Илоты

Илоты ( греч. εἱλώτης ) - В древней Спарте земледельцы, которые находились на промежуточном положении между крепостными и рабами.


1. Происхождение

В Лаконии происходили от местного Ахейского населения, в Мессении - от покоренных мессенцев (дорийцев). По другой версии илоты представляли собой отличные от греков племена, жившие в Лаконии до прихода Гераклидов (около XI в. до н. э).

По версии Павсания слово илоты означало "взяты в плен" и первоначально относилось только к покоренным жителей города Гелоса - ахейцев [1]. Греческий автор I в. до н. е. Страбон так рассказывал о происхождении и положение илотов в Спарте:

Все окружающие жители находились в подчинении у спартанцев, хотя пользовались общими с ними законами, принимали участие в делах республики и могли занимать должности (назывались они илотами). Однако Агис [мифический спартанский царь, потомок Геракла ], сын Еврисфена, отнял у них равные права, обязал платить Спарте дань. Все остальные покорились: одни, гелейци, владевшие городом Гелос, подняли восстание, были побеждены в войне и объявлены рабами с некоторыми, впрочем, ограничениями: господин не мог ни освободить такого раба, ни продать его за пределы Лаконики. Война эта названа была войной против илотов. Вообще весь институт илотов, который существовал все время к покорению Лаконики римлянами, установлен Агис и его товарищами [2].

2. Социальное и политическое положение

Илоты считались собственностью рабовладельческого государства. Были прикреплены к земельным участкам отдельных семей правящего слоя - спартиатов. Илоты должны были предоставлять своим господам фиксированную часть урожая, и спартиат не имел права требовать от них больше. Поскольку илоты своим числом намного превосходили спартиатов, те пытались держать их в повиновении с помощью террора, как морального, так и физического. Одним из орудий физического террора были криптии. Вот как Плутарх описывает криптии:

Вот как проходили криптии. Время от времени власти отправляла бродить по окрестностям молодых людей, считавшихся находчивых, дав им только короткие мечи и необходимый запас провизии. Днем они отдыхали, прячась по укромным углам, а ночью, покинув свои убежища, убивали всех илотов, которых захватывали на дорогах. Нередко они обходили и поля, убивая самых крепких и сильных илотов [3].

Чтобы формально законное оправдание убийств илотов, эфоры ежегодно объявляли илотам войну.

С моральной стороны, спартанцы пытались внушить илотам комплекс неполноценности и с этой целью запрещали им иметь оружие, петь военные песни, и наоборот - заставляли петь непристойные песни; заставляли напиваться, чтобы показать молодежи, как отвратительно пьянство; носить шапки из собачьего меха и т.. [4] По мнению Плутарха жестокое обращение с илотами вошло в норму после сильного землетрясения 464 г. до н. н.э., когда илоты, воспользовавшись временной слабостью спартанцев, подняли бунт в Лаконии.

В эпоху греко-персидских войн илоты использовались спартанцами как легковооруженные воины. По словам Геродота в битве при Платеях на каждого спартанского гоплита приходилось по 7 илотов.

О внутренних общественные взаимоотношения между спартанцами и илотами известно очень мало. В популярной литературе часто илотов упрощенно называют рабами, следуя авторам римской эпохи, но древнегреческие авторы V-IV вв. до н. е. разделяли общественный статус илотов и рабов. Аристотель сообщает [5], что спартанцы заимствовали свои законы по Крита и проводит аналогию между илотами Спарты и крепостными-земледельцами на Крите.


Примечания

  1. Павсаний, "Описание Эллады", 3.20
  2. Страбон, ?География?, 8.5
  3. Плутарх, "Жизнеописание Ликурга"
  4. Афиней, XIV.657 D. Плутарх, "Жизнеописание Ликурга", 28
  5. Аристотель, "Политика", 2.10

Литература