"Хиротония св. Илария ", миниатюра XIV в.

Иларий Пиктавийского или "Иларий с Пуатье" (ок. 315 г. - ? 13 января 367 г.) - христианский святой, епископ и Учитель Церкви, выдающийся теолог Запада. За свою твердую позицию в борьбе с арианской ересью, которая отрицала божественность Христа, получил прозвище "Афанасий Запада ".


Биография

  • По свидетельству св.Иеронима, родился в Пуатье ( Аквитания) во втором десятилетии IV ст. Происходит из знатного рода, получил классическое образование и посвятил ранние годы жизни изучению философии. Стремление постичь смысл жизни побудило его обратиться к Нового Завета. По преданию, в тот момент, когда он читал пролог Иоанна, где излагалось учение о божественном Слово-Логос, на него снизошел небесный свет, что побудило его к Крещение.
  • Около 350 г. Иларий был избран епископом его родного города, он был до того момента женат (белый священник). Иларий не принял участия в Арелатському ( 353 г.) и Медиоланский ( 355 г.) соборах, которые подтвердили свержения св.Афанасия Александрийского, однако активно занялся организацией оппозиции галльских епископов по отношению к Сатурнина, арианство епископа Арля, за что был сослан Констанция в Малую Азию как политический смутьян.
  • В период ссылки ( 356 - 359 г.) Иларий написал свой ​​главный богословский произведение, трактат "О Троице" (De Trinitate), посвященный доказательству божественности Сына ( Иисуса Христа). Интересно, что в другом важном произведении, "О соборы" (De synodis), Иларий рассказывает о том, что только перед самым ссылкой он впервые познакомился с Никейский Символ веры. В трактате "О Троице" высказана мысль о том, что разница между правоверным и еретическим вероучением иногда может оказаться разным пониманием терминов, а не действительно разными мнениями.
  • О либеральность его взглядов свидетельствует успех, которого он достиг в установлении контактов с различными религиозными партиями на Востоке. В то же время Иларий осудил как "святотатство" декларацию крайних ариан, принявших второй Сирмийскую формулу ( 357 г.), согласно которой Сын "не похож" к Отцу. На Селевкийському соборе ( 359 г.) он приветствовал победу умеренной партии во главе с епископом Василием Анкирский и одобрил принятие "Антиохийского символа веры", который мог стать гарантом правоверия Восточной церкви.
  • В начале 360 г. Иларий обратился к императора с просьбой разрешить ему встретиться в публичном диспуте с Сатурнин и принять участие в новом Константинопольском соборе ("К Констанцию ​​Августу", книга вторая), однако на обе просьбы получил отказ, после чего выступил с разоблачением Констанция ("Против Констанция Августа"). Тем не менее в 361 г. Иларию было разрешено вернуться в Галлия, где он возобновил свою борьбу с Сатурнин, в результате чего последний был вновь осужден на Парижском соборе ( 361 г.).
  • С этого момента арианство утратило свои позиции в Галлии, и Иларий попытался убедить императора Юлиана отправить в ссылку арианин Авксентия, епископа Медиоланского, однако к ариан языческий император относился терпимо и отказался это сделать.
  • Иларий умер, вероятно, 13 января 367 г.. Папа Пий IX провозгласил его Учителем Церкви 13 мая 1851 р.

Переводы

Литература

  • Орлов А. П. тринитарные воззрения Илария Пиктавийского. Сергиев Посад, 1908. (Рус.)
  • Орлов А. П. христология Илария Пиктавийского в связи с обзором христологических ученый II-IV вв. Сергиев Посад, 1909. (Рус.)
п ? в ? р Учителя Церкви
Отцы Церкви
Другие Учителя Церкви
Женщины