Ибн Хальдун

Памятник Ибн Хальдун в Тунисе

Ибн Хальдун (ибн Халдун), Абу Зейд 'Абд ар-Рахман бин Мухаммад бин Мухаммад ибн Хальдун аль-Магрибе, аль-Андалус, ат-Тунисе, аль-Хадрамут арабском عبد الرحمن بن محمد بن محمد ابن خلدون, латиницей Ibn Khaldun (27 Май 1332 - 1406) - средневековый арабский философ и историк. Автор "Введения" (Мукаддима) - социальной, исторической, философской, политической и экономической энциклопедии средневековья. Идеи Ибн Хальдун остаются актуальными до сих пор.


1. Биография

Ибн Хальдун родился в Тунисе 27 мая 1332. Его полное имя - Вали-д-Дин Абд-ар-Рахман Ибн Хальдун. Жизнь и деятельность Ибн Хальдуна известна достаточно хорошо, поскольку он оставил после себя свои воспоминания "Знакомство с Ибн Хальдуном и его путешествиями на Запад и Восток", является своеобразной "автобиографии".

Начав карьеру простым придворным писцом, Ибн Хальдун ставший впоследствии личным секретарем султана Абу-Инана в Фесе, а затем специальным эмиссаром нового Фесько султана Абу-Салима, послом гранадского султана Мухаммада к королю Кастилии Педро Жестокого, и наконец Хаджибей у султана Бужи Абу-Абдаллаха. Это была вершина политической деятельности Ибн Хальдуна. На закате своей жизни ему пришлось служить "завоевателю Вселенной" Тамерлану (Тимуру), и только непредвиденные обстоятельства помешали ему перебраться в Самарканд. Он вернулся в Каир, где умер в 1406 году и был похоронен на каирском кладбище.


2. Произведения

Кроме "Введения" и семитомной истории под названием "Книга назидательных примеров и сборник сообщений о днях арабов, персов, берберов и их современников, обладавших могучей властью", в конце которой можно найти еще и автобиографию автора ("Знакомство с Ибн Хальдун, автором цие книги "), мыслитель создал еще ряд работ, из которых до наших дней дошли:

  • "Ядро" Краткого изложения "основ веры". Этот трактат, который включает в себя фрагменты труда "Краткое изложение мыслей древних и их преемников" Фахр ад-Дина ар-Рази (1149-1209 гг), комментарии Насир ад-Дина ат-Туси (1201-1274) а также самого Ибн Хальдун, написанный им в возрасте 19-20 лет. Он демонстрирует чрезвычайно высокий уровень философского образования ибн Хальдуна.
  • "Исцеление вопрошающего и улучшения вопросов". Российская исследовательница С. М. Бациева установила, что эта работа была написана Ибн Хальдун в поздней, "каирский" период жизни (1382-1406 гг). Он посвящен исламском мистицизма - суфизма, последователем которого был и сам ибн Хальдун. Этот трактат-послание написано по поводу определенных дискуссий между суфиями Андалусии (территория Пиренейского п-ова).

3. Политико-правовые взгляды

Классическая мусульманско-правовая политическая мысль рассматривала халифат как особую модель организации государства. На основе сравнения форм исполнительной власти и правового положения Халифа со структурой других государств в XIV в. она смогла разработать классификацию форм правления, которая прежде всего связана с именем выдающегося ученого Ибн Хальдуна (1332-1406). Отличительной особенностью учения Ибн Хальдуна о государстве и политику, изложенного им в знаменитом трактате "Мукаддима" ("Вступление"), является соединение философского и юридического подходов к государству на общем фоне историко-социологического анализа. Прежде всего, он ставил задачу выявить "естественные законы" становления, развития и падения государства, которое рассматривал в качестве показателя, формы, критерия и проявления "Цивилизации". Другая характерная черта его теории состояла в том, что ученый изучал не идеальное, а реально существующее мусульманскую государство уже тогда, когда правители в своей политике далеко отошли от принципов мусульманского права. На этой основе он смог проследить историческую эволюцию халифата и разработать оригинальную классификацию форм правления.

По учению Ибн Хальдуна, любое общество в силу природы самого человека нуждается "сдерживающего начала", призванный противостоять "естественном" стремлению людей к агрессии и взаимному истреблению. Такая принудительная власть и отличает государство от простого "провода" племенем и является показателем уровня цивилизации, достигнутого тем или иным народом. Государство подавляет членов общества, сплачивает племена в единое целое и осуществляет принудительную власть как по отношению к своим подданным, так и в внешней сфере. "Внутренняя" сторона этой власти заключается во всевластии правителя, способного силой управлять подданными, реализовывать законы, обеспечивать порядок внутри государства, собирать налоги и формировать армию. Внешне верховная власть государства проявляется в ее неповиновении любой другой власти или принуждения. Государственная политика Ибн Хальдуна, не ограничивается одними правителями, а включает участие в ней всех подданных. Поэтому все изменения государства связаны не просто с изменениями положения главы государства, но всего общества в целом. Само государство имеет определенные временные рамки существования, обусловленные возрастом трех поколений. В течение этого срока оно проходит пять этапов развития:

  • возникновение новой принудительной власти взамен прежней;
  • сосредоточение верховной власти в одних руках после того, как правитель расправится со всеми своими сообщниками, которые помогали ему прийти к власти;
  • расцвет государства, в котором царит порядок, спокойствие и уверенность, переход к насилию и деспотических методов правления для подавления оппозиции;
  • упадок и гибель государства.

Ибн Хальдун не только рассматривал вопрос об этапах развития государства в теоретической плоскости, но и попытался применить свою теорию к анализу исторической эволюции халифата, его превращения в [монархия | монархию]]. Основной причиной такого преобразования он считал кризис социальных условий общества, когда в качестве начала, объединяющего мусульман, "веру заменил меч". В результате если сначала халифат был лишен признаков монархии, то постепенно форма правления мусульманского государства стала сочетать в себе черты халифата и монархии и в конце концов превратилась в монархию в полном смысле. По мнению Ибн Хальдуна, мусульманское общество в своем развитии прошло четыре этапа: полный ("чистый") халифат "праведных" халифов; постепенный переход к монархии при сохранении внешних атрибутов халифата, когда "вера" была постепенно заменена "силой" при сохранении - это особенно важно подчеркнуть - всех основных целей и функций халифа (т.е. речь идет об изменении методов достижения целей, ради которых халифат был создан), а "консультации" и договор халифата уступили место силе меча и деспотическим методам правления (от Муавии до начала халифата Аббасидов); претворення государства по сути в монархию при сохранении за ним лишь названия "халифат" (халифат Аббасидов); распад единого мусульманского государства и завоевания арабов другими народами, когда государство даже официально перестало именоваться халифатом и глава государства не является муджтахидами.

Ибн Хальдун выделял три разновидности форм правления - "естественную" монархию, "политическую" монархию и халифат. Сущностью первой из них, по его мнению, является управление подданными исходя лишь из корыстных побуждений правителя, его субъективных оценок и прихотей. Иначе говоря, "естественная" монархия-деспотический режим личной власти, не связанный какими-либо, кроме субьективтивних, интересами. В отличие от данной формы, для "политической" монархии характерно такое правление, которое существовало на рациональных, "умных" критериях, проведение политики защиты ?земных? интересов и противодействия всему тому, что наносит "вред" подданным. Ибн Хальдун оценил эту форму двояко: с одной стороны, он подчеркивал ее позитивные аспекты (осуществление "рациональной" справедливости), с другой - критиковал за то, что политика правителей при данной форме не связана религиозными ценностями. Что же касается халифата, то здесь этот недостаток устранен, поскольку власть халифа над подданными опирается на мусульманско-правовые основы и одновременно направлена ​​на защиту веры и осуществления земных дел. Иными словами, "законом" халифата являются не субъективные желания правителя или чисто "рациональные" принципы, а принципы священного мусульманского права, в которых - и только в них - идеальным образом учитываются все без исключения интересы подданных, даже такие, которые не могут быть поняты рационально. Естественно, Ибн Хальдун предпочитает халифата, сочетающий в своей форме как религиозные, так и земные ценности.

Если суверенитет монархии, по мнению Ибн Хальдуна, заключается в принудительной силе, то суверенитет халифата - в мусульманском праве, олицетворяющего высшую справедливость. Монарх - ?чужой? для подданных правитель, ибо он правит, опираясь исключительно на принудительную власть, а халиф - "свой" глава государства, опирающийся в своей политике на всеобщее убеждение в справедливости шариата. Теория Ибн Хальдуна стала той вершиной, достигнув которой мусульманско-правовая политическая теория, по сути, остановилась в своем развитии. В период османского господства трудно найти хотя бы одного мыслителя, который добавил что-либо к классической разработке проблем халифата и форм правления. Наука в целом оказалась в руках богословов и тех правоведов, которые были одной из опор официальной власти.


4. Учение

В основе историософской учение Ибн Хальдун находятся идеи социологического направления. В созданной им "науке о человеческом объединения" мыслитель подробно обосновывает теорию, которая впоследствии, уже в европейской науке, получила название "теории социального договора". Продолжая развивать социально-политическое учение арабских перипатетиков, в частности аль-Фараби, ибн Хальдун переосмысливает общество совершенно в новом русле - русле кратоцентризму. Стимулом создания общества является не только обеспечение общечеловеческих потребностей, но и "воздержание от враждебности". Последняя является особенностью человеческой природы. Именно такую ​​функцию на первых этапах развития выполняет мульк - царская власть, которая, согласно представлениям ибн Хальдуна, "характеризуется преобладанием над кем-то и принуждением". В некоторых аспектах она даже подменяет религию ведь, как отмечает мыслитель, "ошибается тот, кто считает религиозную миссию обязательным". Стабильность царской власти гарантируется чувством группового духа, сформированного на основе родственных или дружеских связей. Впрочем, первые являются более сильным. "Групповой дух" ("асабийя, букв. -" Привязанность ") выступает в качестве надежного основой для создания династии, продолжительность пребывания при власти которого в среднем достигает 120 лет. В зависимости от экономических и социальных показателей, ибн Хальдун выделяет два типа обществ - "бадавва", т.е. "сельское, кочевое общество" (напр., кочевые арабы - бедуины), а также "Хадара" - "оседлые, городское население".

Кроме социально-политического учения, ибн Хальдун достаточно много внимания обращал на экономику (в частности, вывел понятие стоимости труда и установил связь между политикой и экономической ситуацией в городах) и другие сферы социально бытия. В "Мукаддима" присутствуют и оригинальные религиоведческие взгляды (мыслитель разграничивал "религиозное сообщество" (Милли) и "Божественный закон" (дин), а также связывал пророческую миссию (нубувват) с групповым духом.

Экономические взгляды ученого охватывают следующие положения: 1. Эволюция общественного развития прошла три периода: дикости, примитивности (когда люди занимались в основном земледелием и животноводством), цивилизации (когда производится больше продукции, чем необходимо для существования благодаря развитию ремесел, образования и роста могущества городов, торговли и науке). Переход от примитивности к цивилизации - это генезис отношений господства и зависимости. Высказал мысль о существовании природных законов экономического развития, управляющих хозяйственной деятельностью людей, направляют социальный прогресс. 2. Переход от примитивного к цивилизационному общества объясняется появлением прибавочного продукта, будущей неравенства, отношениями господства и подчинения. Ибн Хальдун подчеркнул, что основная работа создает необходимый продукт, а дополнительная - дополнительный. Необходимый продукт создается в сельском хозяйстве, появление прибавочного продукта обусловлена ​​развитием промышленности и торговли, что обеспечивает разделение труда. 3. Свойствами товара является цена и стоимость. Цена является денежным выражением стоимости товара. На изменение цены влияет демографическая ситуация в стране, природные факторы, государственные налоги и рыночные сборы, следовательно цена товара зависит от спроса и предложения. Стоимость имеет трудовое происхождение, удовлетворения потребностей возможно через куплю-продажу на рынке на основе эквивалентного обмена в зависимости от количества затраченного труда на их производство. Размер "стоимости труда" зависит, во-первых от "количества труда человека", во-вторых, от "ее места среди других работ", в-третьих, от ?потребности людей в ней". 4. Деньги должны быть биметаллические - из золота и серебра. Они выполняют функцию средства обращения и стоимости, а также накопления капитала. Отрицательное значение для развития хозяйства имеет порчу денег властью. Драгоценные металлы не создают богатства. Богатство - это совокупность товаров, имеющих стоимость. 5. Торговля является естественным способом добывания необходимых средств к жизни. Суть торговой прибыли: "Торговец покупает по дешевой цене, а продает по дорогой". Осуждал спекуляцию, особенно хлебом. Самым действенным средством достижения расцвета городов считал уменьшение налогов, поощрение развития внешней торговли.


5. Ученики и последователи

Имел нескольких учеников и последователей (историков аль-Макризи, который написал комментарии к "Мукаддимы" (до наших дней не сохранились), и ибн аль-Азрак, труды которого содержат много оригинальных политологических идей).

В новейшее время последователями ибн Хальдуна можно считать историка-просветителя Шигаб ад-Дина Марджани, реформаторов М. 'Абдуга и Рашида Риды.

6. Переводы украинских

Украинский язык перевод фрагментов Мукаддимы опубликовал острозький востоковед Михаил Якубович.

Литература

Литература о ибн Хальдуна и переводы фрагментов его трудов украинских:

  • История политических и правовых ученый: В марксистско период: Учебник / Под ред. А. Э.. Лейста. - М.: Юрид лит., 1991. - 528 с.
  • История политических и правовых ученый: Учебник для вузов / Под. общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В. С. Нерсесянца. - 4-е изд., - М.: Издательство НОРМА, 2003. - 944 с.
  • Якубович М. Социальные импликации научного и религиозного знания: антропологический аспект (за "Мукаддима 'Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна аль-Хадрами" / / Рациональность или рациональности. К. КМА, 2007. - С. 60-61.
  • Кралюк П., Якубович М. Гносеологические идеи в труде Ибн Хальдун "Мукаддима" / / Философские поиски. Философия и жизнь: формы и пути взаимовлияний. - Выпуск ХХИИ. - 2007. - С. 283-287.
  • Ибн Хальдун. Мукаддима (избранные философские фрагменты. Перевод с арабского и комментарии М. Якубовича) / / Там же. - С. 288-302.
  • Якубович М. Oh, East is East ... Репрезентация Корана, или Наш ответ Киплингу / / Киевская Русь. - Книга 9 (XVIII). - 7515 (2007) год. - С. 14, 19.
  • Ибн Хальдун. О человеческой цивилизации. Перевел с арабского М. Якубович / / Киевская Русь. - Книга 6 (XXVI). - 7516 (2008) год. . - С. 61-72.
  • Якубович М. Исламская перспектива глобализации в контексте социологического учения 'Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна
  • ТЕОРИЯ политико-демографических ЦИКЛОВ Абд ар-Рахман ИБН Халдун В ЕГО собственного изложения
  • Л. Г. Нерушева. Философия истории ибн Хальдуна [1]