Надо Знать

добавить знаний



Зороастризм



План:


Введение

Аташкеде - храм огня

Зороастризм - (самоназвание: Вахви Даен Маздаясна - Добрый Вера Открытие мудрости) - древнее пророческое вероучения, в основе которого находится проповедь древнеиранского пророка Заратуштры, известна с зороастрийских гимнов - Гат, которые дошли до нас в составе Авесты - священного зороастрийского канона.

Пророчество заключается в том, что существует два исконных выборы: благой и злой, которые появились Заратуштра в одном из видений, как Спента-Майне ("Дух Святых") и его противник - Анхра-Майнью ("Злой дух"), который также с самого начала, но вполне злой и жестокий. Эти две основные противоположности бытия увидел Зороастр в их изначальном столкновении:

"Воистину есть два первоначальных духи, появились мира как близнецы, известные своей противоположностью. В мысли, в слове и в действии - они оба, добрый и злой ... Когда эти два духа впервые сошлись в борьбе, то они создали бытие и небытие , и то, что ждет в конце концов тех, кто идет путем лжи, - это худшее, а тех, кто идет путем добра, ждет лучшее ". ( Конечно, 30, 3 - 4).

Все, что происходит в мире - происходит по одной из этих причин. Между ними идет постоянная непримиримая борьба. Человек самостоятельно должен выбрать, на какой стороне он находится. От этого выбора зависит ее дальнейшая судьба.

Зороастризм очень древняя религия. Он был национальной и государственной религией для значительной части персидского народа, прежде чем постепенно не уступил место ислама в 7 веке. Политическая сила доисламских персидских династий придавали зороастризма большого престижа. Некоторые из его основных доктрин были заимствованы другими поздними религиозными системами. Зороастризм тоже заимствовал из других систем верований, в древние времена от вавилонян, а в современную эру от теософии и эзотерики, христианства, ислама и индуизма. в наше время в зороастризме нет принципиальных богословских различий за исключением схизмы, связанной с различиями в календарях. Однако зороастризм не монолитен - местные и индивидуальные верования, обряды, ценности отличаются через современные влияния, иногда приводят к обогащению традиций, а иногда до полного вытеснения.


1. Основы вероучения

1.1. Сотворение мира

В своей мудрости Ахура Мазда, знал о существовании противника - Ангра Майнью и для того, чтобы сделать его бессильным он создал материальный мир. Сначала Ахура-Мазда создал с помощью Святого Духа (Спента-Майнью) шесть Амеша Спента - "бессмертных святых", которые в той или иной степени являются эманациями самого Ахура-Мазды. Слово "спента", в самой своей основе означает "владеющий силой", а в отношении благих божеств - "помощь, обладающий силой". Именно их Заратуштра увидел в своем первом видении. Они вместе с Ахура-Маздой создали семь творений, которые образовали мир. Это: Огонь, Вода. Земля, Воздух, Растения, животные и человек

Шесть бессмертных святых стоят, как атрибуты самого Ахура-Мазды. Со своей стороны, Он может наделить людей этими вескими духовными и нравственными качествами. Для каждого человека, в том числе и для самого пророка, тем Бессмертным святым, указывает путь к другим, является Воху-Мана ("Благой помысел, понимание"). Ближайший его Союзник - это Аша-Вахишта ("Лучшая праведность, истина"), божество, отражающий мощный закон истины-аша. Затем идут Спента-Армаити ("Святое благочесття") и Хшатра-Ваирйа ("Бажана власти, Милосердие"), который олицетворяет собой силу, которую каждый человек проявить, стремясь к праведной жизни. Заключительная пара - это Хаурватат ("Целостность, Здоровье?) и Амеретат ("Бессмертие, Радость"). Они дарят вечную жизнь и процветание.


1.2. Появление в мире противника

Ангра Имущество лишен каких-либо творческих способностей. Все что он может сделать, это потерять, и перевернуть с помощью лжи - Друдж. После его вторжения в мир, созданный Ахура Мазда, стало известно, что мир будет существовать, пока Ангра Имущество навсегда не станет бессильным как-то влиять на творение. Тогда в мире произойдет Воспроизведение - Фраша Керетти и наступит идеальная сутки.

1.3. Задача человека в мире

Зороастрийская вера учит тому, что человек получает свое земное существование ради воплощения своих особых задач, по укреплению правды и уничтожение зла. Поэтому каждый человек должен следовать этической триаде - Хороших мыслей, добрых слов и добрых дел. С помощью Дайэн - одновременно и души и совести, человек может общаться с Творцом. На помощь человеку в борьбе с силами зла приходят решить - "достойные почитания", такие как Митра - договор, Айриман - дружба, Сраоша - послушание, Хварно - счастье, и другие. За жизнь человек должен сделать как можно больше добрых поступков, благодаря чему решится ее дальнейшая судьба.


1.4. Судьба человека после смерти

После смерти человек становится на мост Чинват (Мост Розлучитель), который связывает место предыдущего существования с Гарозманом (Местом Песен). На встречу человеку идет его Даен. И тот, кто в жизни был праведным, видит в ней прекрасную девушку, которая помогает человеку добраться неба. А тот, кто за свою жизнь более грешил увидит свою Даен, как страшную ведьму, которая потянет его к самому Ангра Имущество в ад, и тот скажет грешнику: "Как же ты недоволен своим Творцом, решил встретиться со мной!" И нанесет ему адских мук.


1.5. Зороастризм в мировой культуре

В Европе содержание Авесты стал известен в XVIII в. после перевода Дюперрона в 1771 году на французском языке, что позволило также проследить влияние учения Авесты на формирование религиозных систем позднего происхождения;

Зороастризм впервые в истории религий выдвинул детальную систему эсхатологизма (религиозное учение о конечной судьбе человечества и Вселенной). Основой этого учения является дуалистическое понимание двух его истоков - добра и зла. С этой концепцией связано и зороастрийскую понимание человека, которая является продуктом божьего творения, созданная Ахура Маздой для добра. Но человек свободную волю, может подвергаться воздействию зла и воспринимать его.

Борьба добра и зла непременно завершится победой добра. Тогда все человечество объединится под председательством Саошьянта (Спасителя) и образует единое государство с единым языком. Зло будет уничтожено огнем и расплавленным металлом. Такая эсхатологическая картина поднимала авторитет зороастризма среди политеистических религий древнего мира.


2. Современные приверженцы зороастризма

Самая зороастрийская община живет в Индии. Когда исламские султаны завоевали Персию, и часть местного населения, которая не желала переходить в ислам, сбежала в поисках убежища на западное побережье Индии, а часть распылилась по всему миру. В наше время второе место среди стран по количеству зороастристы занимают Соединенные Штаты.

Самая индийская община зороастрийцев известна как парсы.

Общины зороастрийцев существуют также в Иране, особенно в районах, где до сих пор говорят на языках, отличными от фарси. Интерес к своему зороастрийского прошлого проявляют также соседние с Ираном страны Центральной Азии, такие как Таджикистан и Узбекистан. По предложению Таджикистана ЮНЕСКО объявило 2003 годом празднования 3000 зороастрийской культуры, в рамках которого были организованы мероприятия по всему миру.

Всего по состоянию на 2004 количество зороастрийцев в мире оценивалась в пределах от 145 тыс. до 210 тыс. Перепись 2001 в Индии зафиксировал 69 601 парса. В Пакистане их около 5 тыс. В англоязычной Америке насчитывается по оценкам 18-25 тыс. зороастрийцев как индийского, так и иранского происхождения. 3,5 тыс. зороастрийцев живут в Австралии. Относительно их количества в Иране существует большое расхождение в данных. По последней переписи, проведенной до революции, их было 21 400.

Примерно 10 тыс. зороастрийцев остаются в Центральной Азии, например на территории древних Бактрии (современный Афганистан), Согдианы, Маргиани.

Среди известных зороастрийцев в современном мире дирижер Зубин Мета, рок-музыкант Фредди Меркьюри, французский актер Робер Оссейн.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам