Надо Знать

добавить знаний



История евреев в Украине



План:


Введение

Новое еврейское кладбище в г. Броды, Львовской области - одно из крупнейших в Украине, насчитывает ок. 20.000 захоронений

Евреи жили на территории Украина на протяжении столетий и были глубоко развитые общества в духовном и религиозном плане.


1. Древняя сутки

Евреи впервые появились на территории современной Украины в 4-м веке до н. е. в Крым и среди греческих колоний на северо-восточном побережье Черного моря. На полуострове сохранилось тридцать надгробий, поставленных иерусалимским священникам с 6-го до 555 года нашей эры. В Керчи также найдены два некрополе. На памятниках изображены меноры, надписи: греческой и иврите.

Оттуда они мигрировали вдоль долин трех главных рек Волги, Дону и Днепра, где они активные экономические и дипломатические отношения с Византией, Персией, и Хазарским каганатом. Хазарский каганат, состоял преимущественно из тюркских племен. Начиная с некоторого времени головами хoзарив ( Каганами) были лица тюркского происхождения, перешедшие в иудаизм, или их потомки.


2. Эпоха Киевской Руси

Хазарский воин.
Еврейская надгробная плита в г. Рогатин, Ивано-Франковская область

В следствии завоевания Каганата в 964 г князем Святославом Игоревичем, евреи оттуда расселились в Киеве, Крыму (караимы), и на Кавказе.

Прежде письменное упоминание Киева встречается в еврейском рекомендательном письме на иврите составленном хазарская-иудейской общиной Киева.

На протяжении 11-го и 12-го столетий евреи из Хазарии продолжали мигрировать на север. Некоторые из них также поселились в Украине. Один из киевских кварталов назывался Козары (за Похилевич, Подол, за Максимовичем, местность, где река Почайна впадала в Днепр), другой - Еврею (северо-запад от Софийского собора). Еврейские ворота позже переименовали в Львовскую, поскольку через них пролегал путь в город Льва. [1] Евреи, бежавшие от крестовых походов, прибывали в Украину также и первые европейские евреи начали прибывать с Германии, предположительно в 11-м веке. О присутствии большого сообщества хазарских иудеев в Киеве также свидетельствует Киевское письмо, датируемой, вероятно, 11-м столетием.

Киевские князья Изяслав Мстиславич и Святополк Изяславич, Галицко-Волынский князь Даниил Романович, и Волынский князь Владимир Василькович относились весьма благосклонно к своим еврейским подданным и помогали им в торговле и финансировании. Евреи назначались на административные и финансовые должности. [2] Однако, как и в других частях Европы, это доброжелательное отношение не было последовательным. Во время Киевского восстания в 1113 г. район Еврею был ограблен, а во время правления Владимира Мономаха евреев были изгнаны из Киева совсем. Монгольское завоевание Крыма и Киевской Руси, и установление единого государственного порядка (единая пошлина, налоги, почта) на всей территории монгольского государства - от столицы Пекин на Дальнем Востоке и в западных границ в Восточной Европе - улучшило коммерческие связи и принесло мир и процветание многим еврейским общинам до времени Литовско-татарского войны 1396 - 1399 гг

Еврейская надгробная плита с надписью иврите, еврейское кладбище в г. Бережаны

3. Средневековье

Изгнание евреев из стран и городов западной и центральной Европы в 13-15-м столетиях привело миграции евреев на восток, к Австрии, Венгрии, Богемии, Моравии, Польши, и Оттоманской Империи. Уже в 1500 году евреи, жившие на украинских землях под польской администрацией, быть в 23 городах и составляли в то время треть всех евреев в Польском королевстве. Центральноевропейские евреи ( ашкенази) говорили на языке идиш ( еврейский язык германской группы, содержащий значительный славянский элемент), носили отличительный одежду и жили в стороне от местного населения, или в отдельных районах городов или в маленьких, в основном еврейских, поселениях (т.н. штетелях). Эти еврейские общины были обычно беднее, чем предыдущие еврейские иммигранты в Украине. Запрещены владеть землю и от некоторых профессий, большинство евреев занялись скромными занятиями, такими как ремесленники, и в незначительной торговли. Находясь под защитой польских монархов от вражеской польской знати и горожан, евреи были непосредственно подчинены королю, платили отдельный налог, за который они были коллективно ответственны. В ответ, королевские декреты (датированные еще 1264 годом) позволили евреям самоуправления.

В позднем 15-м веке евреи из Польши и Германии начали прибывать на территорию Украины в Литовским господством (особенно в регион Киева и Подолье). Киев стал одним из крупнейших центров еврейской религиозной образования. Этот период был также периодом страдания, как местного, так и еврейского населения из-за набегов крымских татар. В 1482 г. много евреев было захвачено татарами и продан в рабство в Крыму.

Наибольшая миграция евреев в Украине состоялась в конце 16-го века. Некоторые прибыли из других частей Польши и Литвы, чтобы поселиться в недавно освоенных регионах, другие прибывали даже из Италии и Германии. В 1569 г. с созданием Польско-Литовского государства и переходом Украины с литовского до польского господства, обширные области Украины были открыты для колонизации и сельскохозяйственного предприятия. Между 1569 и 1648 количество евреев в Украине выросло с примерно 4,000 до почти 51,325 душ, рассеянных среди 115 городов и сел в Киевском воеводстве, Подольском воеводстве, Волынском воеводстве, и Брацлавского воеводств.


4. Казацкая эпоха

Казак Мамай на фоне гайдамаков, казнят евреев.
Анастасия Маркович

Со временем евреи начали использовать новые возможности в выборе профессий и в экономике приграничных территорий Украины. Когда польские и литовские магнаты накапливали все больше земли, евреи прибывали служить их посредниками, обеспечивая услуги и порядок при отсутствии хозяев. Многие из них были арендаторами крупных поместий, сборщиками налогов, руководителями поместий (с правом отправлять правосудия, в частности казнить виновных), деловыми агентами, обладателями кабаков и гостиниц, маслобоен, мельниц, лесопилок, и винокурен. В торговле, они вытесняли армян и конкурировали с местными украинский. По этой причине местное население рассматривало евреев как непосредственных хозяев крестьян, а в городах еще как конкурентов православию. [2]

Положение еврейского населения значительно ухудшилось в 17-ом столетии. Недовольство затруднительными условиями жизни украинского крепостного крестьянства, казаков привели к восстанию 1648 года под руководством Богдана Хмельницкого. Польские землевладельцы, католики, и евреи были главными жертвами восстания. Во многих городах, особенно в Подолье, Волыни и на Левобережной Украины, еврейское население было почти истреблено. Еврейские летописцы - очевидцы, (такие как Натан Ганновер) оценивают количество погибших между 100 000 и 120 000. Сравнивая количество еврейского населения в Украине в 1648 г. (51,325 чел.) Эта цифра, по мнению историков, не отражает фактических данных. [3] Некоторые евреи чтобы избежать преследования, приняли христианство.

По условиям Зборовского договора 1649 года лицам, которые исповедовали иудаизм, запрещалось жить в казацкой Украине. Такое же условие упоминается в первой казацкой конституции Пилипа Орлика 1710 года. Одновременно с этим, евреи- выкрест, такие как Герцики, Марковичи, смогли приобщиться к старшинской слои Гетманщины. Так, Григорий Герцик был соратником гетманов Ивана Мазепы и Пилипа Орлика. Анастасия Маркович, жена гетмана Ивана Скоропадского, фактически управляла страной из-за политической немощи человека.


5. В составе Российской Империи

Старое еврейское кладбище в Луганске

После раздела Польши в конце 18-го века, присутствие 900,000 евреев на территории Российской империи заставила российское правительство изменить свою прежнюю политику по запрету евреям селиться в самой России. В 1772 г. (И затем в 1791, 1804, 1835 годах) правительство установило так называемую Полосу оседлости - территориальный регион, за пределами которого поселение евреев было запрещено. В Украине эта область включала почти все бывшие польские территории Левобережной Черниговщины, Полтавщины, Новороссии, Киевской кроме города Киева, и в 1812 г. Бессарабии. Черта оседлости существовала до 1915 года и имела некоторые особые ограничения, которые позволяли отдельным евреям жить за ее пределами.

В царствование царя Александра I ( 1801 - 1825) становище євреїв спочатку покращилося, оскільки були послаблені обмеження на їх рух і щодо вступу в навчальні заклади. Економічно, євреї досягли розквіту в південній Україні, де вони грали головну роль в хлібній торгівлі. Вони також мали особливо сильну присутність в таких комерційних центрах як Одесса, Кременчук, та Бердичів. В 1817 р. наприклад, євреї володіли 30 % фабрик в тогочасній Україні.

За царя Миколи І (1825 - 1855) переслідування євреїв владою значно зросло. Було прийнято 1,200 законів, які впливали на життя євреїв між 1649 і 1881. Серед цих умов були: обов'язкова військова служба для євреїв (1827), виселення з міст (Київ, Херсон, і Севастополь), заборона використання івриту і їдиш в суспільних місцях та подальші обмеження на подорож і місце поселення (1835 р.).

Короткий період лібералізму наступив під час царювання Олександра II (1855 - 1881). В цей час було послаблено деякі обмеження деяким євреям, зокрема таким як, купцям першої гільдії (1859), випускникам університетів (1861), і різним категоріям ремісників і торговців (1865) була надана свобода руху. Військова повинність євреїв була поставлена на такі самі умови, що і для інших громадян (1856). В 1872 г. євреї активно зайнялися промисловістю в Україні: на їхню частку приходилося до 90 % всіх спиртних заводів і до 32 % в цукровій промисловості. Але з одеським погромом в 1871 г. темп реформ швидко уповільнився, а після вбивства царя були введені нові закони, які знову обмежували господарську діяльність євреїв.

Жертви погрому в Катеринославі. 1905 р.

Царювання Олександра III (1881 - 1896) та Миколи II (1896 - 1917), сповістило еру спонсорованих державою погромів (1881 - 1882, 1903, 1905 рр.), влада також розпочала вигнання євреїв з Києва (1886) і Москви (1891), і запровадила систему сегрегації єврейського населення в Смузі осілості,так звані "тимчасові правила" (1882). Широкого масштабу погроми набули в жовтні 1905 р., коли тільки в одному місяці було здійснено 690 погромів.


6. Революційна доба

Стаття В. Черчілля в газеті.

Крах царизма в марте 1917 г. скоро принес эмансипацию евреев в Российской Империи. 20 марта 1917 г. Временное правительство России провозгласило евреев равными со всеми гражданами, однако им не был предоставлен статус национального меньшинства или автономию. Большое количество евреев активно принимала участие в революционной деятельности и с приходом к власти большевиков, также многие из них получили руководящие должности в новом большевистском правительстве. Среди них один из самых известных выходцев из Украины - Лев Троцкий (Лев Давидович Бронштейн). Вместе с другими большевиками некоторые евреи также участвовали в Красном терроре против мирного населения. В свое время известный государственный деятель Великобритании Уинстон Черчилль в своей статье "Сионизм против большевизма" от 8 февраля 1920 г. охарактеризовал участие евреев в большевистском терроре следующим образом:

За исключением Ленина, большинство руководящих фигур большевиков - это евреи. Кроме того, главное вдохновение и основная движущая сила исходит от лидеров еврейской национальности. Поэтому россиянина Чечерина затмил его номинальный подчиненный Литвинов, а влияние таких русских как Бухарина или Луначарского нельзя сравнить с властью Троцкого, или диктатора Красной Цитадели ( Петроград) - Зиновьева, или Карасина - все из них евреи. Преобладание евреев в Советских учреждениях - еще более ошеломляющее. И одну из главных, если не основную роль в системе терроризма, введенного Чрезвычайными Комиссиями в борьбе с контрреволюцией, играют евреи, и в некоторых случаях даже еврейки. [4]

Несмотря на это, подавляющее большинство евреев Украины держались в стороне революционных событий и даже очень часто страдали из-за ассоциации с евреями большевистского правительства и их террором.


7. Период независимости 1918-1919 гг

Сто рублей УНР 1917 г. с надписью на украинском, польском и языке идиш

Провозглашенная в марте 1917 г. Центральная Рада решила в конце июля пригласить разные национальности Украине: россиян, поляков и евреев к участию в правительстве. В результате, 50 евреев, от всех главных партий, присоединилось к Центральной Рады и еще пять присоединилось к Малой Рады. Еврейские партии были также представлены в Генеральном секретариате Центральной Рады (позже Национальном Совете Министров Украинской Народной Республики). Моисей Рафес - член партии Бунд, занял пост министра финансов. В секретариате национальностей, были установлены отделы для каждой национальности и Моше Зильберфарб из Объединенной Партии еврейских социалистов - работников, был назначен заместителем секретаря и ответственным за еврейские дела. Позже провозглашением Украинской Народной Республики 20 ноября, 1917 г. он стал генеральным секретарем отдела еврейских дел, с министерским портфелем, а затем после провозглашения независимости 25 января 1918 г. - Министром Еврейских Дел.

10 октября 1917 была сформирована консультативный совет, представляла главные еврейские партии, и Временная Национальная Рада евреев Украины собралась в ноябре 1918 г. Идиш был одним из языков Центральной Рады на ее официальном валюте и в объявлениях; закон об автономии оказывал неукраинским национальностям право самостоятельно управлять своей национальной жизнью. Однако, с приходом к власти гетмана Павла Скоропадского этот закон был аннулирован ( 9 июля 1918 г.) и Министерство Еврейских Дел отменено.

Во времена Директории Украинской Народной Республики было восстановлено Министерство Еврейских Дел (возглавляемое сначала Абрамом Ревутським), и закон об автономии был повторно введен в действие. С апреля 1919 г. министром еврейских дел стал Пинкас Красный. Другие евреи, которые занимали видные места в правительствах Центральной Рады или Директории были: Соломон Ґольдельман - заступник міністра торгівлі і промисловості і робочої сили, Арнольд Марґолін - член Української Партії Федералістів Соціалістів; він був заступником міністра закордонних справ і дипломатичним представником в Лондоні і в Парижі. Декілька видатних сіоністів також підтримувало Українську автономію, зокрема Володимир Жаботинський, Данило Пасманик, і Йосип Шехтман.

Масштаб погромів протягом боротьби за незалежність (1917 - 1920) в Україні виявився руйнівним для єврейського населення. Біла Армія Антона Денікіна, селянські групи, одинокі отамани, і деякі загони армії Української Народної Республіки, сприймаючи євреїв як про-більшовицький елемент, брали участь в цих звірствах разом з лідером українських анархістів Нестором Махно і Червоною Армією.

Уряд і вище командування армії Української Народної Республіки пробувало боротися з підбурювачами погромів. Були запроваджені військові трибунали і деякі з погромників були страчені. Уряд також допомагав вцілілим від погромів і взаємодіяв як з єврейською громадою, так і з іноземними представниками в розслідуванні погромів. [2]


8. Советская Украина

Консолідація більшовицької влади принесла єврейським громадам нові проблеми і нові можливості. Гласні та негласні обмеження щодо участі євреїв в уряді було скасовано, особливо для тих, хто вибрав шлях ассимиляции. Спеціальні єврейські секції (так звані євсекції) були сформовані всередині Компартії, щоб полегшити участь євреїв, і саме євсекції найнастійніше нападали на єврейські сіоністські та інші партії. Окремі євреї скористалися системою і багато з них стали частиною системи, особливо в освіті, економіці, в середніх лавах партійної адміністрації і уряду.

Хоча тільки пів відсотка від загальної кількості єврейського населення приєдналося до партії більшовиків, вони склали великий відсоток всіх більшовиків в Україні, в 1922 приблизно 13.6 % в Компартії (Більшовиків) України. 15.5 % делегатів на Українському Конгресі Рад в 1921 і 1922 гг було єврейського походження. [2]

После жовтневого перевороту 1917 р. у зв'язку з ліквідацією " смуги осілості" більшість євреїв переселилася на лівобережжя та у найбільші міста України і Росії. За даними перепису 1926 р., у містах України проживало вже 60 % від усіх євреїв України, тоді як у 1897 лише 40 %. Євреї становили більшість населення у таких містах, як Житомир, Винница, Умань, Проскурів, Новоград-Волинський, Коростень, Овруч, Бердичів. На західноукраїнських землях згідно з польським переписом 1921 року більшість євреїв проживало у таких містах, як Бучач, Чертков, Залещики, Ковель, Дрогобич, Луцьк, Ровно, Станіслав, Тернополь.

В наслідок міграційних процесів чисельність євреїв в Україні зменшилася за 1897-1926 рр. з 1 644,5 тис. до 1 565,5 тис. чоловік, у той час як у цілому в СРСР зросла з 2 430,4 тис. до 2 597,4 тис.чоловік. Крім того, поряд із створенням у 1928 році Єврейської автономної області, куди виїхала і певна кількість українських євреїв, у 1924-1930 роках за допомогою ОЗЕТ в Україні було засновано 162 єврейських землеробських поселення, з яких утворили 5 єврейських національних районів:

  • Калініндорф на Херсонщині (40 селищ);
  • Новый Златополь в Запорожской округе (45 поселков);
  • Сталиндорф на Криворожье (11 поселков);
  • Фрейдорф и Лариндорф в Крыму (40 поселков).

До настоящего времени, кроме некоторых крымских, еврейские сельские поселения не сохранились.

В конце 1920-х гг общая численность евреев в современных границах Украины составляла около 2.5 млн. человек. В последующие годы численность еврейского населения значительно уменьшилась вследствие миграционных и этнических процессов и прежде всего их массового истребления в годы второй мировой войны. [5]


8.1. Голодомор 32-33 гг

Надпись на плакате: Лазарь Каганович виновен в геноциде в Украине. Умышленное уморил голодом от 7 до 10 миллионов человек в 1932-1933 гг

Одним из ведущих советских функционеров еврейского происхождения того времени был Лазарь Каганович. Каганович был Первым секретарем Компартии Украины в 1925 - 1926 гг и одним из ближайших сторонников Иосифа Сталина. Он также безоговорочно поддерживал идею Сталина о сплошную коллективизацию, настойчиво добивался ее реализации путем применения репрессивных мер в отношении крестьянства, в первую очередь украинского. 6 июля 1932 г. на конференции КП (б) вместе с Молотовым обвинил руководителей КП (б) У в провале коллективизации и выступил против предложения украинских коммунистов уменьшить нормы хлебозаготовок в Украине, значительно завышенные планы которых стали одной из главных причин Голодомора 1932 - 1933 г. Некоторые историки, в частности автор обстоятельного исследования голодомора и сталинских репрессий Роберт Конквест утверждает, что Лазарь Каганович несет персональную ответственность за геноцид украинского народа во время голода 1932 - 1933 лет. [6]

Каганович не действовал от имени еврейского народа, наоборот большая часть евреев видела всю антигуманность коммунистической идеологической системы. Писатель еврейского происхождения Василий Гроссман в повести "Все течет" ( 1955 - 1963), впервые напечатанная в ФРГ 1970 описал и осудил события голодомора и репрессий.


9. Вторая Мировая Война

Памятный мемориал на месте расстрела фашистами ок. 3.000 евреев Рогатина, в окрестностях г. Рогатин, Ивано-Франковская область

Немецкая оккупация Украины во время Второй Мировой Войны была трагедией для украинских евреев. В рамках Советского Союза, 2.5 с 4.8 миллионов евреев были уничтожены. Убийства евреев начались осенью 1941 года, сначала в центральной Украине а затем и в Западной Украине. Только в Киеве, 35,000 евреев были убиты в Бабьем Яру. Массовое убийство евреев осуществлялось везде в Украине в 1942 - 1944 годах. За исключением отдельных преступников и тех, кто сотрудничал с фашистами, украинское население не принимало широкого участия в этих убийствах. Подавляющее большинство украинский боролась с фашистами в полях Красной Армии, в партизанских отрядах и отрядах УПА. Более того, несмотря на наказание смертью за помощь евреям, многие украинский и в частности митрополит Андрей Шептицкий, пытались спрятать евреев. Еврейская организация Яд Вашем признал 1755 украинский, тех, кто рискуя жизнью спасал евреев - героями. Во время своего визита в Украину Папа Римский Иоанн Павел II отметил особую роль греко-католического священника Емельяна Ковча в спасении невинных людей в 1942 г. и его жертвы собственной жизнью ради спасения евреев. [7]


10. Современная Украина

См.. также

Источники

  1. Наталья Зинченко. "Хрещатик" - древности. Газета "Хрещатик ". № 139 (2346), Вторник, 23 сентября 2003
  2. а б в г Украинская энциклопедия. Евреи.
  3. Орест Субтельный. История Украины. с. 599. Торонтский Университет. 1994 ISBN 0-8020-0591-0.
  4. Уинстон Черчилль. Сионизм против большевизма. Борьба за души евреев. Илюстрейтед Санди Геральд. 8 февраля 1920 г.
  5. Кабузан В. М., Наулко И. Евреи на Украине, в СССР и мире: численность и размещение / / Украинский исторический журнал. - 1991. - № 6; Беренштейн А. Демографические аспекты жизнедеятельности евреев Украины в 20-30 годах ХХ ст. / / Наук. зап. ИП и ЕНД. - Киев, 1998, вып.4, в 10-17.
  6. Роберт Конквест. Жатва скорби: Советская коллективизация и голодомор 1986
  7. Украинский - праведники между народами. Мирон Куропас. украинский еженедельник

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам