Надо Знать

добавить знаний



И-16


Polikarpov I-16 WOW 2008.jpg

План:


Введение

И-16 (также общеупотребительные имена: "Ишак", "ишачок", "Rata", "Mosca", "Ласточка") - советский одноместный фронтовой истребитель 1930-х годов, одномоторный моноплан, первый серийный самолет с шасси убирается. Разработан [1] ДКБ Поликарпова. И-16 проявил свои высокие боевые качества в локальных вооруженных конфликтах накануне Второй мировой войны и во время нее.


1. Тактико-технические данные и описание

1.1. Конструкция

Фюзеляж самолета [2] веретенообразной формы, образовавшийся путем "надевания" виклеенои оболочки на ажурный каркас, собранный из одиннадцати шпангоутов, четырех лонжеронов и восьми стрингеров. Материал каркаса - сосна, ясень, березовая фанера "Прима". В местах, требующих усиления, устанавливались стальные подкосы. Оболочку фюзеляжа виклеювалы из березового шпона с помощью казеинового клея на специальном формообразующую болван. Каждый слой шпона ориентировался перпендикулярно по отношению друг к другу, а к продольной оси самолета - под углом 45 . Оболочка состояла из левой и правой половин, толщина от рамы № 1 к раме № 7 в верхней части 5,5 мм, в нижней части 2,5 мм. Хвостовая часть от рамы № 7 имела толщину 2,0 мм. Оболочка фюзеляжа устанавливалась на каркас, фиксировалась казеиновым клеем и оцинкованными гвоздями. Все места соединений, окантовок и вырезов усиливались фанерными накладками. Залез [Пр. 2] соединения фюзеляжа с крылом, также виклеювався на формообразующую болван и присоединялся после стыковки центроплана. После этой операции вся деревянная поверхность фюзеляжа снаружи покрывалась нитроклеем, затем нитрошпаклевкою, после чего обклеювалася миткалевого полотном, еще раз шпаклювалася и красилась. С внутренней стороны на фюзеляж наносилась грунтовая краска, далее покрывался эмалью.

Конструкция элеронов и хвостового оперения из дюралюминия, с последующим покрытием полотном.

Крыло. Лобовая часть крыла зашивалася сверху на 44,5%, а снизу на 14,5% дюралевой обшивкой, толщиной 0,6 мм. После этого, все крыло обтягивались полотном и покрывалось четырьмя слоями бесцветного аеролака, а затем краской.

Шасси. Подъем и выпуск шасси осуществлялся с помощью механического подъемника, расположенного по правому борту кабины пилота, путем наматывания троса на барабан. Действие требовала 44 оборота. Хвостовая опора выполнена в виде костыля. На последних сериях костыль заменило небольшое колесо диаметром 150 мм.


1.2. Вооружение

З самого початку І-16 озброювався новітнім кулеметом ШКАС [ Пр. 3] калібру 7,62 мм. Первісно два ШКАСи були встановлені в крилах, давали при стрільбі багато відмов. Причина полягала в тому, що розробники літака встановили кулемет в перевернутому положенні - так виявилося зручніше його конструктивно ув'язати. Механіка кулемета почала давати збої, однак перші І-16 випуску 1934 так і літали з ненадійним озброєнням. Згодом цей недолік було усунуто. В подальшому, на заводі № 21, бригада інженерів під керівництвом конструктора Боровкова встановила третій синхронний ШКАС в нижній частині фюзеляжу. Машина одержала позначення І-16 тип 6. У квітні 1936 Полікарпов запропонував проект І-16 озброєного гарматами, на додаток до наявних кулеметів. Згодом дві авіаційні гармати ШВАК [ Пр. 4], разом з двома кулеметами ШКАС, було встановлено на дрібносерійному І-16 тип 12, а в подальшому на типах 17, 27 та 28. Проведена в 1939 модернізація на додаток до двох синхронних ШКАСів додала крупнокаліберний кулемет БС [ Пр. 5], розміщений між нішами шасі. Згодом Березін розробив нову модель, УБ (Універсальний Березіна), що пішла в серію з 1941.


1.3. ТТД за типами літаків

Технические характеристики
Тип І-16 4 5 10 12 (І-16П) 15 (УТИ-4) 17 18 24 27 28 29
Екіпаж 1 (пілот) 2 [ Пр. 6] 1 (пілот)
Довжина, м 5,860 5,985 6,074 5,985 6,074 6,130 6,074 6,13
Размах крил, м 9,0 9,004
Висота, м 3,25 3,218
Площа крил, м 14,5
Маса порожнього, кг 961 1118,5 1327 1160 1156,2 1425,5 1433,5 1490 1335,5 1403,1 1547
Маса споряженного, кг н / д н / д н / д н / д 1 353,2 н / д н / д 1 751 н / д н / д 1 776
Нормальна злітна вага, кг 1354 1508 1716 1718 1458,2 1810 1830 1941 1807,9 1988 1966
Масса корисного
навантаження
, кг
н / д н / д н / д н / д 342 н / д н / д 451 н / д н / д 419
Маса палива, кг н / д н / д н / д н / д 105 н / д н / д 190 н / д н / д 190
Двигун М-22 М-25А М-25В М-25А М-25В М-62 М-63 М-62 М-63
Потужність, к. с. 480 730 750 730 750 800 900 800 900
Льотні характеристики
Тип І-16 4 5 10 12 (І-16П) 15 (УТИ-4) 17 18 24 27 28 29
Максимальна швидкість
на висоті
, км/г / висота в м.
362 / 0
346 / 2000
390 / 0
445 / 2700
398 / 0
448 / 3160
393 / 0
431 / 2400
398 / 0
450 / 2800
385 / 0
425 / 2700
413 / 0
461 / 4400
440 / 0
489 / 4800
н / д 427 / 0
463 / 2000
419 / 0
470 / 4480
Посадочна швидкість, км/г 107 117 126 129 118 131 132 130,5 131 150 131
Щвидкість вертикальна у землі, м/хв н / д н / д н / д н / д н / д н / д н / д 938 н / д н / д н / д
Практична дальність, км 680 540 525 520 364 417 485 440 458 н / д 440
Практична стеля, м 7440 9100 8270 8240 8960 8240 9300 9700 н / д 9950 9800
Швидкопідйомність, м/с 11,4 14,2 14,7 11,5 14,8 11,5 17,2 14,7 н / д 15,6 14,7
Час набору висоти,
м/хв
3000 / 4,4
5000 / 9,9
3400 / 4,0
5400 / 7,7
3000 / 3,4
5000 / 6,9
3000 / 4,36
5000 / 8,9
3000 / 3,38
5000 / 6,39
3000 / 4,36
5000 / 8,9
3000 / 2,9
5000 / 5,4
3000 / 3,4
5000 / 5,2
н / д 3000 / 3,2
5000 / 5,55
3000 / 3,3
5000 / 5,8
Час віражу, с 12-14 14-15 16-18 16-17 16-18 17-18 17 17-18 17-19 16-17
Довжина розбігу, м н / д 220 260 275 248 280 210 260 230 210 н / д
Довжина пробігу, м н / д 200 288 395 [ Пр. 7] 278 405 475 300 405 240 н / д
Навантаження на крило, кг/м 93,1 103,5 118 100 124 125 133 124,2 136,5 135
Тягооснащеність, Вт/кг 362 353 321 329 360 304 321 353,6 н / д н / д 350
Вооружение
Тип І-16 4 5 10 12 (І-16П) 15 (УТИ-4) 17 18 24 27 28 29
Гарматно-кулеметне,
кількістькалібр в мм
27,62 ШКАС 47,62 ШКАС 220 ШВАК
27,62 ШКАС
відсутне 220 ШВАК
27,62 ШКАС
47,62 ШКАС 220 ШВАК
27,62 ШКАС
112,7 УБС
27,62 ШКАС
Сумарна потужність зброї, кВт [3] н / д 392 1016 0 1016 392 1016 433
Секундний залп, кг [3] н / д 1,16 3,14 0 3,14 1,16 3,14 1,22
Загальна вага зброї, кг [3] н / д 44 106 0 106 44 106 44

2. История создания

2.1. Початковий період

Микола Миколайович Полікарпов

На початку 1932 у Полікарпова з'являються перші ескізи [ Пр. 8] майбутнього І-16, що згодом отримав робоче позначення ЦКБ-12. Розробку перспективного швидкісного літака конструктор почав влітку 1932, в ініціативному порядку. У травні 1933 року ВПС РСЧА виявляють зацікавленість до проекту та видають Полікарпову на нього завдання. У листопаді 1933 року керівництву ВПС показаний дерев'яний макет ЦКБ-12. Прототип був представлений у двох варіантах капотування двигуна: з кільцем Тауненда і капотом NACA [ Пр. 9]. Після аеродинамічних випробувань конструктори зупинилися на капоті NACA. Фюзеляж літака веретеноподібної форми, з шасі, що прибираються вручну лебідкою (44 оберта), закритий ліхтар кабіни. 22 листопада 1933 Рада Праці та Оборони СРСР приймає рішення про запуск літака у серійне виробництво під позначенням "І-16". В кінці 1933 були побудовані два прототипи: з радянським двигуном М-22 і американським "Райт-Циклон" F-2 (не висотний варіант) [ Пр. 10].


2.2. Испытания

30 декабря 1933 летчик-испытатель завода № 39 Чкалов В. П. впервые поднял в небо ЦКБ-12 с двигателем М-22 оборудован неприбираемимы лыжами, показав неплохую скорость - 303 км / ч на высоте 1000 м и 283 км / ч на высоте 5000 м. 18 февраля 1934 состоялся полет второй прототипа, тоже оборудован неприбираемимы лыжами, но с двигателем "Райт-Циклон" F-2, с трехлопастным воздушным винтом "Гамильтон Стандарт". На этот раз результат был еще лучше - на высоте 1000 м. была достигнута скорость 361 км / ч [1]. Чкалов считал новый самолет сложным в пилотировании. В феврале 1934 года обе опытные машины были подготовлены для первого этапа государственных испытаний. Испытания и доводка самолета продолжались до октября 1934. 16 февраля 1934 самолет с двигателями М-22 и "Райт-Циклон" F-2 облетали соответствии летчики-испытатели Коккинаки и Степанчонок, так же на лыжах. Позднее самолет с двигателем М-22 испытали Юмашев и Чернавский. Общая мысль испытателей - самолет опасен в управлении, но летные характеристики и главное скорость, во время испытаний были получены неплохие. 1 и 2 марта 1934 Чкалов совершил 75 срывов на штопор, которые показали отличные результаты при выводе из него.

22 марта 1934 начались эксплуатационные испытания на Качиньскому аэродроме в Крым. Машина под управлением Коккинаки с двигателем М-22 летала с убранным шасси с целью получения полных скоростных характеристик. Результаты были хорошие. В земле максимальная скорость составила 359 км / ч, а в необходимых 5000 метров - 325 км / час. Но система подъема шасси была весьма ненадежной, поэтому на втором экземпляре, с "Райт-Циклон", Чернавский шасси не убирал. 14 апреля на этом самолете при пробеге после посадки разрушился узел крепления правой стойки шасси и он лег на фюзеляж. 25 апреля 1934 Чкалов вылетел в Москву на И-16 с двигателем М-22.


2.3. Государственные и военные испытания

С 7 сентября по 12 октября 1934 продолжались Государственные испытания на подмосковном аэродроме НИИ ВВС в Щелково, яки самолет не выдержал. Государственной комиссией был сделан ряд жестких замечаний. Командующий ВВС РККА Алкснис сделал вывод, что пока И-16 "не может считаться военной истребительной машиной" и позволил управлять машиной только опытным пилотам. А в это время, тем не менее, шла подготовка к производству истребителя на заводах № 39 в Москве и № 21 в Горькому.

С 28 августа по 3 ноября 1935 десять и-16 выпуска завода № 39 проходили войсковые испытания в 107-й авиаэскадрильи Брянской авиабригады, получив в целом одобрительные отзывы строевых пилотов.


2.4. Дебют

1 мая 1934 самолет с двигателем М-22 пролетел во время парада в Москве.

В ноябре 1934 на Ходынке [Пр. 11] в присутствии Сталина и других партийных руководителей Чкалов демонстрировал на И-16 фигуры высшего пилотажа.

В марте 1935 построены специально подготовленные И-16 для первой "Красной пятерки" (Коккинаки, Шевченко, Супрун, Евсеев, Преман) и проведено демонстрационные полеты над Москвой.

В 1935 И-16 экспонировался на международной авиационной выставке в Милане (как спортивный самолет АСБ).


3. Производство в СССР

Серийное производство И-16 тип 4 с двигателем М-22 началось в 1934 на заводах № 39 (план до конца года - 50 самолетов) и № 21 в (план - 250 самолетов) [Пр. 12]. В 1935 выпускается с мотором М-25, советская копия американского "Райт-Циклон" F-3 (Wright-Cyclone SGR 1820 F-3). Самолет продолжал дорабатываться, серийные конструкторские бюро вносили изменения, в результате чего на Горьковском авиазаводе № 21 этот самолет получил обозначение "Тип 5". Производился, также, на авиазаводах № 153 ( Новосибирск) и № 458 ( Ростов-на-Дону).


3.1. Количество производимых

И-16 первый в мире истребитель, изготовленный в таких массовых количествах. Всего на авиазаводах СССР, И-16, вместе с учебно-тренировочными УТИ-2 и УТИ-4, произведено в количестве 10 292 машины [2].

Завод 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941 1942
№ 39 ( Москва) 50 4 4 - - - - - -
№ 21 ( Горький) - 527 902 1881 1070 1571 2207 336 -
№ 153 ( Новосибирск) - - - 6 105 264 503 423 -
№ 458 ( Ростов-на-Дону) - - - - - - - 356 83
Всего 50 531 906 1887 1175 1835 2710 1115 83

Источник: Сайт "Военная литература", Маслов М. Истребитель И-16. - М.: Aрмада, 1997. Глава 1939 год (рус.)

Выпуск И-16 по типам начиная с 1938 [2] :

Год 1938 1939 1940 1941 1942 Всего
тип 5 274 53 - - - 327
тип 10 508 426 - - - 934
тип 12 12 - - - - 12
тип 15 (УТИ-4) 352 635 1103 1016 83 3189
тип 17 27 314 - - - 341
тип 18 - 177 - - - 177
Тип 24 - 155 760 [Пр. 13] 19 - 934
тип 27 - 59 - - - 59
Тип 28 - 16 277 [Пр. 14] - - 293
тип 29 - - 570 80 - 650

Источник: Сайт "Военная литература", Маслов М. Истребитель И-16. - М.: Aрмада, 1997. Глава 1939-1940 (рус.)


3.2. Производство в других странах

Составление И-16 в Китае

Испания. В августе 1938 производство И-16 тип 10 было развернуто на авиазаводе SAF-15 в Аликанте. До конца года завод закончил 4 машины, обозначенные Сн-001 - Сн-004. Эти первые И-16 испанского составления были вооружены только двумя пулеметами на крыльях, потому занимали промежуточное положение между типами 5 и 10.
Китай. 11 августа 1939 между СССР и Китаем подписан протокол о строительстве в районе Урумчи завода по сборке И-16. Первая очередь завода была завершена 1 сентября 1940. Завод был построен специально для сборки И-16. В официальных документах это предприятие обозначалось как авиазавод № 600 в Западном Китае. Перегонка готовых И-16 по воздуху до 1940 была практически прекращена, теперь истребители доставлялись в Китай на грузовых автомобилях в виде комплектов деталей. Составление самолетов и осуществлялась на заводе № 600. До 1941 это было новое, находится в стратегически удобном месте и одновременно глубоко в тылу предприятие. Завод продолжал строиться и в перспективе предполагался как полноценный самолетостроительный авиазавод.

В апреле 1941 в Урумчи находилось 143 законсервированных И-16, хранившихся там уже в течение 6-8 месяцев. Тоді ж і з'явилося рішення про повернення цих літаків до СРСР, що почалося вже після початку війни. Після складання, обльоту, нанесення камуфляжу, йшло приймання літаків військовими пілотами і перегонка в Алма-Ату. До 1 вересня 1941 перегнали 111 літаків, один І-16 був втрачений в горах. Решта 30 І-16 і 2 УТІ-4 пішли в Алма-Ату до кінця року. Протягом 1941 та 1942 завод № 600 займався виготовленням окремих агрегатів для І-16, проте нових літаків тут вже не будували.


3.3. Експорт в інші країни

Іспанія. Усього в період з 1936 по 1938 в Іспанію було відправлено 455 І-16 і 20 УТИ-4. Дійшло до місця призначення відповідно 422 і 4 машини [2]. За іншими відомостями 293, але не більше ніж 350 літаків [1].
Гоміндановському Китаю було поставлено в період з жовтня 1937 по вересень 1939 - 216 винищувачів І-16 типів 5 та 10.

4. Участь у бойових діях

Літак 4-ї ескадрильї ВПС республіканської Іспанії, з емблемою морячка Папайя

Приймав участь у бойових діях під час Громадянської війни в Іспанії, Радянсько-японських збройних конфліктів, Зимової війни та початкової фази Німецько-радянської війни. І-16 вперше було використано в бойовій обстановці в Испании.


4.1. Громадянська війна в Іспанії

26 жовтня 1936 до республіканців прибули перші 16 літаків І-16 тип 5. Разом з літаками прибули льотчики 1-ї авіабригади з Брянська. Групою цих пілотів, що складалася з трьох ескадрилій, командував капітан Тархов. 9 листопада 1936 винищувачі вперше з'явилися в небі над Мадридом. Збито чотири He-51, втрат І-16 не було. Поява І-16 докорінно змінило характер повітряних сутичок. Основні супротивники - німецький винищувач He-51 та італійський Fiat CR.32 значно поступалися йому за своїми льотними даними. 13 листопада 1936 перша втрата І-16 в бою, збито командира групи Сергія Тархова, який згодом помер від поранень у шпиталі [1]. Республіканці дали прізвисько новому літаку "Mosca", з іспанської комаха, заколотники - "Rata" (щур), а світові авіаційні видання помилково "охрестили" "Боїнгом". У березні 1938 супротивник захопив перший І-16 тип 5 та 20 жовтня 1938 здійснив обліт трофея у випробувальному центрі Люфтваффе в м. Рехліне.


4.2. Японсько-китайська війна 1937-1945

Во время Японо-китайської війни літаки різними шляхами надходили до Гоміндановського Китай. Спочатку, після накопичення на аеродромах Алма-Ати, повітряним перелітом, за літаком-лідером СБ-2 до Ланьчжоу. Ця траса довжиною 2400 км, проходила через гірські масиви Тянь-Шаню і пустелі Північно-Західного Китаю. Інший маршрут, з 1938, на вантажівках ЗіС-5 до Хамі. Після збирання літаки своїм ходом продовжували шлях до місця призначення. Китайці називали І-16 "Ластівкою".

У жовтні 1937 до Китаю прибули перші І-16 разом з льотчиками. 21 листопада 1937 під Нанкіном стався перший повітряний бій.


4.3. Битва на озері Хасан

І-16 було задіяне під час збройних зіткнень в 1938 році між Японською імперією та СРСР.

4.4. Халхин-Гол

На Халхин-Голі

В конце весны 1939 разразился пограничный вооруженный конфликт между Маньчжурской государством и Монгольской Народной республикой, известный как Бои на Халхин-Голе. 27 мая 1939 И-16 впервые встретились с японскими истребителями И-97. Результаты столкновения были удручающими, четыре И-16 с заглохли моторами вскоре вышли из боя, один был сбит, один расстрелян при вынужденной посадке, один перевернулся при приземлении. В этот день погибли два летчика. В дальнейшем воздушные бои разгорелись с новой силой, но советские пилоты смогли исправить ситуацию в свою пользу. 22 июня 1939 состоялся самый воздушный бой того времени. 120 японских самолетов, поднятые с аэродромов в Маньчжурии, встретили 95 советских истребителей. На высоте от 2000 до 4000 метров завязался воздушный бой, который длился 2,5 часов. Потери сторон: Япония 31 - СССР 11 самолетов. 20 августа 1939 пятерка истребителей И-16, оснащена пидкриловимы установками реактивных снарядов PC-82 в небе над участком между рекой Халхин-Гол и городком Хамар Даба атаковала группу японских бомбардировщиков в охране истребителей И-97 [1] [2].

Первоначальная количество И-16 в Монголии, в мае 1939 года составила 76 машин, в основном это был тип 5. В ходе боевых действий поступали преимущественно типа 10 и 17, в августе общее количество составило 200 машин. Всего в конфликте приняло участие 311 истребителей И-16.


4.5. Вторжение в Польшу

Во время раздела Польши между Германией и СССР И-16 было задействовано, но в боевых действиях участия почти не принимал, побед над польскими пилотами не было [1].

4.6. Зимняя война и война продолжение

К 30 ноября 1939, накануне вторжение РККА в Финляндии, в ВВС Ленинградского ВО находилось 410 И-16, в том числе 39 неисправных (без учета самолетов балтфлота). 1 декабря 1939 произошел первый воздушный бой между ВВС РККА и Финляндии авиацией. Финны потеряли один "Бристоль Бульдог".

Самый финский ас Эйно Илмари Юутилайнен, к слову, сбив одиннадцать и-16 в течение Зимней войны и Войны продолжения, сравнивая его с голландским истребителем Fokker D.XXI, своим первым боевым самолетом, отмечал, что: "Fokker D.XXI был наш лучший истребитель в 1939 году, но советский Поликарпов И-16 был скорее с лучшей маневренностью, а также имел защитную броню для пилота ".


4.7. Немецко-советская война

По состоянию на 22 июня 1941 ВВС западных пограничных округов насчитывалось 4226 истребителей. И-16 всех типов вдоль линии границы насчитывалось 1635. По западным военных округах, флотах и военных училищах распределение и-16 (не учтены УТИ-4) выглядел следующим образом:

Название округа, флота и т.д. Количество истребителей И-16
Ленинградский 396
Прибалтийский 142
Западный особый 361
Киевский особый 455
Одесский 143
Балтийский флот 180
Черноморский флот 148
Северный флот 16
Тихоокеанский флот 155
Речные флотилии 29
Летные училища 114
Другое 2

Источник: Сайт "Военная литература", Маслов М. Истребитель И-16. - М.: Aрмада, 1997. Глава И-16 в Великой Отечественной войне (рус.)

И-16 оказался первым сбитым самолетом в ходе Немецко-советской войны. 22 июня 1941 в районе Львова, примерно в 3:40 утра, его сбил Messerschmitt Bf 109E обер-лейтенант Люфтваффе Роберт Олейник, с истребительной эскадры JG 3 [4].

В середине 1945 888-й ИАП Дальневосточного фронта, последний в СССР полк на И-16, прошел переобучение на истребитель P-63 "Кингкобра" [Пр. 15].


5. И-16 на вооружении в других странах

Трофейный УТИ-4. Музей финских ВВС. Единственный экземпляр самолета, который сохранился

Испания. Десять машин, находившихся на вооружении у республиканцев, в конце гражданской войны достались сторонникам генерала Франко. В составе Grupo 28, [1] базировавшейся на аэродроме Сан-Хуан на Мальорке ( Балеарские острова), находилось 22 самолета И-16 различных типов. Осенью 1940 все И-16 были переведены в Севилье, где летали в составе Grupo 26. В 1941 доведено до летного состояния еще 30 машин. Имели обозначения от 1W-1 до 1W-52. В 1945 самолеты типа И-16 получили обозначение С.8. Grupo 26 примерно в это же время была переименована в Grupo 22. Преимущественно использовались в качестве учебных и состояли на вооружении испанских ВВС в 1953. Последний полет боевого И-16 ВВС Испании, совершил летчик Мигель Энтре 15 августа 1953.
Финляндия. Один И-16 тип 18 достался финнам в 1940. Машина после захвата была отремонтирована и доведена до летного состояния. Использовать этот самолет финский пилот не пришлось - в начале 1941 его передали Люфтваффе. В период Войны продолжения финны захватили еще пять И-16, а 8 сентября 1941, в районе реки Свирь - УТИ-4. До летного состояния был доведен один и-16 тип 5 и УТИ-4. И-16 эксплуатировался до 1943. УТИ-4 сохранился до наших дней, экспонируется в авиационном музее в Хельсинки и является единственным в мире сохранившимся УТИ-4.


Источники

Литература

Примечания

  1. Аббревиатура, перевод с русского - Учебно-тренировочный истребитель; двухместный, без вооружения.
  2. Железо - обтекатели, обеспечивающие плавное (без завихрений, застойных зон и срывов) обтекания мест соединения различных агрегатов самолета, например стыка крыла с фюзеляжем, двигателя с крылом и т. п.
  3. ШКАС - Скорострельный 7,62-мм пулемет ("Шпитального - Комарицкого авиационный скорострельный"). Первый образец ШКАС был изготовлен в 1930, в 1932 принят на вооружение. За счет короткого хода подвижных частей и объединения ряда операций по перезарядке, темп стрельбы пулемета удалось довести до рекордной величины в 1800 выстрелов в минуту. В начале 1934 началось производство крыльевых и турельного вариантов. В 1936 был разработан синхронный вариант, скорострельность, которого снизилась до 1650 выстр / мин., Однако благодаря удлиненному стволу, несколько возросла начальная скорость пули [1].
  4. ШВАК - ("Шпитальный - Владимиров авиационный крупнокалиберный") 12,7-мм пулемет авиационный, принят на вооружение в 1934. Серийное производство началось в 1935. В 1936 начат серийный выпуск 20-мм авиационной пушки, созданной на базе этого пулемета, после чего его выпуск был свернут [1].
  5. БС - (Березина синхронный), 12,7-мм пулемет авиационный оружейника Березина Н.Е. Выпускался на Тульском оружейном и Ижевском машиностроительном заводах с 1940.
  6. Два пилота: курсант и инструктор.
  7. Без использования тормозов и закрылков. Также для типов 17,18 и 27.
  8. Эскиз - предварительные наброски в виде чертежа или рисунка.
  9. Кольцо Тауненда и капот NACA - кольцевые обтекатели радиального авиационного двигателя, предназначенные для снижения лобового сопротивления воздуха. Улучшают охлаждения мотора, как следствие, увеличивает скорость на высоте. Кольцо Тауненда и капот NACA управляют потоками воздуха между обтекателем и цилиндрами, с наружной и внутренней стороны обтекателя. Главное отличие капота NACA от кольца Тауненда в том, что он (Капот NACA) направляется воздуха на охлаждение не только цилиндров, а также и двигателя. К середине 30-х годов оба изобретения были конкурентами, но впоследствии победил капот NACA. Кольцо Тауненда использовалось, в частности, на центральном моторе транспортного самолета Junkers Ju 52.
  10. Советский авиамотор М-22, лицензионная копия американского радиального двигателя "Райт-Циклон" F-2 (англ. Wright F-2 Cyclone), разработанного компанией "Curtiss-Wright. Моторы "Райт-Циклон" широко использовались в мировом авиастроении с 1930-х по 1950-е годы.
  11. Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе.
  12. Завод № 39 произвел в концу 1934 года 50 самолетов с серийными номерами с 123901 по 123950 (1239 значит - ЦКБ-12, выпуска завода № 39, далее собственно порядковый номер), № 21 - ни одного.
  13. Вместе с типом 18.
  14. Вместе с типом 27.
  15. Белл P-63 "Кингкобра" (англ. Bell P-63 Kingcobra) - американский истребитель-бомбардировщик. Был развитием самолета Белл P-39 Аэрокобра (Bell P-39 Airacobra) от которого унаследовал в первую очередь оригинальный фюзеляж. Был запущен в серию в сентябре 1942. За время производства, закончившийся в 1945, было построено более 3300 самолетов Кингкобра нескольких модификаций.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам