Кендо ( яп. 剣 道 / 剑道, けんどう , Кендо, цуруги но мичи, "путь меча") - современное боевое искусство японского фехтования на бамбуковых мечах. Происходит от древних японских техник владения мечом. Ставит целью формирование полноценной личности и твердого характера, закаляя волю и тело фехтовальщика. В современной Японии рассматривается как один из видов спорта. Существует движение за включение кэндо в программу Олимпийских игр.

Название "кендо" была создана Обществом боевых добродетелей Большой Японии (大 日本 武 徳 会), которое появилось в 1895 году с целью возродить самурайские традиции и укреплять ?японский дух? среди японской молодежи. Основным методом действия Общества стали уроки фехтования на занятиях по физкультуре в школах. Старое название "кенджюцу", означавшее "техника меча", заменил шире и глубже срок "кендо" - "путь меча".


1. Философия

Основное определение концепции кендо а также подход к тренировкам и руководства ими определяются Всеяпонской федерацией кендо.

1.1. Концепция кендо

Кендо - это путь формирования человека через закаливание законами меча. 剣道は剣の理法の修錬による人間形成の道である[1]

В слове "меч" (剣) заложен главные идеи кэндо. Первая идея состоит в том, что человек, вооруженный мечом, не имеет права на ошибку и не имеет возможности исправить ее. Соответственно, как в поединке, так и повседневной жизни, ко всему следует относиться серьезно. Вторая идея сводится к тому, что одинаковых ситуаций не бывает: к каждому противника, боя, дела следует подходить с обновленным духом и запалом. Поэтому слово "меч" в кэндо воспринимается прежде всего как орудие, тренирует дух человека. [2]

Под "законами" (理法) понимаются три составляющие, которые необходимы для осуществления результативного удара. Это "закон меча" (刀法), которая заключается в правильном проведении удара, "закон тела" (身法), по которому удар должен быть нанесен по правильной осанки, и "закон сердца" (心法), что означает бодрость и энергичность духа при ударе. То есть, "закалки законами меча" - это постоянное совершенствование своей технического мастерства, физической формы и психического состояния. [2]

"Путь" в кэндо - это дорога совершенствования человека, "формирование" его как личности. Стать совершенным невозможно, поэтому именно процесс - ?формирование? и совершенствования, а не результат - "сформированность" и совершенство, является одним из краеугольных положений философии этого боевого искусства. [2]


1.2. Подход к тренировкам

Правильно и серьезно изучать путь меча,

Воспитывать бодрый дух, закаляя душу и тело,

И из-за особенностей кендо

Уважать вежливость, ценить честь,

Откровенно и постоянно работать над собой,

и благодаря этому любить государство и общество

И широко содействовать миру и процветанию человечества.

剣道 を 正しく 真剣 に 学び

心身 を 錬磨 し て 旺盛 なる 気力 を 養い

剣道 の 特性 を通じて

礼節 を とうとび 信義 を 重んじ

誠 を 尽くし て 常に 自己 の 修養 に 努め

以 って 国家 社会 を 愛し て

広く人類の平和繁栄に寄与せんとするものである[3]


2. История

Занятия по кендо в сельской школе (1920).

Происхождение кэндо тесно связано с историей боевых искусств в Японии. В период Камакура ( 1185 - 1233) фехтование, вместе со стрельбой из лука и владением копьем, было неотъемлемой частью подготовки воина- самурая. Однако на протяжении четырех столетий меч не использовался как главное оружие, а имел вспомогательную функцию. Сферой его применения были самооборона в случае отсутствия другого оружия, отрезание голов противника и ритуальное самоубийство сэппуку. Лишь с наступлением мирного эпохи Эдо ( 1603 - 1868), когда самураям официально разрешили носить из оружия только мечи, фехтование на них завоевало широкую популярность среди военной слои.

В начале 17 века появились десятки школ, которые предлагали потенциальным ученикам ключи к познанию тайн техники владения мечом. Эти школы находились под сильным влиянием буддийской секты Дзен. Самыми известными среди них были Итто-рю (一刀 流 - школа одного меча), Муто-рю (无 刀 流 - безмечева школа) и Муненмусо-рю (无 念 无 想 流 - школа "не размышляй, не обдумывай"). Первая школа делала акцент на одном главном ударе, трактуя другие приемы как производные от него. Вторая учила, "что меча извне не существует" и тренировала прежде волю фехтовальщика. Третья доказывала технику владения мечом к рефлексу, так что самурай фехтовал рефлексивно - "не раздумывая".

На протяжении многих веков во время тренировок использовались деревянные мечи, которые наносили ученикам сильных ранений (они до сих пор применяются в кендо во время выполнения ката). Однако реформы наставника Наганума Кунисато ( 1688 - 1767), который ввел бамбуковые мечи Синае и оружие богу, уменьшили количество травм. С конца 18 века фехтование мечом уже напоминало современное кэндо.

С реставрацией Мэйдзи ( 1868) европейская огнестрельное оружие вытеснила самурайский меч из обихода. Однако его широкое применение солдатами в японско-китайской войне 1895 года вернуло оружия заслуженную славу. Создано в 1895 году Общество боевых добродетелей Великой Японии популяризировало фехтования мечом среди молодежи, а 1920 году сменило различные названия фехтовальных техник на "кендо". Этот год считается официальным годом рождения этого боевого искусства.

Популярность кэндо возрастала по мере усиления давления стран Мероприятия на Японию. Упрощенное фехтования получило распространение среди школьников и воспитывало патриотически настроенную молодежь. В 1929, 1934 и 1940 годах было проведено первые три кендоистськи соревнования на кубок императора страны.

После поражения Японии в второй мировой войне в 1945 году, оккупационная американская власть запретила преподавание в школах кэндо, как вредной воспитательной практики, что способствует распространению японского национализма. В следующем году Общество боевых добродетелей Большой Японии было распущено, а преподаватели фехтовальщики уволены с работы.

Поднятия боевого духа криками "ей! Ей! О!"
(Фото из коллекции Всеяпонской федерации кэндо).

С 1950 года давление американцев ослаб. Было сформировано Всеяпонской Федерацию Спортивного Кендо. Через два года запрет на кэндо была снята, и из названия Федерации выбросили слово "спортивный" (全 日本 剣 道 连 盟). В 1953 году занятия по фехтованию восстановили в школах.

После восстановления репутации кэндо, оно распространилось в Японии и даже стало популярным за рубежом. В 1970 году для координации иностранных фехтовальных клубов с японскими была образована Международная Федерация Кендо. На 2003 год в нее входили кендоистськи организации и клубы из 44-х стран мира.


3. Современное кендо

3.1. Одежда и вооружение фехтовальщика

Одежда и вооружение кендоиста
  • Кендоистський одежду синего или белого цвета:
    • куртка кэндоги (剣道着)
    • широкие шаровароподибни штаны хакама (袴)
    • полотенце-повязка на голову мен тенугуи (面手拭) или мен таору (面タオル).
  • Доспехи богу (防具):
    • Защитный пояс таре (垂れ)
    • Защитный нагрудник-кираса до (胴)
    • Защитный шлем-маска мен (面)
    • Защитные перчатки кот (小手).
  • Мечи:
    • Большой бамбуковый меч синай (竹刀)
    • малый бамбуковый меч косинай (小竹刀) - используется только фехтовальщиками, которые соревнуются двумя мечами.

3.2. Основные позиции

В современном кендо существует три основные позиции камаэ (構え), которые может занимать фехтовальщик во время боя:

  • Верхняя позиция дзьодан (上段の構え) - меч держится двумя руками высоко над головой под углом 45 градусов;
  • Средняя позиция тюдан (中段の構え) - меч держится обеими руками так, что концовка рукоятки направлена ​​к животу фехтовальщика, а концовка лезвия - к горлу противника;
  • Нижняя позиция Гедан (下段の構え) - меч держится обеими руками так же как и в средней позиции, с той разницей, что концовка меча направлено вниз и фиксируется на уровне колена противника.

Кроме этих основных позиций есть много других, которые используются в группе систематизированных приемов ката, но не в реальном поединке.

Особенностью позиций кэндо является осанка ног: права выдвинута немного вперед, а левая, отстранена от нее на расстояние одного кулака. Левая нога принимает 70% тела фехтовальщика и является опорной. Из нее делается выпад на противника.


3.3. Основные удары

Удар мэн (фото из коллекции Всеяпонской федерации кэндо).

В кендо существует два вида ударов мечом - рубящее и колючие. Они наносятся по четырем частям тела, которые защищены доспехами богу. К рубящий ударов относят три основных:

  • Мэн (面) - удар по голове;
  • Кот (小手) - удар по запястью;
  • К (胴) - удар по торсу;

Колющий удар существует только один - цуки (突き) - удар в горло.

Все удары наносятся левой рукой. Права лишь направляет их. Во время удара вигукуеться название приема. Например, удар по голове сопровождается возгласом "мэн", удар по торсу - возгласом "до".


3.4. Ката

Ката - это систематизированная последовательность группы приемов, которые связаны друг с другом принципами ведения боя с воображаемым противником или противниками. В кендо таких ката насчитывается 10. Они выполняются в паре с оппонентом, с применением деревянных мечей бокуто или настоящих железных мечей. Эти ката является практичных элементом современного спортивного кендо.

С 1-й по 7-му ката выполняются обеими противниками на длинных деревянных мечах (102 см). 8-я, 9-я и 10-я ката - с использованием малого меча КОДАЧ (55 см).

При практикования ката, фехтовальщики выполняют роль нападающего учидачи (учитель) и защитника шидачи (ученик). Нападающий, всегда проигрывает в ката, позволяя ученику понять комплекс приемов.


4. Поединок

Поединок в кендо всегда имеет форму поединка. Это правило действует также во время групповых соревнований.

Поединок проходит в следующем порядке. Оба фехтовальщика поступают на ринг. Поклонившись судьям и друг другу, они делают три шага навстречу противнику и приседают. С возгласом "Хаджиме!" ("Начинай!") Спортсмены поднимаются и начинают бой. Победа остается за тем, кто покажет больше приемов и заработает больше одного очка за отведенное для поединка время (для взрослых 5 минут, для школьников 4-3 минут).


4.1. Место поединка

Место поединка представляет собой квадратный ринг, длина одной стороны которого равна 9-ти или 11-ти метрам. Пол ринга - деревянное покрытие из досок. Пределы ринга обозначаются белой клейкой лентой.

4.2. Приемы

Основные места, по которым наносятся удары в кендо.

Результативными приемами считаются удары, выполненные в такие определенные места доспехах богу :

Удары по запястью кот:

  • Удар кот (обычный удар);
  • Удар хидари-кот (удар по левому запястью)
  • Удар Хики-кот (удар по запястью, который сопровождается отступлением от противника).

Удары по голове мен:

  • Удар мэн (обычный удар);
  • Удар Мигия-мен (удар по голове справа);
  • Удар хидари-мен (удар по голове слева);
  • Удар Хики-мен (удар по голове, который сопровождается отступлением от противника);
  • Удар кот-мен (прием-комбинация с нанесением удара по запястью и председателю поочередно).

Удары по торсу до:

  • Удар в (обычный удар);
  • Удар Хики-до (удар по правой стороне торса, который сопровождается отступлением от противника);
  • Удар гяку-до (удар по левой стороне торса).

Удар в горло цуки (обычный удар) - запрещен новичкам и молодым школьникам.

Эти приемы имеют несколько разновидностей, которые зависят от ситуации в которой они были выполнены.


4.3. Баллы

Рейтинг результативный прием называется иппон (本). Его назначают судьи поединка. Согласно постановлению Всеяпонской Федерации Кендо, балл засчитывается тогда, когда прием было выполнено:

"За сильного крики, правильной осанки, верного удара мечом-Синай по определенному месту, и удачного возвращения в исходную позицию (残心- дзаншин) после удара.

Эти условия являются составляющими основного принципа кэндо ки кен тай ити (気剣体) - единства духа, меча и тела. При выполнении этих условий судья поднимает флажок и зачисляет бал.


4.4. Нарушение правил

Двукратное нарушение правил во время поединка предоставляет оппоненту нарушителя один балл. Среди нарушений выделяются следующие:

  • Выход за пределы ринга;
  • Потеря меча- синая во время боя;
  • Неряшливость одежды и доспехов;
  • Превышение шнуров шлема-маски мен стандартной длины 40 см;
  • Касания руками меч выше рукоятки (т.е. касания гипотетического лезвия).

4.5. Судьи

Бамбуковый меч синай.

Поединок судят 3 судьи. Они держат в руках два флажка - красный и белый - которые совпадают с цветами лент, прикрепленных к спинам фехтовальщиков. В случае выполнения результативного приема одним из спортсменов, судья поднимает вверх флажок, который соответствует цвету его ленты. Если двое из трех судей поднимают флажок, засчитывается 1 балл.

Судья имеет право остановить поединок командой "Ямэ!" ("Остановись!"). Он делает это в следующих случаях:

  • когда фехтовальщик, подняв одну руку, требует тайм-аут;
  • когда оба фехтовальщика задолго находятся в позиции скрещенных гард цуба-дзериай;
  • когда один из фехтовальщиков упал;
  • когда было нарушение правил;
  • когда судьи собираются вынести решение в спорном вопросе.

5. Степени

В кендо существует 9 степеней для награждения уровня мастерства фехтовальщиков. Первый уровень, 1-й кю (级), назначается лицам после 12-13 лет. В вышеприведенной таблице представлена ​​информация об основных степени - даны (段).

Дан Условие получения Возрастной ценз
Начальный дан (初段) 3 месяца после получения первого кю старше 13 ~ 14 лет
Второй дан (弐 段) 1 год тренировок после получения начального данную старше 14 ~ 15 лет
Третий дан (参 段) 2 года тренировок после получения второго данную старше 16 ~ 17 лет
Четвертый дан (四段) 3 года тренировок после получения третьего дана старше 19 ~ 20 лет
Пятый дан (五 段) 4 года тренировок после получения четвертого данную старше23 ~ 24 лет
Шестой дан (六段) 5 лет тренировок после получения пятого данную старше 28 ~ 29 лет
Седьмой дан (七段) 6 лет тренировок после получения шестого данную старше 34 ~ 35 лет
Восьмой дан (八段) 10 лет тренировок после получения седьмой данную старше 46 лет

6. Звание

Согласно степеней, в кендо назначаются звания. Их существует три. Предоставляются они лицам, владеющим 5-8 данами и были рекомендованы Федерацией Кендо, к которой принадлежат.

Звание Перевод Ценз Условия
Рэнси 錬 士, "закаленный" 5 дан 10 лет прошло после получения 5-го дана, кандидат, член Федерации Кендо, есть старше 60 лет и рекомендован председателем Федерации.
6 дан 1 год прошел после получения 6-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации.
Кеси 教士, "учитель" 7 дан, звание Рэнси 2 года прошло после получения 7-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации.
Ханси 范士, "образец" 8 дан, звание Кеси 8 лет прошло после получения 8-го дана, кандидат является членом Федерации Кендо и рекомендован председателем Федерации и председателем Всеяпонской Федерации Кендо.

7. Кэндо в Украине

Первые очаги кэндо в Украина появились в начале 21 века. Это были любительские клубы в Киеве, Львове, Донецке и Харькове. В декабре 2003 года была создана "Харьковская областная федерация кендо, иайдо, Дзедо". В 2005 году состоялся первый всеукраинский турнир по этому виду спорта в Харькове при участии организаций из четырех вышеупомянутых городов.

В сентябре 2006 года была зарегистрирована Киевская федерация Кендо, которой, при поддержке Посольства Японии в Украине, был основан ежегодное проведение Всеукраинского Турнира по кендо на кубок посла Японии в Украине. В октябре 2007 года состоялся 2-й, в 2008 - 3-й Всеукраинский турниры. В 2009 году турнир не состоялся из-за карантина в связи с эпидемией гриппа. Зато в 2011 году успешно был проведен 4-й Всеукраинский турнир.

2008 года была создана Украинская федерация кендо. В 2009 году на базе Киевской федерации кэндо была создана Федерация кэндо, иайдо и Дзедо Украины.

Кендо является новым боевым искусством на территории Украина, количество приверженцев которого неуклонно растет. Команды украинских клубов принимают участие в международных соревнованиях по кендо в Европе.


См.. также

Примечания

  1. Концепция кендо. Всеяпонская федерация кендо. - www.kendo.or.jp / news / kendo-rinen.html 20 марта 1975 года.
  2. а б в 広 島 県 剣 道 连 盟 着 "剣 道 解说 书", 広 島, 1998. - С1.
  3. Подход к тренировкам. Всеяпонская федерация кендо. - www.kendo.or.jp / news / kendo-rinen.html 20 марта 1975 года.

9. Источники и литература

Японской

  • 広島県剣道连盟着"剣道解说书" (Федерация кэндо префектуры Хиросима. Руководства по кэндо)広島, 1998.
  • 大熊広明编"剣道"高野佐三郎著(Оокума Хироаки. Кендо. Факсимильное переиздание 1913 года)東京日本図書センター,
  • 甲野善纪,前田英树"剣の思想" (Коно Йосинори, Маэда Хидеки. Философия кэндо)东京:青土社, 2001

Английском

  • Nippon Kendo Kata instruction manual: established in December, 1981 / edited by All Japan Kendo Federation. Tokyo, All Japan Kendo Federation, 2002.
  • Junzo Sasamori, Gordon Warner. This is kendo: the art of Japanese fencing / by. - 1st Tuttle paperback ed. Tokyo: CE Tuttle, 1989.
  • Lidstone RA (Charles Alexis). An introduction to kendo. Croydon: Judo Ltd., 1964.

Российской

  • Хироси Одзава. Кэндо: Полное практическое руководство. Киев: София, 2000, 192 стр.