Известий", а в популярной песенке "умный слесарь" чтобы снискать расположение "комсомолки", перевыполняет план производства. Когда в большом мире проводится широкая дискуссия о "оформление нового коммунистического быта", то в маленьком мире - уже все подготовлено: есть галстук "Мечта передовика", толстовка-Гладковка, гипсовая статуэтка "Колхозница, что купается" и дамские пробковые пидпахивкы "Любовь пчел трудоспособных ".


5. Фильмография

См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам