Надо Знать

добавить знаний



Ишвара



План:


Введение

Ишвара ( санскр. ईश्वर , Īśvara ? - "Господь, повелитель?) - философская концепция в индуизме, означает "повелитель" или "верховный повелитель", [1] есть Бог в монотеистических смысле или иштадевата в монистический философии адвайта. "Ишвара" также используется просто в значении "правитель" или "господин". Термин также используется в буддизме, например, в "Авалокитешвара", для обозначения мощной, но всесильной существа.

Ишвара - форма женского рода, которое употребляется в отношении женского божества, особенно в шактизми.


1. Ишвара в философских школах индуизма

Iшвара.jpg

Среди шести систем индийской философии, Самкхья и Миманса не принимают концепцию Ишвары. Тогда как последователи четырех монотеистических школ: йоги, Вайшешика, веданты и ньяи верят в существование Ишвары.

Каждая философская школа в индуизме по-своему трактует понятие Ишвара. В Адвайта-веданты, любое божество может олицетворять понятия Ишвара, тогда как в вайшнавизм, только один Вишну и его аватары относятся к категории всемогущего Ишвары.


1.1. Адвайта-веданта

Адвайта утверждает, что если человеческое существо медитирует на Брахман, Верховный Вселенский Дух проецируется на ограниченный человеческий разум и проявляется человеку как Ишвара. [2] Таким образом, ум проецирует человеческие атрибуты, такие как личность, материнство и отцовство на Всевышнего. Образно говоря, когда "отражение" Космического Духа падает на зеркало Майи (иллюзии), он ощущается как Верховный Господь. [2] [3]

Хотя, проектирования подобных атрибутов на Бога ( антропоморфизация бога) может в определенной степени помочь, - мириады форм и имен Бога в индуизме является ни чем иным, как созданными человеком путями для достижения божественного.


1.2. Вишишта-адвайта

В вишишта-адвайта, Ишвара выступает как Верховный Космический Дух, который полностью управляет вселенной и всеми живыми существами, которые в совокупности являются гигантским "организмом" или "телом" Ишвары. Троица Ишвары, вселенной и живых существ Брахманом, который выступает как совокупность бытия. Ишвара это Парабрахманом, наделенный безграничными трансцендентными качествами (кальяна гуннами). Ишвара - это совершенный, всезнающий, вездесущий, бесплотный, [4] независимый, творец мира, его действующий правитель и в будущем его разрушитель. Он - беспричинный, вечный и неизменный, но в то же время он является причиной проявления этого мира. Он вездесущ (как белый цвет в молоке), но в то же самое время независимый и трансцендентный (как часовщик независим от сделанных им часов). Он является объектом поклонения, основой моральных принципов и тем, кто дает плоды кармы. Он управляет миром с помощью своей божественной энергии Майи.


1.3. Дуайт

Согласно философии Дуайт, Ишвара обладает всеми теми качествами, что и в вишишта-адвайта. Однако, Ишвара выступает только как настоящая, но не материальная причина вселенной и живых существ. Таким образом, Дуайт-веданта не разделяет Ишвару и Брахман, и не верит в то, что Брахман не имеет личностных атрибутов, так же как и в том, что Ишвара бесплотный. [2] Ишвара выступает как высшее проявление истины и поклонение Богу обязательно основано на вере в Него как всемогущего, но в то же самое время верный любит личностное божество.

Таким образом, помимо своей веры в абстрактный принцип Брахмана, большинство индусов ежедневно поклоняются Богу в одной из его личностных форм, таких как Вишну, Кришна, Шива или Шакти. Для многих индуистов такое поклонение личностным формам Бога имеет свою практическую сторону: гораздо легче развивать преданность и служить личности, чем какому-то абстрактному принципу. Соответственно, в священных писаниях индуизма Бог изображается не только как абстрактное понятие или принцип, но и как личность.


См.. также

Примечания

  1. Heart of Hinduism - Concepts - hinduism.iskcon.com/concepts/107.htm "Ishvara -" controller "often used of God"
  2. а б в See generally, Sinha, HP (1993), Bhāratīya Darshan kī rūprekhā (Features of Indian Philosophy). Motilal Banarasidas Publ. ISBN 81-208-2144-0.
  3. See generally, Swami Bhaskarananda, The Essentials of Hinduism (Viveka Press 1994) ISBN 1-884852-02-5
  4. White Yajurveda 32.3


Религия Это незавершенная статья религии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам