Надо Знать

добавить знаний



Квинт Энний



Квинт Энний ( лат. Quintus Ennius ) (* 239 до н. Э - ? 169 до н. Н.э.) - древнеримский поэт.

Жизнь

Родился в 239 году до н. е. в г. Руди (между Бриндизи и Таранто), по происхождению был греком. В 204 г Марк Порций Катон привез Энния в Рим с Сардинии, где тот нес военную службу. В столице Энний занялся педагогической деятельностью и, благодаря своим литературным способностям, быстро завоевал расположение многих знатных римлян, которые начали в то время осознавать силу поэзии.

В 189 году Марк Фульвий Нобилиор, отправляясь в Этолии, пригласил с собой Энния, чтобы тот потом смог воспеть его подвиги. Сын этого вельможи добился для Энния в 184 прав римского гражданина. Умер Энний в 169 году до н. е. от подагры, так как, по свидетельству Горация, любил поощрять свой ​​поэтический талант дарами Вакха.


Произведения

Все произведения Энния дошли до нас только в отрывках. Пережитая Энни эпоха Второй Пунической войны побудила поэта воспеть славные подвиги народа, который гостеприимно его принял. На этой эпопеи, которую Энний назвал "Annales" (летопись; поздние грамматики дали ей название "Romais"), была, главным образом, основана его литературная слава. Скорее всего Энний работал над "Анналы" значительную часть своей жизни и выпускал их неоднократно, дополняя каждое издание новыми событиями. В полном виде "Анналы", предположительно, состояли из 18 книг, 1500 -1800 стихов в каждой, и отражали историю римлян от прибытия Энея в Италию до событий 178-175 гг. е. До нас дошло немногим более 600 стихотворений; поэтому для оценки поэмы и определение ее объема и содержания мы должны опираться главным образом на свидетельства древних писателей.

Судя по всему, Энний собирал для своей работы многочисленные материалы в виде общественных и частных летописей, семейных преданий и т.д., и хотел создать художественную эпопею наподобие Гомера. Это особенно проявляется из предисловия к поэме, где Энний рассказывал, что видел во сне Гомера, который раскрыл ему тайны вселенной и загробной жизни и сообщил, что душа его, Гомера, побывав в теле павлина, переселилась теперь в Энния.

Подражание Гомеру проявилось и в том, что Энний написал свою поэму гекзаметрами, впервые в римской литературе использовав этот размер. Эти первые попытки далеко не всегда были удачными, чем частично объясняется суровая оценка Моммзеном "Анналов". Энний пробовал свои силы и в других видах литературы. Сохранились отрывки из 22 драм Энния, из которых видно, что сюжеты для трагедий он брал преимущественно из мифов о Троянской войне и в обработке их примыкал, главным образом, в Еврипида, скепсис которого находил сильный отклик в душе Энния.

С греческими оригиналами Энний держался свободно и, вероятно, старался приспособить их к потребностям римской сцены; так, например, в "Ифигении" хор девушек, который выведен в Еврипида, Энний заменил на хор солдат. С римской жизни нам достоверно известна только одна пьеса Энния - ?Похищение сабинянок". От комедий Энния осталось только два заголовки. Теренций причисляет Энния к авторам, которые совмещали в своих произведениях события из нескольких греческих оригиналов.

В дидактическом стихотворении "Epicharmus" Энний, примыкая к взглядам названного сицилийского философа, изложил (в трохеичних Тетраметрам) его материалистическое натурфилософские учения. Подобным рационалистическим направлением отличается и написанное предположительно тем же размером, произведение "Euhemerus - sacra historia", который содержал в себе известный взгляд на происхождение богов. Это произведение сохранилось главным образом в переработке Лактанция. Юмористическим дополнением к философии дидактическая поэма (в гекзаметрах) из кухонного мира: "Hedyphagetica" ("лакомства") уцелевший отрывок из нее перечисляет разные сорта рыб.

Наконец, Энний писал сатиры и эпиграммы, и в последних впервые, кажется, начал в римской литературе элегический дистих. Произведениям Энния не хватало художественной обработки, но он имел несомненный талант (ingenio maximus, arte rudis называет его Овидий) и поэтому, сильно повлиял на последующих поэтов (например, на Вергилия), которые заимствовали у него много красивых оборотов. Особенно ценили Энния Цицерон и Витрувий. По свидетельству Авла Гелия, еще во II-м веке н. е. отрывки из "Анналов" входили в программу публичных чтений, хотя во времена империи за Энни признавали скорее одно историческое значение: мы должны уважать Энния, говорит Квинтилиан, как уважаем древние священные рощи, огромные старинные дубы, которые не столько красивые, сколько уважаемые.


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам