Йогачары [1], виджнянавады [2] или Дхармалакшана - течение буддизма махаяны, которая базируется на принципах абсолютного идеализма. Возникла в Индии примерно во 2 веке, а ее расцвет произошел в 4 - 5 веках и был связан с именами выдающихся буддийских братьев-мыслителей Асанги и Васубандху. Свое название йогачары школа получила по названию трактата "йогачары-бхуми шастра", ("Наука о ступени йогической практики"). Последователями этой школы были Ашвагхоши, Дигнага, Дхармакирти.


Краткие сведения

Философской основой учения йогачары является отрицание реальности внешнего мира. Эта реальность - суть образы, которые можно получить даже в процессе медитации. Все элементы реальности - дхармы - можно свести к модусов единой индивидуального "сознания-сокровищницы" (алая-виджняна). Эта индивидуальное сознание-сокровищница является степень в эволюции абсолютной реальности, или "таковости" (татхата), в которой сознание пробуждается. Поэтому последователи йогачары уделяли большое внимание йогической практике, сосредоточению на внутреннем, что должно помочь заменить заблуждения обычных людей на интуитивное прозрение абсолютной реальности. Йогачары считали, что дхармы изначально находятся в покое. Это давало им основания объяснять Нирвану как реальность, а Сансару, где дхармы "движутся" - как призрачную не-реальность. Йогачары изменила доктрину Тхеравады о трех тела Будды (трикая).

Примерно в 9 в. школа разделилась на два направления: ага-манусарино-виджнянавады, последователей Асанги, и ньяя-нусарино-виджнянавады, последователей Дигнагы. Первые занимались интерпретацией классического философского канона Абхидхарма. Другие перенесли внимание на теорию познания и разрабатывали преимущественно гносеологические и логические проблемы.

В 7 веке учение йогачары пришло к Китай, благодаря легендарному Сюаньцзану. Здесь йогачары сформировала концептуальные основы секты Фасян. В Японии эта секта появляется под названием Хосса.


Примечания

  1. санскр. योगाचार ; кит. 唯识 宗 ; яп. 瑜伽 行 派 ; Буквально "Йогическая практика ".
  2. санскр. विज्ञानवाद

Источники и литература