Надо Знать

добавить знаний



Исмаилиты



План:


Введение

Империя Фатимидов в пик ее развития.

Исмаилизм ( араб. لإسماعيليون - Al-Ismā'īliyyūn, перс. اسماعیلیان - Esm?'īliy?n, урду اسماعیلی - Ismā ʿ īlī) - одна из самых распространенных шиитских течений в исламе. Возникла в период арабского халифата во второй половине VIII в. Распалось на ряд отдельных движений. Титул имама многочисленной общины исмаилитов - Ага-хан - передается по наследству. Сейчас главой этой общины является Ага-Хан IV. Количество исмаилитов различных направлений превышает 15 миллионов.


1. История

Возникновение исмаилитов связывают с расколом в шиитском исламе, случившегося в 765 году. Название происходит от имени старшего сына шиитского имама Джафара ас-Садыка (шестой шиитский имам) - Исмаила. Он был лишен отцом наследственного титула имама, в чем его сторонники видели нарушение закона. Объединившись вокруг Исмаила, они выбрали его своим имамом. Организация была тайной. Она делилась на семь звеньев. Высшие две были многочисленными - до них принадлежало руководство религиозного направления, высшие духовные лица. Среднее звено составляли проповедники. Остальные - были обычными общинниками.

Исмаилизм был распространенным в исламском мире - существовали даже исмаилитского государства (в X в. фатимидський Египет, в X-XII вв. - Государство в Палестине и Сирии, XI-XII вв. на территории Ирана).

Исмаилиты не является единственной религиозной организацией. Первый глубокий раскол в исмаилизма состоялся в конце XI в., После смерти халифа ал- Мустансира (Фатимидов). Образовалось две группировки - одна настаивало на избрании халифом Абу Мансур Низара, другое - Абу аль Касим Ахмада, сыновей ал-Мустансира. Сторонники Абу Мансур Низара (их стали называть низаритов), сосредоточились в Сирии и Ирака. Они были активными и радикальными исмаилитами. Сторонники Абу аль Касим Ахмада - мусталиты - на время сумели удержать за собой халифат, сосредоточившись в Египте. Они были умереннее сторонниками исмаилизма.

Низаритов имели два центра пропаганды - в горах Сирии и на севере Ирана, в Табаристани (XI-XIII вв.). Позднее часть низаритов переселилась в Индии. С середины XIX в. их имамы стали носить титул Ага-хан, а организация начала называться ходжа.

Мусталиты после поражения и ликвидации фатимидського халифата частично переселились в Йемена, частично - к Индии. [1]


2. Идеология

Со временем исмаилизм существенно отдалился от ортодоксального ислама, подвергся влиянию индийских древних персидских религий и превратился в синкретическое учение. Тайный характер учения исмаилитов удалил их от основной массы мусульман. Они объединялись в тайные общества и часто практиковали террористические средства борьбы за свои убеждения.

Идеологическая система исмаилизма состоит из двух доктрин: внешней ( Захир) - общедоступного учения и внутренней ( Батин), доступной посвященным. Батин известен лишь исмаилитского имамам. Руководствуясь доктриной тайного учения, исмаилиты подвергали аллегорическом трактовке аяты Корана и утверждали, что все эти аллегории происходят от их имамов, которые знают сокровенные и тайные (Батин) значение Корана. Согласно этим представлениям, они разделяли богословия на открытое (Захир) и тайное (Батин). Исмаилиты часто пренебрегали внешними обрядами и запретами ( харам) ислама, считая необходимее постижения Батин.

Согласно учению исмаилитов, Аллах поднял имамов над остальными людьми и дал им особые, в том числе и сокровенные знания обо всех аспектах бытия. Имамы обладают знаниями, недоступными другим людям.

Имамы не обязаны открыто появляться в своих последователей. Имам может быть "скрытым" и неизвестным для большинства людей. В любом случае он является руководителем, указывающий путь всей исмаилитского общине. Когда "скрытый имам" все же станет явным и придет в мир, чтобы восстановить справедливость.

Согласно представлениям исмаилитов имамы является непогрешимыми, не несут ни перед кем ответственности и могут делать все, что считают нужным. Простые верующие должны подчиняться им, так как они поступают только добро.

В своей доктрине исмаилизм заимствовал многие положения по философии неоплатоников, гностиков и других античных школ. Большое внимание уделялось мистике чисел, было заимствовано из каббалистики. Особо почиталось исмаилитами число "семь". Вслед за Платоном, исмаилиты рассматривают земной мир как отражение мира идеального. Например, пророки, является отражением Мирового Разума (аль-акля).

В произведениях исмаилитского теоретиков отразились и плотинивськи идеи эманации. С бесконечно удаленного трансцендентного Единого (аль-Хакк) "вытекает" и умножается все бытие. Это "утечки" происходит через световое излучение. Единственное излучает из себя все сущее. Единственное сначала излучает Мировой Разум (аль-акль), что является первой ступенькой эманации. Излучение Единого не полностью поглощается Мировым Разумом, а продолжает движение. В результате появляется Мировая Душа (ан-нафс), которая является второй ступенью эманации Единого. Мировая Душа уже имеет контакт с материальным миром, существует извечно и никем не был создан.

Далее происходит снижение Мировой души к феноменального мира, где она делится на семь "сфер". Эти "сферы" превращаются в различные вещества материального мира, которые и составляют основу бытия.

Целью возникновения мира в исмаилитского философии является реализация Божественной истины. Вся история делится на пророческие циклы. После пришествия "скрытого" имама все внешние аспекты религии будут отменены и останется только истина, которая до этого была "скрытой". [2]

Воплощением на земле мирового разума были пророки, которых в исмаилитов насчитывается семь - Адам, Авраам, Ной, Моисей, Иисус, Мухаммед, и Исмаил. Имам считается в исмаилитов живым воплощением Мировой Души. Составной частью их учения являются соответственно интерпретирована вера в переселение душ. [1]


3. Организация

Захвату исмаилитами власти на определенных территориях предшествовал период длительной пропаганды, которую вели проповедники - даи (дауат - пропаганда исмаилизма). Согласно исмаилитского учением возглавлял дауат "скрытый имам", который передавал свои приказы даи. Они имели помощников - накибив. В накибив были свои подчиненные. Из среды даи выбиралось высшее руководство, им присваивался титул "даи ад-дауат". Над этой сложной иерархией стоял Баб (ворота). Баба не знали даже высшие представители исмаилитского иерархии. Его знал только "скрытый имам" и он общался с последователями только через специальных представителей. В общем, члены степеней этой иерархии не знали друг друга. [3]


Примечания

  1. а б С. В. Павлов, К. В. Мезенцев, А. Любицева. География религий. - К., 1999. - С. 148
  2. http://islam-slovar.ru/books/i.html # Islam67 - islam-slovar.ru/books/i.html # Islam67
  3. http://islam-slovar.ru/books/i.html # Istiska77 - islam-slovar.ru/books/i.html # Istiska77

Источники


См.. также


Ислам Это незавершенная статья о ислам.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам