Надо Знать

добавить знаний



Кабинет курьезов



План:


Введение

Кабинет курьезов принца Владислава Вазы.

Кабинет курьезов ( англ. Cabinet of curiosities , нем. Wunderkammer или кунсткамера) - комната правителя или аристократа для размещения и хранения тематических коллекций или смеси курьезных вещей в сутки барокко. Чрезвычайный рост коллекций привело к специализации в собирательством, а в дальнейшем к созданию тематических музеив.Тривалий время существовали смеси из коллекций, получившие название "Кунсткамера" (от нем. Kunstkammer , Т.е. кабинет курьезов, редкостей, различных по происхождению, от природных до созданных людьми).


1. Возникновение

Все началось с коллекций состоятельных людей и создания мебели для их хранения. Мебельщики создали особую шкаф с дверцами и несколькими полками для мелочей коллекции. Шкаф получила название кабинет. Рост коллекций увеличивало количество шкафов-кабинетов, для которых отвели особую комнату. Чуть позже название шкафа начала использоваться и как название комнаты с коллекциями.

2. Разновидности мебельных кабинетов

Настольный кабинет. Музей Виктории и Альберта, Лондон.
Шкаф-кабинет 17 в. Музей Бойманс ван Бенингена, Роттердам.

Шкаф-кабинет быстро стала полем для экспериментов мебельных мастеров. Появились шкафы настольные, небольшие по размерам и крупные, на ножках - колоннах с дополнительной полочкой у пола, которую тоже стали использовать для размещения ракушек или ваз.

Настольные кабинеты имели несколько полочек, а дверца, (первоначальные без стекла), украшали маркетри (деревянной мозаикой), резьбой, металлическими накладками и т.п.. Позже появились двери со стеклом, что позволяло сразу видеть наполнения полок. Шкафы-кабинеты увеличивались в размерах и позаимствовали стилевые признаки суток - маньеризма, барокко, рококо, их орнаменты или детали архитектуры. В 20 веке они сами стали предметами коллекционирования различными музеями.

Подзабытый тип мебели конце 20 века вновь появился среди изделий модных дизайнеров, хотя мог иметь другое функциональное использование (Джимми Мартин, розовый кабинет для коктейлей).



3. Выдающиеся сборки курьезов

Венцель Холлар, голова-ландшафт

.

Худ. Арчимбольдо. Император Рудольф II в виде бога садов Вертумн
Кабинет натуральной истории в Неаполе, 1599 год, гравюра.
Город Гаага, кабинет курьезов, 1756

Уже в начале своего существования появились выдающиеся сборки курьезов. Конце 16 века пользуется широкой огласки слава кабинета курьезов австрийского императора Рудольфа II в городе Прага. Император собирал природные минералы, большие по размерам раковины, античные монеты, экзотические вещи, привезенные из Америки и Индии, часы, вазы из различных материалов, скульптуры. Для сборников императора рисует свои необычные картины-аллегории гениальный художник Арчимбольдо, а их количество и качество шокировала современников. Коллекция Рудольфа будет рассеяна и ограблена после смерти императора, а ее вещи стали достоянием других кабинетов курьезов.

Коллекционером курьезов был и дядя Рудольфа II - эрцгерцог Австрии Фердининд II. Несколько иная по тематике, она сохранялась и ее можно видеть в замка Амбрасс, Австрия.

Один из первых кабинетов натуральной истории был создан в городе Неаполь ( гербарий, природные минералы, чучела морских животных, рыб, птиц). Экспонаты разместили как в шкафах, так и на стенах и сводах зала. Украшением кабинета была библиотека. Уважительное отношение к книгам оказывалось даже в их размещении на полках (вниз страницами), чтобы защитить издание от пыли.

Особое распространение имели кабинеты курьезов в зажиточной Голландии 17 века. Широкие связи с Ост-Индской компанией и собственные колонии в Азии стали постоянным источником для пополнения кабинетов курьйозив голландских коллекционеров. Коллекции несколько демократизуються и их собирают аптекари, врачи, ученые, художники.

Известная коллекция курьезов художника Рембрандта, вещи которой тот использовал при создании своих картин.

Прославилась и коллекция курьезов врача и ученого Фредерика Рюйша. Акушерская практика и судмедекспертни дела Рюйша приблизили того в анатомии и тератологии. Он начал собирать анатомическую коллекцию зародышей с аномалиями развития, усовершенствовал средства консервации мягких веществ и т.п.. Его кабинет курьезов и анатомическая коллекция были проданы в Петербург в 1717 г. за заоблачную на то время цену в 30.000 гульденов. Остатки кабинета курьезов и коллекции Рюйша сохранившиеся до наших.


4. Специализация кабинетов

Специализация коллекций в Германии нашла отражение и в названиях кабинетов.

  • Naturalienkabinett - имел коллекции естественные, посвященные ботанике, геологии, зоологии.
  • Munzkabinett - имел монеты и медали, современные и древние.
  • Antiquitatekammer - здесь размещали антикварные вещи и древности.
  • Kunstkammer - был посвящен сборникам произведений искусства от живописи и скульптур до гравюр и рисунков.
  • Shatzkammer - здесь хранили ювелирные изделия и это была казна обладателя.

5. Кабинеты курьезов и живопись

Если ученых могли привлекать коллекции анатомических чудовищ и аномалий, художники предпочитали произведениям искусств разных эпох и стран. Курьйозни и редкие вещи - постоянная тема натюрмортов эпохи барокко. Даже самые кабинеты курьйозив становятся темами картин. Их изображали

  • Франс Франкен ИИ
  • Филипп де ла Гир
  • Ян Брейгель Старший
  • Иоганн Георг Хайнц
  • Этьен де ла Гир
  • художники граверы т.д..


  • Худ. Франс Франкен ИИ

  • Худ.Йоган Георг Хайнц

  • Худ.Ян Брейгель Старший


Источники

Замок Во-ле-Виконт, кабинет.


  • Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской aкадемиы наук. М.; Л., 1953.
  • Гинсбург В. Анатомическая коллекция Рюйша в собраниях Петровской Кунсткамеры / / Сборник Музея антропологии и этнографии. Т.XIV. М.; Л., 1953.
  • Зубов В. П. К трехсотлетию Академии опытов во Флоренции (1657 - 1667) / / Вестник мировой культуры. 1957.
  • Кузьмина Е. Е. Национальная культурная политика Великобритании и музей. М., 1992.
  • Куклинова И. А. Кабинеты во Франции в XVI-XVII вв. / / Музей в современной культуре: Сб. науч. тр. / СПб. Академия культуры. Т. 147. СПб., 1997.
  • Махо О.Г. Студиоло Франческо I Медичи - позднеренессансная трансформация идеи правителя-гуманиста / / Культура Возрождения XVI в. М., 1997.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам