Надо Знать

добавить знаний



Карлхайнц Штокхаузен



Карлхайнц Штокхаузен, 2005

Карлхайнц Штокхаузен ( нем. Karlheinz Stockhausen ) (* 22 августа 1928 - ? 5 декабря 2007) - немецкий композитор, дирижер, музыкальный теоретик, один из лидеров музыкального авангардизма.

Родился в Медрате у Кельна 22 августа 1928. 1947 года вступил в кельнской Высшей музыкальной школы, позже учился в Париже в Оливье Мессиана и работал в студии конкретной музыки ( фр. musиque concre'te ) Пьера Шеффера. Электронные произведения Штокхаузена (1953-1954) явились первым нотованимы и изданными произведениями электронной музыки.

В 1960-е годы Штокхаузен стал одним из лидеров сериальной музыки и одним из первых европейских создателей алеаторичнои музыки.

С 1963 руководил студией электронной музыки Западно-германского радио. Выступал как дирижер, пианист и звукорежиссер с исполнением собственных произведений. Выпустил ряд работ по проблемам музыкального времени, психологии восприятия.

Во многих произведениях композитора 1960-х годов предусматривается живая интерпретация (Live performance) электронных звучаний. Так, в "Микрофонии-1" два исполнителей передвигают микрофоны по поверхности там тама, в то время как другие четыре исполнителя обрабатывают полученные звуки на синтезаторах. Среди других произведений 1960-х годов, относящиеся к разных жанров и стилей, - "Телемузика" (содержащий цитаты из японской традиционной музыки) и "Национальные гимны" в электронном и конкретном звучании.

в 70-е годы композитор возвращается к точно фиксированных композиций, но уже построенных по другим принципам, понятными для слушателя, чем конструктивизм ранних произведений. Это развитие привело к тому, что, начиная с 1977 года, Штокхаузен отказался от компоновки отдельных произведений, а работал уже только над большими "циклами произведений" из примерно определенной предварительной структурой.


Основные произведения

  • "Перекрестная игра" (Kreuzspiel) - для гобоя, бас-кларнета, фортепиано и трех ударников (1951)
  • "Пункты" (Punkte) - для оркестра (1952)
  • Фортепианные пьесы I-IV (Klavierst?cke I-IV, 1952-1953)
  • "Контра-Пункты" (Kontra-Punkte) - для флейты, кларнета, бас-кларнета, фагота, трубы, литавр, фортепиано, арфы, скрипки, виолончели (1953)
  • Электронные этюды I, II (Elektronische Studien I, II) электронная музыка (1953-1954)
  • фортепианные пьесы VX (Klavierst?cke VX, 1954-1955)
  • Пение отроков (Gesang der J?nglinge) электронная композиция (1955-1956)
  • Группы (Gruppen) - для трех оркестров (1955-1957)
  • Меры времени (Zeitmasze) - для пяти деревянных духовых (1956)
  • Контакты (Kontakte) - для фортепиано, ударных инструментов и электронных звуков (1958-1960)
  • "Цикл" (Zyklus) - для одного ударника (1959)
  • Каре (Carr?) - для четырех оркестров и четырех хоров (1959-1960)
  • "Моменты" (Momente) - для сопрано, четырех хоровых групп, четырех труб, четырех тромбонов, двух электрооргана и трех ударников (1962-1964)
  • "Микрофония I" (Mikrophonie I) - для там тама, двух микрофонов, двух фильтров и двух регуляторов (1964)
  • Микстура (Mixtur) - для пяти оркестровых групп, синусоидальных генераторов четырех кольцевых модуляторов (1964)
  • "Микрофония II" (Mikrophonie II) - для двенадцати вокалистов, Хаммонд-органа и четырех кольцевых модуляторов (1965)
  • "Телемузика" (Telemusik) - электронная музыка (1966)
  • "Гимны" (Hymnen) электронная музыка (1966-1967)
  • "Процессия" (Prozession) - для там тама, смычкового альта, електрониума (синтезатора), фортепиано, микрофонов, фильтров, потенциометров (1967)
  • Stimmung для двух сопрано, меццо-сопрано, тенора, баритона, баса и шести микрофонов (1968)
  • "С семи дней" (Aus den sieben Tagen) - пятнадцать текстов интуитивной музыки (1968)
  • Спираль для солистов и коротковолнового приемника (1969)
  • "С грядущих времен" (F?r kommende Zeiten) - семнадцать текстов интуитивной музыки (1968-1970)
  • "Мантра" (Mantra) - для двух фортепиано, Вуд-блоков, кроталей и двух кольцевых модуляторов (1969-1970)
  • "Транс" (Trans) - для оркестра и магнитофонной пленки (1971)
  • "ИНОР (Поклонение) -" (Inori) - для одного (двух) мимов-солистов и оркестра (1973-1974)
  • "Знаки Зодиака" (Tierkreis) - двенадцать мелодий для мелодичного и (или) гармоничного инструмента (1975)
  • Сириус для сопрано, баса, трубы, бас-кларнета и электронной музыки (1975-1977)
  • "СВЕТ. Семь дней недели" (LICHT. Die sieben tage der woche) - цикл из семи опер (гепталогия) (1977-2003)
    • "Четверг" (Donnerstag aus LICHT, 1978-1981)
    • "Суббота" (Samstag aus LICHT, 1981-1983)
    • "Понедельник" (Montag aus LICHT, 1984-1988)
    • "Вторник" (Dienstag aus LICHT, 1977, 1987-1991)
    • "Пятница" (Freitag aus LICHT, 1991-1994)
    • "Среда" (Mittwoch aus LICHT, 1993-1998)
    • "Воскресенье" (Sonntag aus LICHT, 1998-2003)
  • "Звук. 24 часов дня" (Klang) - (2004-2007)
    • Час № 2. "Дружба" (Freude) - для двух арф (2005)
    • Час № 3. "Натуральные звучания" (Naturliche Dauern) - для фортепиано (2005-2006)
    • Час № 4. "Небесные Врата" (Himmels Tur) - для ударника и маленькой девочки (2005)
    • Час № 13. "Космические Пульс" (Cosmic pulses) - электронная музыка (2006-2007)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам