Надо Знать

добавить знаний



Иосафат (Кунцевич)


Josaphat Kuntsevych.jpg

План:


Введение

Святой священномученик Иосафат Кунцевич (в мире Иван Кунцевич * 1580, Владимир-Волынский - ? 12 ноября 1623, Витебск) - святой Католической Церкви, епископ Украинской Греко-Католической Церкви, с 1618 архиепископ Полоцкий.

Родился в городе Владимире-Волынском. В 1604 вступил в василианский монастырь св. Троицы (по др.. Дан., Св. Софии) в Свободно (теперь Вильнюс, Литва). С 1607 Кунцевич вместе с Иосифом Велямином Рутского реорганизовал монашеская жизнь, упорядочил монастырь и ввел строгую монашескую дисциплину. В 1609 стал священником, а в 1613 после назначения Киевским греко-католическим митрополитом Рутского - архимандритом, С 1618 - греко-католический архиепископ полоцкий. Способствовал подъему образовательного уровня духовенства и углублению религиозности населения. Активная деятельность Кунцевича, направленная на распространение влияния греко-католической церкви, вызвала недовольство среди противников унии. 12 ноября 1623 Кунцевич был убит в Витебске. Кунцевич - автор ряда полемических произведений

  • "О поддельных писем словенский",
  • "О старшинстве св.Петра",
  • "О крещении Владимира",
  • "Катехизис" и др..

Канонизирован церковью 1867.


1. Виленский период

Воспитывался в купеческой (по другим данным - Шевской) семье православных, в крещении назван Иваном: его отцом был небогатый купец Гаврила, матерью - Марина. В пидлитковoму возрасте, вскоре после Брестской унии 1596 года, переехал вместе с родителями в Свободно.

Около 1604 года он был пострижен в монашество (Братство святого Василия Великого) с именем Иосафат. Уже тогда он пишет произведения о необходимости восстановления единства Западной и Восточной Церкви под руководством папы римского, постоянно проповедует и нaвертае нa Унию значительное количество людей, за что даже был прозван православными "душехватoм".

В 1609 году был рукоположен в священники католическим епископом, а в 1614 году Иосафат стал архимандритом Виленского монастыря святой Троицы. Того же года митрополит Иосиф Рутский взял Кунцевича с собой в Киев для помощи в нaвернени православных киевлян к унии. Однако, в Печерском монастыре, видя отказ монахов переходить в униатство, стал настаивать на преимуществах унии и произносил речи, которые сильно возмутили иноков : его сняли с амвона и сильно избили - однако после богословского диспута враждебность улеглась.

Икона - Святой Иосафат Кунцевич

2. Полоцкий период

В 1617 году назначен викарным епископом Полоцкого архиепископа (в Витебске), а с конца 1618 года - самостоятельным Полоцким архиепископом. Первыми шагами Кунцевича на новом поприще стало возрождение церковной жизни: восстановление храмов (в т.ч. Полоцкого Софийского собора [1]), установление церковно-приходских школ и "чистка" клира. Одновременно он сказался страстным сторонником единства Западной и Восточной церквей: его активность вызвала неоднозначную реакцию. В октябре 1618 при попытке посещения Могилева, власти города закрыли перед ним ворота и пригрозилa расправой. Кунцевич пожаловался полькoму королю Сигизмунду III, который жестоко расправился с непокорным городом, руководителей восстания казнили, на жителей наложили большой штраф и отобрали все православные церкви [2].

В марте 1620 года на обратном пути из Москвы в Киевa прибыл Иерусалимский патриарх Феофан, который активно проводил протурецкую политику. Он пoсвятив новых епископов вместо существующих, Чиж обострил противоречия в среде польских христиан. В частности в обход Кунцевича епископом Полоцка был поставлен Мелетий Смотрицкий, действия которого были расценены в Польше как подстрекательство к мятежу и церковного раскола в угоду Турции. Частности польский король Сигизмунд писал:

" кто Смотрицкий и Борецкий сговорились с подданными императора турецкого, врага веры христианской и нашего, который на господ наши войной наступает. С якимoсь пастырем, якобы патриархом иерусалимским, на шпеги к господам наших от императора турецкого направленного, взвешивались без разрешения и ведома нашего посвящения братья - один на митрополию Киевскую, а другой - на архиепископство Полоцкое, игнорируя тех, кто преложенства эти духовные издавна с подачи нашего спорадного на себе носят и здоровье мают [3] "

Однако пропаганда Мелетия Смотрицкого принесла свои плоды. В адрес Кунцевича посыпались обвинения в преследовании православных, на что он вынужден был ответить письмом, адресованным Льву Сапезi:

" Я никогда никого к Унии насилием не принуждал, такого никогда не было. Защищать мне мои церковные права, (если на меня наступают насилием), меня заставляет обычная епископская присяга "
Памятная таблица на Церкви Святой Троицы в Вильно, где пятнадцать лет служил Иосафат Кунцевич

В 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил Лаврентий Древинский. Требуя прекратить преследования православных, он сказал:

" Мы ничего не просим, ​​кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, утвердили за нами и сам нынешний король своей присягой во время своего восхождения на престол и самим делом, предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита ... В Белоруссии Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилева.

Граждане Полоцкие и Витебские, которые не могут иметь в городе по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принужденные по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя ... Наконец, вот дело жахливa, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году, в том же белорусском городе Полоцке, тот же апостата-епископ, чтобы еще больше досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребенные в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как некое падаль ...

"
Проповедь Иосафата Кунцевича в Белоруссии. Рисунок: И. Репина (1893)

Стоит отметить, что сами сторонники католицизма и унии приведенные в выступлении сведения расценивают как преувеличение, граничащей с клеветой.


3. Смерть Иосафата

Поводом для расправы 12 ноября 1623 года стал арест православного священника Илии, вопреки запретам продолжал совершать богослужения в шалаше за городом. 12 ноября, когда архиепископ был на заутрени в соборной церкви, витебский священник Воскресенской Заручавськои церкви Илья (перед этим подчинялся Иосафата, но потом присоединился к мятежников) часто и без необходимости прохаживался возле дома Кунцевича и был задержан слугами архиепископа, но владыка приказал отпустить его. Арест был представлен как очередной акт гонений на православных. Подстрекатели забили тревогу, разъяренная толпа бросился в покои Иосафата Кунцевича, и разорвали его. Окровавленное тело архиепископа потащили через весь город Витебск в Двины, куда и сбросили тело.

Монах Сильвестр, который приезжал в Витебск с письмами Смотрицкого, в дальнейшем стал архиепископом Могилевской православной епархии Сильвестром Косово. Это подтверждается ссылкой о происхождении Косово с Витебского воеводства: в судебных материалах среди заговорщиков упоминается витебский городской писарь Адам Косов. Почему витебляны не стали ходить в церкви, возвращены Кунцевич, но построили шопы в виде церквей? Прямого ответа на этот вопрос в документах пока не найдено. Никто из исследователей об этом еще не сказал. Так декларировалась неприязнь части витеблян к Кунцевича и приверженность Смотрицкого. Однако есть еще один фактор - это элемент протестантской, реформаторской церкви. Практически витебляны в этих вновь устроенных молитвенных домах уже выбирали себе священников (пресвитеров). А то, что Витебск был склонен к реформаторским вероучений и обрядов в старые времена, - свидетельствовал еще Иероним Пражский в 1413 году, будучи в Витебске как посланец Яна Гуса.

Из материалов суда отчетливо определяется причастность магистрата и зажиточной части витеблян к мятежу против Кунцевича. Мотивы и истинные причины этого убийства королевским комиссарам отыскать не удалось, поскольку основные зачинщики исчезли. Скорее всего, намерений убивать и не было, был заговор по смещению Кунцевича, однако толпа начала действовать по законам массового бессознательного, которые и сделали толпа неуправляемым. Деятельность Кунцевича по приведению жизни белорусской церкви к идеалам восточной канонической практики XII века, резкое ограничение влияния светских людей на церковные дела привели к значительному недовольство элиты города Витебска, что также стало важным фактором согласия последнего на смещение архиепископа и участие в этом заговоре. Витебские купцы издавна хранили в церквях свои товары, и если Кунцевич, как Христос, погнал торговлю из храмов, то гнев Витебских купцов было безграничным, что и привело к столь трагическому финалу.


4. Канонизация

Саркофаг с телом святого Иосафата в Соборе Святого Петра в Риме

В 1641 папа Урбан VIII подписал беатификационный декрет, который провозглашал Иосафата Блаженным, а папа римский Пий IX в 1867 г. причислил его к лику святых. Папа Римский Иоанн Павел II назвал Кунцевича "апостолом объединения", считается покровителем Украине.


Примечания

  1. Собор Святой Софии, Премудрости Божией в Полоцке - www.church.by/resource/Dir0301/Dir0302/Page2457.html
  2. Могилeв - www.chenki.com/19.html
  3. Убийство Иосафата Кунцевича - secret-r.net/publish.php? p = 102

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам