Надо Знать

добавить знаний



Катакомбная культура



План:


Введение

Катакомбная культура - археологическая культура эпохи ранней бронзового века.

Была распространена в 2700-2000 гг. е. в Северном Причерноморье (Восточная и Южная Украина), Подонье и Нижнем Поволжье, Северном Кавказе. Большинство современных историков считает племена катакомбной культуры предками индоариев. [1]


1. Исследования

Катакомбной культуру выделил В. А. Городцов в начале XX в. После раскопок в районе среднего течения Северского Донца в начале ХХ века А. Городцовым было выделение ямную и катакомбную культуры. Данные культуры свои названия получили по характерному погребальным обрядом. Исследованием этих культур, а в частности изучением катакомбных древностей занимались такие российские ученые как Б. А. Латынин, А. Кравцова-Гракова, Т. Б. Попова, Л. С. Клейн, В. Я. Кияшко, В. Кияшко, Ю. П. Матвеев и др.. Украинскими специалистами по катакомбной проблематики А. Г. Шапошникова, С. С. Березанская, С. Н. Братченко, И. Ф. Ковалева, С. Ж. Пустовалов, М. М. Чередниченко, С. М. Санжаров, Г. М. Тощев, Л. А. Черных и др. В 1955 году вышла монография Т. Б. Поповой, посвященная этой культуре. В настоящее время на территории Украины Катакомбной культуру изучают А. Г. Шапошникова (?), С. Н. Братченко (?), И. Ф. Ковалева, С. Ж. Пустовалов, Е. Л. Фещенко и др..


2. Происхождение

Племена Катакомбной культуры изменили Ямное населения. Большинство исследователей считают, что катакомбные племена и на Северском Донце и на Поднепровье были прийшлими.У научных кругах возникали острые дискуссии по поводу происхождения катакомбной сообщества. Со времени выделения данной культуры сразу начали возникать различные гипотезы, относительно ее происхождения. А. Городцов высказывался за Средиземноморское корни катакомбной культуры. В 30-х годах получила распространение автохтонный гипотеза происхождения данного общества. Этого мнения придерживались М. ​​И. Ростовцев, Г. Чайлд, А. П. Круглов, А. П. Подгаецкий, А. Кравцова-Гракова, Т. Б. Попова. Часть исследователей придерживалась миграционной гипотезы происхождения катакомбной сообщества. Так М. И. Артамонов связывал происхождение катакомбной культуры с Северным Кавказом. А. Фисенко, И. В. Синицын, В. Е. Эрдниев предпочитали Анатолии и Северной Месопотамии. Некоторые исследователи указывают на ближневосточные элементы в идеологии катакомбного населения Об отсутствии генетической связи ямных и катакомбных племен свидетельствуют значительные различия в погребальном обряде и характере керамики.

Смешанные признаки некоторых погребений породили другую гипотезу о генетической связи Катакомбной культуры и давньоямнои ​​культуры. Однако наличие так называемых "ямных погребений катакомбного типа", на основе которых обосновывали свою схему последовательного преобразования ямной культуры в катакомбную А. П. Круглов и Г. В. Подгаецкий, была убедительно опровергнута Л. С. Клейном. Исследователем было доказано, что указанная категория памятников обязан своим существованием несовершенной технике полевых исследований. Стоит учесть, что еще сам В. А. Городцов называл эти захоронения "случайными" и "сомнительными". Учитывая тогдашние условия исследования этих памятников, основательно их исследовав, Л. С. Клейн пришел к выводу и убедительно доказал, что данные захоронения представляют собой катакомбы, не обнаруженные при раскопках и принятые по ямы. Таким образом, один из главных аргументов, доказывал происхождения катакомбной культуры с ямной, был опровергнут.


3. Локальные варианты

Выделяют несколько локальных вариантов Катакомбной культуры, иногда трактуются как отдельные культуры катакомбной культурно-исноричнои общности. Они различаются, главным образом, по типу керамики, характером орнамента на посуде, формами катакомб, некоторыми особенностями орудий труда. Среди этих вариантов / культур:

  • донецкий
  • Днепро-азовский
  • Харьковско-воронежский
  • волго-маницький
  • Ингульский

В чистом виде катакомбная культура имеет место на Северском Донце. В Поднепровье, Приазовье и в Крыму ощущаются значительные воздействия ямной культуры, а на Маныч - северокавказской. Наличие локальных групп свидетельствует о значительной этнографическую пестрота населения этой культуры.


4. Описание

Для Катакомбной культуры характерны родовые поселки и курганные могильники (захоронения в подкурганных катакомбах, в скорченном положении на боку, посыпаны красной краской, символизирующей огонь).

Инвентарь: глиняная посуда с орнаментом, нанесенным веревочными штампами (характер узоров позволяет включить Катакомбной культуру в более широкий круг шнуровой керамики культуры), каменного и бронзового орудия и оружие, костяные и бронзовые украшения.

Племена Катакомбной культуры занимались скотоводством и земледелием, знали металлургию меди и бронзы, вели обмен с окружающими племенами, особенно с племенами Кавказа, а через них были связаны с Передней Азией, Ираном, Египтом. У племен Катакомбной культуры был отцовский род, возникли предпосылки для имущественной дифференциации (захоронения вождей и родовых старейшин отличаются более богатым инвентарем). К концу 3 - й четверти 2 - го тыс. до н.э. племена катакомбной культуры были вытеснены из Средней Волги племенами срубной культуры.


5. Находки

  • Catacomb culture01.jpg
  • Catacomb culture04.jpg
  • Catacomb culture05.jpg
  • Catacomb culture07.jpg

Источники

  • Артамонов М. И. Раскопки курганов в долине р.Маныча в 1937 г. \ \ С А - 1949 г
  • Березанская С. С., Шапошникова О. Г., Попова Т. Б. Племена катакомбной культуры (рец.) \ \ С А -1957 № 2
  • Винокур И. С., Телегин Д. Я. Археология Украины. М.: Учебная книга - Богдан, 2008. - 480 с.
  • Клейн Л.С. Просхождение Донецкой катакомбной культуры: Автореф. Дис .. к. и. н.-Л., 1968
  • Клейн Л. С. Катакомбные памятники эпохи бронзы и проблема выделения археологический культур / / С А - 1962, № 2
  • Клейн Л. С. Черепа, покрытые смолой, в погребения эпохи бронзы / / С Э - 1961, № 2
  • Клейн Л. С. О так называемых ямных погребения катакомбного типа / / С А - 1961, № 2
  • Клейн Л. С. К проверке оснований гипотезы о генетической связи ямной и катакомбной культур / / С А, 1970, № 1
  • Кривцова-Гракова А. погребения бронзового века и предскифского времени на Никопольско Курганской поле / / МИА - 115, 1962
  • Пустовалов С. Ж. Некоторые ближневосточные элементы в идеологии катакомбного населения Северного Причерноморья. / / Археология -1993, № 1
  • Шапошникова О. Г. О памятниках времени катакомбной культуры в Степном Приднепровье / / Археология ,1968-т. ХХ

Примечания

  1. Зализняк Леонид Львович "Первоначальная история Украины"


Атерийський наконечник Это незавершенная статья по археологии.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.
п ? в ? р Археологические культуры Украины
Палеолит
Мезолит
Неолит
Медная сутки
Бронзовая сутки
Железная сутки

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам