Информационная парадигма

Парадигма - это система форм, представлений и ценностей одного понятия, которые отражают его видоизменение, исторический путь, ради достижения идеального понятия.

Наиболее обще суть Информационной парадигмы можно описать словами кибернетика Стаффорда Бира : " Информация - это данные, которые меняют нас ".

Сейчас чтобы сделать определенное действие, бывает необходимо или полезно иметь некоторый набор сведений, касающихся предмета действия. Важно не только что сообщается, но и когда сообщается: получать сведения надо в нужный момент, чтобы они могли повлиять на принятие решения.

Научные открытия ХХ века позволили лучше понять каким образом человек получает, обрабатывает и передает информацию. То, что раньше воспринималось как комплекс малоизвестных явлений, стоящих за словами "Память", "Ум" и т.д., появилось в качестве механизмов - значит, мы могли начать понимать, "как это действует", а также откуда берутся ошибки. Эти открытия привели к поискам в направлении "Искусственного интеллекта".

Одним из центральных открытий в рамках информационной парадигмы стало то, что количество человеческих ресурсов, затрачиваемых на процессы обработки, хранения, передачи информации, ограничена - как ограниченные определенным объемом битов винчестер и оперативная память компьютера. Человеческую внимание возможно измерить - отсюда возникла идея "экономики внимания". Например, важным откровением было то, что человеческая память в состоянии работать одновременно с семью плюс-минус двумя темами.

Отсюда возникает проблема нового отношения к взаимодействию людей. Следует относиться с уважением к когнитивных возможностей человека, не перегружать ее внимание лишним объемом информации. Но главное - следует максимально точно и достоверно передавать информацию. Проблема в том, что для этого необходимо ничего не добавлять от себя, быть максимально прозрачным. Быть посредником, быть медиумом. Противоположность этого принципа сформирована Маршаллом Маклуеном : "Медиа - и есть само сообщение"


Источники

  • Поваренная книга медиа-активиста
  • Партико С. В. Современная парадигма теории информации / / Научные труды Каменец-Подольского национального университета имени Ивана Огиенко. Филологические науки. 2008. Вып. 17. С. 36-40.
  • Partyko, ZV The modern paradigm of information science: Informology / / Automatic documentation and mathematical linguistics. Translations of selected articles from nauchno-tekhnicheskaia informatsiia. 2009. Vol. 43. № 6. P. 311-320.