Киберпанк

SonyCenterAtNight.jpg

Киберпанк (Cyberpunk) - направление фантастики, возникший в 1980-х годах; концентрируется на компьютерах или информационных технологиях. В произведениях этого жанра события часто происходят в виртуальном пространстве, часто размыты границы между реальным и виртуальным миром. Популяризатором термина киберпанк считается Гарднер дозу - редактор "Журнала научной фантастики Айзека Азимова", выдававший Айзек Азимов. В 1980 году Брюс ветке написал короткий рассказ "Киберпанк" и передал его "Журнала научной фантастики Айзека Азимова". Одним из классиков этого жанра стал Уильям Гибсон с романом "Нейромансер", который был опубликован в 1984 году.

Киберпанк, как жанр фантастики, был фактически основан в начале 1980-х годов писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа "Нейромансер" (1984) Уильям Гибсон признается литературным лидером жанра. Киберпанк появился в значительной степени в противовес так называемой "гуманистической фантастике". Большинство произведений жанра киберпанк ориентированы на молодежную, протестную аудиторию. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощенный в них художественный мир является технологической утопией (как в произведениях стимпанк) или антиутопией. В мире киберпанка высокий технологический развитие часто соседствует с социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх. Через интерес массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанк. Сейчас меншпоширенимы стали такие ответвления жанра как кибертреш и нанопанк. Под последним подразумеваются произведения литературы и живописи, посвященные социальным аспектам применения нанотехнологий. В нанопанку рассматриваются возможности манипуляции материей на молекулярном и атомарном уровне, в том числе создание веществ со свойствами самопрограммирования ("умная материя"). Показываются перспективы и опасности, связанные с применением программируемых молекулярных устройств- нанороботов.

"Классические киберпанковского персонажи были маргиналами, одиночками, обездоленными людьми, живущими за гранью, как правило, в безвыходном будущем, в котором повседневная жизнь подверглась стремительным техническим изменениям, где существует вездесущая цифровая инфосферы и насильственные модификации человеческого тела ".
Лоренс Персон. [1]

1. История жанра

Слово киберпанк придумал писатель Брюс Бетке, который в 1980 году опубликовал одноименный рассказ [2]. К киберпанка как такового рассказ не имеет прямого отношения. Просто один из героев рассказа, хакер, носит характерное панковскую прическу. Однако, именно это слово было использовано редактором Гарднером дозу ( англ. Gardner Dozois ) В его рецензии на романы Уильяма Гибсона. Позже именно это слово и именно в том смысле, в котором Дозу обобщил стилистику Гибсона, и стало определением киберпанка как жанра [3]. Оно известно как критерий дозу: "High tech. Low life" ("Высокие технологии. Низкое жизни"). Вторая часть критерия имеет в виду не только бедность, но и незащищенность, бесправие, бесперспективность.

" Все, что можно сделать с крысой, можно сделать и с человеком. А с крысой мы можем сделать почти все. Об этом тяжело думать, но это правда. И это не исчезнет, ​​если мы закроем на это глаза. Вот что такое киберпанк. "

Киберпанк как жанр научной фантастики был популяризовано в начале 80-х годов прошлого века живущие в Канаде писателем-фантастом Уильямом Гибсоном. После издания романа "Нейромант" ( англ. Neuromancer , 1984, иногда переводится как "Нейромантик") Уильям Гибсон стал самым известным писателем в этом жанре. Затем к киберпанка обратилось немало одаренных и очень разных по стилю американских писателей-фантастов, среди которых можно выделить Брюса Стерлинга, Руди Рюкера и Майкла Свонвика. Своеобразный пост-киберпанковского стиль характерен также для футуристических романов Нила Стивенсона.

Некоторые считают, что киберпанк появился в значительной степени в противовес утопической фантастике, и на его появление повлияло на развитие информационных технологий в начале 80-х годов, который не находил адекватного отражения в традиционной научной фантастике того времени. Киберпанк же был направлен в основном на ближайшее будущее, был технически точным и требовал от читателя хорошей осведомленности в вопросах развития технологий, особенно компьютерных и сетевых.

В основном произведения киберпанка ориентированы на молодежную, протестную аудиторию. Сюжетом киберпанковского произведений часто становится борьба хакеров с могущественными корпорациями. Главный положительный персонаж часто представляется киберпреступников, маргиналом без системного образования. А мотивация отрицательных персонажей связана с их принадлежностью к правящим миром транснациональным корпорациям или зависимостью от них. Общая особенность лучших произведений жанра заключается в том, что воплощенный в них художественный мир представлен технологической антиутопией. В мире киберпанка высокий технологический развитие часто соседствует с глубоким социальным расслоением, нищетой, бесправием, уличной анархией в городских трущобах. После ряда коммерчески успешных экранизаций образы и мотивы киберпанка получили развитие в кинематографе, альтернативной музыке, графических произведениях (особенно аниме) и в компьютерных играх.

Авторы произведений киберпанка становились лауреатами премий "Хьюго" и "Небьюла". В связи с интересом массовой аудитории к альтернативной истории в последнее время свои позиции укрепили авторы стимпанк. В наши дни некоторое распространение получили такие ответвления жанра как кибертреш и нанопанк.


2. Авторы

3. Книги

  • Нейромансер (Neuromancer), Уильям Гибсон
  • Программное обеспечение (Software), Руди Рюкер

4. Фильмы

  • Нирвана (Nirvana)
  • 13-й этаж (The 13th Floor)
  • Особое мнение (Minority Report)
  • Чек (Paycheck)
  • Сканирование мозга (Brainscan, 1994)
  • Джонни Мнемоник (Johnny Mnemonic, 1995)
  • Авалон (Avalon, 2001)
  • Версия 1.0 (One point 0, 2004)
  • Матрица (Matrix, 1999)
  • Бегущий по лезвию (Blade Runner, 1982-92)

5. Игры

  • Deus Ex
  • I Have No Mouth, and I Must Scream

Примечания

  1. Notes Toward а Postcyberpunk Manifesto - slashdot.org/features/99/10/08/2123255.shtml - person, Lawrence first published in nova Express issue 16, 1998, later posted to Slashdot
  2. http://lib.aldebaran.ru/author/betke_bryus/betke_bryus_kiberpank/ - lib.aldebaran.ru / author / betke_bryus / betke_bryus_kiberpank /
  3. http://project.cyberpunk.ru/idb/notes_toward_a_postcyberpunk_manifesto.html - project.cyberpunk.ru / idb / notes_toward_a_postcyberpunk_manifesto.html Notes Toward a Postcyberpunk Manifesto, http://project.cyberpunk.ru/idb/cyberpunk_faq_old.html - project .cyberpunk.ru / idb / cyberpunk_faq_old.html Cyberpunk FAQ