Кватроченто

Арх. Альберти. базилика Сант Андреа, Мантуя, интерьер.

Кватроченто ( итал. quattrocento , То есть "четыреста", "чотирихсоти года") - художественный термин для обозначения искусства Италии в XV веке. Охватывает временной срок примерно в 100 лет (1400-1499), но в творчестве некоторых мастеров продержался дольше 1499 и сосуществовал с эпохой так называемого Высокого Возрождения.


1. История

Кватроченто как век отметилось в истории не только значительными изменениями в искусстве, хотя качественные изменения в архитектуре, живописи, скульптуре оказали значительное влияние на дальнейшее их развитие.

  • Именно на слом XIV-XV веков пришлись изобретение гравюры на бумаге, а на 1440 - европейский начало книгопечатания.
  • Кватроченто - это и значительные общественные потрясения: завершение Реконкисты в Испании, массовое изгнание Морисками и евреев из Испании ( Альгамбрський декрет), европейское открытие Америки и начало жестокой ее колонизации, исчезновение с политической карты Европы Византии, массовая эмиграция греков на континент, укрепление на территориях Европы позиций Турции, войны с которой формировать историю континента 400 лет.

1.1. Начало XV века

Искусство XV века в Италии было логическим продолжением искусства предыдущих суток и последовали установки и художественные проекты в архитектуре даже мастеров XIII века. Именно в сутки кватроченто был достроен купол собора Санта Мария дель Фьоре, запроектирован Арнольфо ди Камбио (1245? -1302) в XIII веке.

Утверждается в реальности и тип универсального мастера, присущий творчестве многих известных художников Италии в ближайшие 250-300 лет.

  • Филиппо Брунеллески (1377-1446) работает как ювелир, скульптор, инженер и архитектор.
  • Аристотель Фиораванти (1415? -1486?) Прославился как непревзойденный инженер, мастер литейного дела, архитектор.
  • Андреа Веррокио (1435-1488) работает как ювелир, художник, мастер литейного дела, скульптор.
  • Андреа Мантенья (1431-1506) работает как гравер, архитектор и живописец.

Начало XV века получил трех могущественных реформаторов искусства Италии, которым будут следовать все известные мастера.

В архитектуре - Филиппо Брунеллески.
В живописи - Мазаччо.
В скульптуре - Донателло.

1.2. Кватроченто и архитектура

Альберти Леон-Баттиста

Основателем именно ренессансной архитектуры стал Филиппо Брунеллески. Уроженец Флоренции начинал как ювелир, но получил хорошее Осита, которую усовершенствовал на строительстве. Именно ему поручат создание грандиозного купола собора Санта Мария дель Фьоре. Использовав каркасную систему, известную еще со времен готики, Брунеллески создал двойную оболочку купола без использования строительных лесов, произвело значительное впечатление на современников и смелостью инженерного решения, и новой, неоготическом образностью сооружения.

Новый образец архитектуры возник и после построения им Госпиталя для детей-ублюдков - Оспедале деи Инноченти. Сюда отдавали флорентийских незаконнорожденных детей-сирот, судьбой которых занимались религиозные учреждения города. Приветливая аркада на колоннах первого этажа Оспедале деи Инноченти разойдется в десятках образцов по многим городам страны.

Мощное теоретические основы архитектура суток кватроченто получит в произведениях энциклопедически образованного Альберти Леон-Баттиста (1404-1472), который разработал и дал новый тип итальянского собора и гражданской постройки - городского дворца.

  • Санта Мария дель Фьоре с построенным куполом.

  • Арх. Альберти, палаццо Ручеллаи, Флоренция.

  • Арх. Альберти, внутренний дворик палаццо Ручеллаи.

  • Подкупольное пространство базилики Сант Андреа, Мантуя.


1.3. Кватроченто и скульптура

Конный памятник кондотьера Гаттамелата, Падуя, 1453.

Реформатором итальянской скульптуры стал Донателло (1386? -1466). Он овладел всеми разновидности тогдашней скульптуры. Мастер широкого диапазона, Донателло прославился удачными попытками в создании декоративного рельефа (Фриз кафедры Флорентийского собора "Ангелочки в танца"), скульптуры для фонтана (подросток Давид библейский герой), конного монумента (монумент кондотьеры Гаттамелата, Падуя). Особое место в творчестве мастера и в искусстве занял его Святой Георгий (1417), который начал ряд героических фигур в итальянском искусстве, от "Моисея" Микеланджело в венецианских портретов Тициана и Тинторетто.

Значительный вклад в скульптуру кватроченто сделал и современник Донателло - Якопо делла Кверча (1371-1438). Работа по закажите церкви несколько ограничила развитие творчества мастера, но значительные потенции его дарования оказались даже в небольших рельефах портала церкви Святого Петрония в городе Болонья. Микеланджело и скульптор Монторсоли станут настоящими наследниками эмоционально насыщенной, драматической по характеру творческой манеры Якопо делла Кверча в следующем веке.

  • Якопо делла Кверча, "Бог творит первого человека Адама"

  • Якопо делла Кверча, "Изгнание из рая Адама и Евы"

  • Якопо делла Кверча, "Ноев ковчег"

  • Якопо делла Кверча, "Труд Адама и Евы после изгнания из рая"


1.4. Живопись эпохи кватроченто

Ряд известных живописцев эпохи кватроченто начинается с Мазаччо (1401-1428). Преждевременная смерть не дала развиться его мастерства в полной мере. Но фрески мастера в одной только церкви Кармине (часовня Бранкаччи) станут образцами и школой для нескольких поколений художников разных стран. Ряд рисунков из фресок Мазаччо не постеснялся создать сам Микеланджело.

В самой Италии в это столетие сложилось несколько художественных центров ( Урбино, Феррара, Умбрия, Венеция) со своими выдающимися художниками, среди которых:

Творчество итальянских художников эпохи кватроченто вдохновляла как современных мастеров северных стран ( Рогир ван дер Вейден , Гуго ван дер Гус , Мабюз), так и будущих поколений XIX-XX веков ( Прерафаэлиты в Англии, Жилинский Дмитрий Дмитриевич и др.).


1.5. Деятели Высокого Возрождения

Все известные деятели Высокого Возрождения в Италии происходят со времен кватроченто:

Это стало свидетельством чрезвычайной стоимости художественного вклада в сокровищницу мирового искусства. И хотя творчество деятелей Высокого Возрождения имеет иной качественный ступень, рождение этих качеств содержится в приобретении создателей кватроченто.


Источники

  • "История зарубежного искусства". (Под редакцией Кузьминой М.Т., Мальцевой Н.Л.), М. "Искусство", 1971

См.. также