Надо Знать![]() |
ВведениеЗубчатое колесо (шестерня) - основная деталь зубчатой передачи в виде диска с зубьями на цилиндрической или конической поверхности, входящих в зацепление с зубами другого зубчатого колеса. В машиностроении принято малое ведущее зубчатое колесо независимо от числа зубьев называть шестерней, а большое ведомое - колесом. Однако часто все зубчатые колеса называют шестернями. Зубчатые колеса обычно используются парами с разным числом зубьев с целью преобразования крутящего момента и числа оборотов вала на выходе. Колесо, к которому крутящий момент подводится извне, называется ведущим, а колесо, с которого момент снимается, - ведомым. Если диаметр ведущего колеса меньше, то крутящий момент ведомого колеса увеличивается за счет пропорционального уменьшения скорости вращения, и наоборот. Согласно передаточного отношения, увеличения крутящего момента вызывать пропорциональное уменьшение угловой скорости вращения ведомой шестерни, а их произведение - механическая мощность - останется неизменным. Это соотношение справедливо для идеального случая, не учитывающий потери на трение и другие эффекты, характерные для реальных устройств. 1. Цилиндрические зубчатые колеса1.1. Поперечный профиль зубаПрофиль зубьев колес как правило имеет эвольвентным боковую форму. Однако, существуют передачи с круговой формой профиля зубьев ( передача Новикова с одной и двумя линиями зацепления) и с циклоидной. Параметры эвольвентного зубчатого колеса
1.2. Продольная линия зуба1.2.1. Прямозубые колесаПрямозубые колеса - самый распространенный вид зубчатых колес. Зубы у них размещены радиально, а линия контакта зубьев обеих шестерен параллельна оси вращения. При этом оси обеих шестерен также должны располагаться строго параллельно. 1.2.2. Косозубые колесаКосозубые колеса является усовершенствованным вариантом прямозубых. Их зубы располагаются под углом к оси вращения, а формой образуют часть спирали. Зацепления таких колес происходит плавно, чем в прямозубых, и с меньшим шумом. За недостатки косозубых колес можно считать следующие факторы:
В целом, косозубые колеса применяются в механизмах, требующих передачи большого крутящего момента, на высоких скоростях, или имеют жесткие ограничения по шуму. 1.2.3. Шевронные колесаШевронные колеса решают проблему компенсации осевой силы. Зубы таких колес изготавливаются в виде буквы "V" (или они приобретаются стыковкой двух косозубых колес со встречным расположением зубов). Осевые силы обеих половин такого колеса взаимно компенсируются, поэтому отпадает необходимость в установке валов на упорные подшипники. При этом передача является самовстановлюваною в осевом направлении, вследствие чего в редукторах с шевронными колесами один из валов устанавливают на плавающих опорах (как правило - на подшипниках с короткими цилиндртчнимы роликами). Передачи на таких зубчатых колесах, обычно называют "шевронными". 1.3. Зубчатые колеса с внутренним зацеплениемПри жестких ограничениях на габариты, в планетарных механизмах, в шестеренчатые насосах с внутренним зацеплением, в приводе башни танка, применяют колеса с зубчатым венцом, нарезанным с внутренней стороны. Вращения ведущего и ведомого колеса осуществляется в одну сторону. В такой передаче меньше потери на трение. 1.4. Секторные колесаСекторным колесом есть часть обычного колеса любого типа. Такие колеса применяются в тех случаях, когда не требуется вращение звена на полный оборот, и поэтому можно сэкономить на его габаритах. 1.5. Колеса с круговыми зубьямиПередача на основе колес с круговыми зубьями ( Передача Новикова) имеет еще выше ходовые качества, чем косозубые - высокую нагрузочную зацепления, высокую плавность и бесшумность работы. Однако они ограничены в применении из-за снижены, при тех же условиях, КПД и ресурс работы. Такие колеса существенно сложнее в изготовлении. Линия зубов у них кругом радиуса подбирается под определенные требования. Контакт поверхностей зубов происходит в одной точке на линии зацепления, расположенной параллельно осям колес. 2. Конические зубчатые колеса Во многих машинах осуществление необходимых движений механизма связано с необходимостью передать вращение с одного вала на другой при условии, что оси этих валов пересекаются. В таких случаях применяют коническую зубчатую передачу. Различают виды конических колес, отличающихся формой линий зубов: с прямыми, тангенциальными, круговыми и криволинейными зубьями. Конические колеса с прямым зубом, например, применяются в автомобильных дифференциалах для передачи момента от двигателя к колесам. 3. Корончатые колесаКорончасте колесо - особый вид колес, зубья которых располагаются на боковой поверхности. Такое колесо обычно стыкуется с обычным прямозубые, или с барабаном из стержней (поточным колесо), как в башенном часах. Литература
код для вставки Данный текст может содержать ошибки. скачать |