Исламская философия

Исламская философия, также мусульманская или арабский - одна из главных мировых философских традиций оформляется как самостоятельный феномен течение VIII-IX века н. н.э. на территории Ближнего Востока, Средней Азии и Северной Африки в результате расцвета цивилизации, созданной на мировоззренческой основе религии - ислама. "Арабськисть" философской мысли исламского мира определила метасмислова логика арабского языка, которая доминировала в культурном дискурсе указанных территорий.


1. Основные направления арабской философии

1.1. Фальсафа

Фальсафа - арабоязычный перипатетизм и неоплатонизм, представители которого опирались на философский наследство античности и эллинизма, выступая его продолжателями, интерпретаторами и комментаторами, а также определяя новый круг философских запросов и проблем. Основными представителями фальсафа является аль-Кинди, аль-Фараби, ибн Сина, Абу Бакр ар-Рази, Мискавайг, ибн Бадджа, ибн Туфайль и ибн Рушд.

1.2. Калям

Калям (букв. "разговор [о чем-то]") - хронологически первое направление мусульманского философствования, представители которого сосредоточили свое внимание на первоисточниках исламского вероучения, рассматривая их в рационалистические парадигме. Концептуальный дискурс Каля содержит ряд проблем, которые стали герменевтической основой перехода от рационализированной теологии к содержательной философской рефлексии (проблема свойств Бога, свободы воли, создание мира и др.).. Это направление философской мысли исламского мира классифицируют на несколько течений, среди которых можно выделить "ашаьризм (последователи Абу ль-Хасана аль-'Ашаьари) и матуридизм (последователи аль-Матуриди), отдельные исследователи добавляют сюда тахавизм (последователи ат- Тахави) и загиризм (последователи аз-Загорье). В калям также существовали многочисленные течения, которые отличались между собой вследствие отличных взглядов на ту или иную проблему (например, сторонников учения об автономии человеческой воли называли кадаритамы, а последователей идеи об абсолютном предопределении - джабаритамы), в мусульманских доксография течения раннего Каля рассматривались преимущественно в пределах персоналистического подхода (джагмиты - последователи Джагма ибн Сафван, дирариты - последователи Дирара бин 'Амра, каррамиты - последователи Мухаммада бин Каррама и др.)..


1.3. Мутазилизм

Мутазилиты ("те, кто отошел?) - направление философской мысли исламского мира, последователи которого оформились в отдельное движение еще ​​в VIII веке нашей эры. Представители этого движения разработали своеобразные взгляды на проблему свободы воли, создание Корана, атрибуты Бога и др.., Изложив эти принципы в шести "столбах веры". Отличаясь среди представителей Каля радикальным рационализмом, муьтазилиты аллегорически истолковывали или вообще отрицали отдельные положения доктринального ислама, которые, по их мнению, противоречили здравому смыслу. Последователи этого направления философии исламского мира создали оригинальное онтологическое учение, опираясь на идеи атомизма, непрерывности и фрагментарности пространственного континуума, соотношений субстанций, акциденций, множественности и единичности. Основные школы "сторонников единобожия и справедливости" (так называли себя муьтазилиты) сосредоточены в Багдаде и Басре, просуществовав там до конца Х века; виднейшие представители обеих школ - Васил ибн Ата (считается основателем направления), Абу ль-Гузайль, ан- Наззам, Бишри бин Муьттамар, Муьаммар, Абу Гашими и др..


1.4. Суфизм

Суфизм (тасаввуф) - феномен исламской духовной культуры, для которого характерен значительный уровень философской рефлексии над проблемой отношений "человек" - "Бог". Классически определяемый как исламский мистицизм, тарика ("путь") суфизма выступает в качестве поступательного системы приближения человека к Божественному миру, используя как эмотивно-волевые, так и рациональные качества человека. Методика этого "пути" существенно отличается в разных направлениях суфизма, отдельные из них, разрабатывая теоретические аспекты мистической практики, включенной в контекст "истинной реальности" (хакика), образовали целые философские системы. Крупнейшими представителями "философского суфизма" Средневековье считаются Джунайд аль-Багдади, аль-Харис аль-Мухасиби, Байазиду Бистами, Мухи 'д-Дин ибн' Араби, "Абд ар-Раззак Кашшани, 'Абд аль-Карим Джили, Абу Хамид аль-Газали и др..


1.5. Батинизм

Батинизм (батиниййя - "искатели тайных смыслов") - направление философской мысли исламского мира, который, появившись еще в 8 веке, продолжает свое существование в виде нескольких религиозных течений шиитского ислама (исмаьилизму, 'алавизму-нусайризму, даразизму и др. .). В эпоху Средневековья указанные движения характеризовались значительной степенью осмысления философского наследия античности, эллинизма, а также восточных религиозно-философских направлений (гностицизм, сабеизм, манихейство). Соединив понятие Божественного гнозиса ('Ирфан) с шиитской профетологиею, батиниты аллегорически толковали сакральные тексты, рассматривая нормативно-правовое содержание религиозных законов как относительный и предпочитая "внутреннем" знанию, унаследованном от проводников истины - имамов. Для большинства течений, обозначенных нами как батинизм, характерные циклические концепции времени (даувар - "круги", "циклы"), учение о метемпсихозе (танасух), а также о Боговоплощения (Хулуле).


1.6. Ишракизм

Ишракизм (ишракиййя, от ишрак - "просветление") - направление философской мысли исламского мира, основан Шигаб ад-Дином Суграварди (известным как Суграварди Убит (аль-Мактуль) - через мученическую смерть). Классически определяемый как "философия света", ишракизм вобрал фундаментальные принципы суфизма, гностицизма и древнеиранского мистицизма (в частности, ангелологичну и иллюминативистську символику), создав пространное онтологическое и космологическое учение. Суграварди рассматривал мистическую философию как Божественную мудрость (аль-Хикма аль-ладуниййя), известную еще Идрис-Гермес, греческим, индийским, персидским и другим древним мыслителям.


1.7. Традиционализм

Традиционализм (ас-салафийун) - отдельное направление мусульманской парадигмы философствования, для которого характерен религиозный доктринерство и апологетизм. Находясь в русле суннитской религиозно-правовой мысли, представители традиционализма выступали в качестве оппонентов вышеперечисленных философских направлений, противопоставляя им эксплицитные утверждения ("тексты" - нусус) Корана и Сунны. Прибегая к дискурсивной полемики в области логики, онтологии, гносеологии, метафизики, этики и других философских дисциплин, салафийун разработали собственные герменевтическая, логические, эпистемологические и социально-этические учения, аргументируя их как ссылками на сакральные тексты, так и "здравым смыслом" (аль - 'акль ас-сарих). Крупнейшими представителями традиционализма считается ибн Кулляб, ибн Хазм аль-Андалус, ибн Таймийя и ибн аль-Кайим аль-Джаузиййя.


2. Периодизация арабской философии

  • Вторая половина VII - начало IX в. Дофальсафний период развития философии исламского мира, для которого характерны первые религиозные диспуты, развитие правовых учений (фикху), появление суфизма и батинизму, муьтазилизму и традиционализма.
  • Середина IX - конец XII века. Возникновение и расцвет фальсафа, развитие муьтазилизму, Каля и суфизма, расцвет батинизму (исмаьилизм, 'алавизм-нусайризма). Появление ишракизму, развитие традиционализма.
  • Начало XIII - начало ΧV века. Развитие 'ашьаритського Каля, ишракизму, суфизма и традиционализма. Завершение философской мысли исламского Средневековья можно отнести к дате смерти 'Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна (1406), последнего выдающегося представителя средневековой мусульманской парадигмы философствования.
  • XV - XIX века. "Комментаторской период" (исключая школы Муллы Садра (ум. 1640), которая продолжала оригинальное развитие илюминатизму и суфизма).
  • XIX - поныне. Современный период развития арабской философии.

3. Изучение арабского философской мысли в Украине

Философские тексты арабского Средневековья появились в Украине (посредством переводов из еврейской и латинского языков) еще в XV веке ("Логика Авиасафа", "Тайна тайн Аристотеля"). В этих работах, в частности, присутствовали фрагменты переводов произведений Абу Бакра ар-Рази и аль-Газали. Серьезный вклад в изучение мусульманского мистицизма принадлежит Агатангелу Крымском. Поэтические труды арабских и персидских мыслителей переводили Ю.Мыцик, Я. Полотнюк и другие известные украинские ученые. Фрагменты философских трудов Фахр ад-Дина ар-Рази (1149 - 1209 рр.), 'Абд ар-Рахмана ибн Хальдуна (1332 - 1406 рр.), Абу' Али Мискавайга (931 - 1023/1031), а также " Книга религии "Абу Насра аль-Фараби (873 - 950 гг), переведены на украинский язык востоковедом Н. Якубовичем. Кроме переводов, Михаил Якубович опубликовал несколько статей, посвященных различным аспектам философской мысли исламского мира. Труд "Философская лексика арабского Средневековья: попытка украиноязычной реконструкции" остается единственной исследованиям в Украине, посвященным реконструкции исходного тезауруса исламской философии и попытки его адекватного отражения украинском языке.


Источники

История философии
Отрасли
Философия ...
антропологии ? войны ? географии ? юмора ? действия ? экономики ? закона ? информации ? истории ? литературы ? математике ? языка ? музыки ? обучение ? науки ? здравоохранения ? политики ? психологии ? религии ? сознания ? социальных наук ? техники ? физики ? Онтология ? Метафилософия
Школы
Аверроизм ? Аналитическая философия ? Аристотелизм ? Ашари ? Гегельянство ? Гедонизм ? Герменевтика ? Гуманизм ? Деизм ? Деконструкция ? Деонтология ? Диалектический материализм ? Досократики ? Дуализм ? Экзистенциализм ? Эмпиризм ? Эпикурейство ? Эпифеноменализм ? Этика добродетели ? Идеализм ? Квиетизм ? Континентальная философия ? Концептуализм ? Либерализм ? Логический позитивизм ? Марксизм ? Материализм ? Монизм ? Мутазилиты ? Натурализм ? Неоплатонизм ? Нигилизм ? Новые философы ? Нью-эйдж ? Объективизм ? Пантеизм ? Партикуляризм ? Платонизм ? Позитивизм ? Постконструктивизм ? Постмодернизм ? Прагматизм ? Провиденциализм ? Рационализм ? Реализм ? Релятивизм ? Скептицизм ? Стоицизм ? Структурализм ? Схоластика ? Трансцендентная философия ? Утилитаризм ? Феноменология ? Физикализм ? Философия Авиценны ? Философия Канта ? Философия обыденного языка ? Франкфуртская школа ? Функционализм