Надо Знать

добавить знаний



Иоганн Фридрих Шиллер


Friedrich Schiller.jpg

План:


Введение

Curly Brackets.svg
Статью необходимо отформатировать, используя язык разметки Вики.
Вы можете помочь проекту, исправив

Иоганн Кристоф-Фридрих Шиллер ( нем. Friedrich Schiller ; * 10 ноября 1759 - ? 9 мая 1805) - немецкий поэт и драматург.


1. Биография

10 ноября 1759 родился Фридрих Шиллер в городе Марбах в семье военного фельдшера. Его отец - Иоганн Каспар Шиллер - военный фельдшер, мать, Доротея, урожденная Кодвейс - дочь трактирщика.

На девятом году парня отдали учиться в латинскую школу, которая готовила учеников к поступлению в семинарию. Восемь лет (1773-1780) провел Шиллер в этом питомнике рабов, где царили шпионаж и слежения за учениками, категорически запрещалось общение с внешним миром, а все воспитанники подчинялись строжайшей палочных дисциплине. Только по ночам Шиллер мог украдкой читать. Он много раз перечитывал произведения Плутарха, оды и поэмы Клопштока, лирические стихи и роман "Страдания юного Вертера" своего старшего современника Гете. Позже он увлекся Шекспиром. По окончании военной Академии время он работает полковым врачом.

Над первой драмой "Разбойники" Шиллер начал работать, еще находясь в академии. В 1781 году драма завершена, а 13 января 1782 "Разбойники" были впервые показаны на сцене Мангеймский театра. Спектакль имел колоссальный успех. Затем последовали триумфальные спектакли во многих других городах Германии. Несмотря на то, что постановщики часто на свой вкус или за цензурой произвольно калечили текст пьесы, а действие было перенесено из современности в XVI век, невозможно было уничтожить главного - пафоса драмы, благородство помыслов разбойника Карла Моора, который решил в своем отечестве искоренить одиночку зло и беззаконие.

Герцог Вютемберзький, узнав о спектакле, приказал посадить автора ?Разбойников? на гауптвахту и запретил ему писать что-либо, кроме произведений по медицине.

Шиллер решил покинуть владения карликового деспота. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышных придворных торжеств в честь русского цесаревича Павла Петровича, который был женат на племяннице герцога Карла Евгения, автор ?Разбойников? тайно бежал из Вюртемберга. Пять лет длились бездомные скитания, болезненная нищета и упорная борьба за признание среди немецких читателей и театральной публики.

Признание к Фридриха Шиллера пришло в России с первой драмой "Разбойники", что в 1793 году была сыграна воспитанниками Благородного пансиона при Московском университете. Шедевры Шиллера вызвали интерес у российских поэтов и писателей. Представители различных литературных направлений интерпретировали произведения немецкого поэта, подчеркивая, что особенно отвечало идеям исторического этапа.

Смерть оборвала творчество поэта-гуманиста, когда его взглядам открывались новые горизонты, когда его расплывчатые идеалы приобретали более четкие очертания и он начинал верить в политическую самостоятельность народа (в 1805)


2. Творчество

2.1. Эстетические взгляды

  • искусство существовало не для наблюдения и наслаждения, а для переустройства жизни

и счастье человека на земле, оно должно вдохновлять человека на активные действия;

  • путем эстетического воспитания можно провести общественную перестройку, т.е.

изменить жизнь;

  • разграничение двух этапов в развитии искусства:

1) наивный (древнее, античное, а также искусство эпохи Возрождение), 2) сентиментальный (новое искусство современного ему времени).

  • идеал наивного искусства заключался в единстве, гармонии между действительностью и идеалом;
  • поэты сентиментальной поэзии разделялись на две категории: идеалистов и материалистов.

2.2. Самые известные произведения

2.3. Пьесы

  • 1781 - "Разбойники"
  • 1783 - "Заговор Фиеско в Генуе"
  • 1784 - "Коварство и любовь"
  • 1787 - "Дон Карлос, инфант испанский"
  • 1799 - драматическая трилогия "Валленштейн"
  • 1800 - "Мария Стюарт"
  • 1801 - "Орлеанская дева"
  • 1803 - "Мессинский невеста"
  • 1804 - "Вильгельм Телль"
  • "Димитрий" (не была закончена из-за смерти драматурга)

2.4. Проза

  • Статья "Преступник через потерянной чести" (1786)
  • "Духовидец" (незаконченный роман)
  • Eine gro?m?tige Handlung
  • Философские работы
  • Философия дер Physiologie (1779)
  • О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / ?ber ден Zusammenhang дер tierischen Natur где Menschen миф сейнер geistigen (1780)
  • Die Шаубюне ALS Eine moralische Anstalt betrachtet (1784)
  • ?ber ден Grund где Vergn?gens tragischen Gegenst?nden (1792)
  • Augustenburger Briefe (1793)
  • О грации и достоинстве / ?ber Anmut унд W?rde (1793)
  • Kallias-Briefe (1793)
  • Письма об эстетическом воспитании человека / ?ber умереть ?sthetische Erziehung где Menschen (1795)
  • О наивной и сентиментальной поэзии / ?ber наивные унд sentimentalische Dichtung (1795)
  • О дилетантизм / ?ber ден Dilettantismus (1799, в соавторстве с Гете)
  • О высоком / ?ber дас Erhabene (1801)
  • Произведения Шиллера в других видах искусства

2.5. Музыкальный театр

  • 1829 - "Вильгельм Телль" (опера), композитор Дж. Россини
  • 1834 - "Мария Стюарт" (опера), композитор Г. Доницетти
  • 1845 - "Джованна д` Арко "(опера), композитор Дж. Верди
  • 1847 - "Разбойники" (опера), композитор Дж. Верди
  • 1849 - "Луиза Миллер" (опера), композитор Дж. Верди
  • 1867 - "Дон Карлос" (опера), композитор Дж. Верди
  • 1879 - "Орлеанская дева" (опера), композитор П. Чайковский
  • 1883 - "Мессинский невеста" (опера), композитор С. Фибих
  • 1957 - "Жанна д` Арк "(балет), композитор М. И. Пейко
  • 2001 - "Мария Стюарт" (опера), композитор С. Слонимский
  • Большой драматический театр открылся в Петрограде 15 февраля 1919 трагедией Ф. Шиллера "Дон Карлос".

2.6. Экранизации и фильмы по мотивам произведений

1980 - Телеспектакль "Заговор Фиеско в Генуе". Постановка Малого театра. Режиссеры: Феликс Глямшин, Л. Е. Хейфец. В ролях: В. М. Соломин (Фиеско), М. И. Царев (Верина), Н. Вилькина (Леонора), Н. Корниенко (Джулия), Я. П. Барышев (Джанеттино), Е. В. Самойлов ( Герцог Дориа), А. Потапов (Хассан, мавр), В. Богиня (Бургоньино), Ю. Васильев (Кальканьо), Е. Буренков (Сакко), Б. В. Клюев (Ломеллино), А. Жарова (Берта), М. Фомина (Роза), Г. В. Буканов (Арабелла) и другие.

3. Шиллер в Украину

Первым переводчиком стихов Шиллера украинский язык был в 1830-х pp. И. Левицкий, дальше его произведения переводили П. Кулиш, Б. Гринченко, А. Могильницкий, М. Маркович, А. Навроцкий, А. Левицкий, А. Конисский, О. Пчилка, Б. Тен, М. Лукаш, С. Гординский и др.. В связи с преследованием украинского языка драмы Шиллера украинском языке на территории Украины, принадлежавшей Российской империи были запрещены, и первые их представления состоялись в львовском Театре "Русской Беседы": "Коварство и любовь" и "Разбойники" (1881 - 89) ; впервые в Киеве "Разбойники" ставил В Народном Театре 1918 П. Саксаганский. Выдающихся представления позднего времени: "Вильгельм Телль" (Киев. Театр Юного Зрителя, 1927), "Заговор Фиеско в Генуе" ("Березиль", 1928), "Дон Карлос" (Театр им. Франко, 1936) и др..

Фридрих Шиллер, Калининград, 1910

Драмы Шиллера украинском языке переводили: В. Кмицикевич ("Вильгельм Телль", 1887), Е. Горницька ("Орлеанская Дева", 1889), Б. Гринченко ("Мария Стюарт" и "Вильгельм Телль", 1896), А. Черняховский ("Разбойники", 1911), Ю. Назаренко ("Коварство и любовь"), М. Лукаш ("Разбойники", "Вильгельм Телль"), Я. Цурковський ("Разбойники"). Отдельными изданием вышли произведения Шиллера: "Поэзии" (Л. 1914), "Избранные драматические произведения" (К. 1955), "Избранные произведения" (К. 1971).


4. Интересные факты из жизни Шиллера

  • Первые стихотворные попытки Шиллера пришлись на годы его обучения в латинской школе. Это стало такой неожиданностью для его семьи, даже родной отец, прослушав первый стих сына, удивленно спросил: "Да ты что, Фриц, с ума сошел!?" Несмотря полную неготовность родителей видеть в сыне будущего поэта, он продолжал свои творческие упражнения, что, конечно, немедленно наложило свой ​​отпечаток на его внешность, манеры и поведение. Получив диплом и вместе с ним назначения в гренадерский полк, Шиллер отнюдь не был похож на бравого гранадера. Военная униформа, косички, треуголку предоставляли ему очень комического вида. Впрочем самого поэта это мало волновало: он продолжал писать, и в голове у него уже возник замысел пьесы "Разбойники", которая сделает имя Шиллера известным всей Германии.
  • Со временем Шиллер имел вид настоящего писателя. Его знакомая, Генриетта Герц, вспоминала, что "Шиллер лий высоким ростом. Верхняя часть его лица поражала своей одухотворенностью, хотя его бледность и рыжеватые волосы несколько портили общее впечатление Во время разговора его лицо оживлялась, на щеках проступал легкий румянец, а в голубых глазах появлялся блеск, и тогда весь его образ приобретал гармонии ". Гете писал, что Шиллер "был величественный в разговоре за чайным столом, и так же величественным лий бы он, несомненно, и в совете. Его ничто не сковывало, ничто не останавливало свободного полета его мысли. Все большие планы он творил свободно. Это настоящий человек ".


Высказывания Шиллера, ставшие крылатыми:

  • Когда я ненавижу, я будто что-то отнимаю у себя, а когда я люблю, - я этим обогащаюсь.
  • Любовь дарит навсегда, эгоизм дает лишь в долг.
  • Человек отражается в своих поступках.
  • Любовь помогает преодолеть все трудности.
  • Любовь возвышает великие души.
  • Любовь и голод властвуют миром.
  • Дружба верная и храбрая.
  • Честь дороже жизни.
  • Истина не меняется от того, что кто-то ее не признает.
  • Слово всегда смелее, чем поступки.
  • Крупнейшая из побед - умение прощать.
  • Вселенная - это мысль Бога.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам