Киевская митрополия (1620-1685)

Украинская Православная Церковь (1620-1685) - Митрополия Константинопольского Патриархата с центром в городе Киев, восстановлена ​​1620, перестала существовать по ее присоединению к Московского патриархата.


1. Предыстория

После укладки Брестской унии 1596 в Украине сложилась сложная религиозная ситуация. С одной стороны - большинство епископов во главе с митрополитом Михаилом Рогозой, и Украинская шляхта поддерживали унию. С другой стороны многие священники, монастыри, казаки и мещане - выступали против унии. Сразу после собора, митрополит Рогоза лишил епископского правительства львовского епископа Гедеона Балабана и перемиского Михаила Копистенского, выступивших против унии. Однако фактически они оставались на своих кафедрах под защитой казаков, братств и под опекой князя Острожского. Кроме того, Львовское братство имело ставропигию и подчинялось напрямую Константинопольскому патриарху. Экзархом патриарха для православных Украинская стал епископ Балабан. Активно заявили о себе Киевское, Виленское братства, начинают действовать православные братства в Могилеве, Минске, Люблине, Луцке и других городах. Большинство монастырей, в том числе: Киево-Печерский, Выдубицкий, Богоявленский, св. Троицы в Вильно, Почаевский и другие, также не поддержали унию. Но официально - Киевская, Владимир-Волынская, Турово-Пинская, Луцка, Холмская и Полоцкие пристали к унии.

Первые годы после унии прошли достаточно спокойно. Открытой вражды не наблюдалось и борьба проходила в виде полемики и богословских дискуссий. Постепенно борьба радикализировалась. Начался взаимный сопротивление, взаимное отбора монастырей, иски в государственные суды.

1607 умер епископ Гедеон. Митрополит Ипатий Потий хотел назначить на кафедру униатского, но наткнулся на яростное сопротивление Львовского братства. Новым православным епископом стал Иеремия Тиссаровський, рукоположен в Молдавии. 1610 умер Михаил Копыстенский, но здесь митрополиту удалось назначить униатского Перемышльского епископа - Афанасия Крупецкого. Таким образом семь епархий были униатскими и одна - православной. Однако во всех епархиях были как православные, так и униаты.


2. Посвящение новой иерархии

За двадцать пять лет Брестском Собору ситуация в Украине почти не изменилась. Происходила постоянная борьба за церкви, споры послов на сеймах, Семик, вооруженная борьба. Между тем в православных возникла одна серьезная проблема - отсутствие высшей иерархии, а главное, не было главы церкви.

Весной 1620 года из Москвы, через Украину, возвращался домой иерусалимский патриарх Феофан. Там он рукоположил в Московского Патриарха отца царя Михаила.

В Украине патриарха встретили с большим уважением. Перед въездом в Киев его со всеми почестями встретил гетман Петр Сагайдачный с отрядом казаков. Патриарх в течение почти полугода находился в Киево-Печерском монастыре. Он написал много посланий украинским православным братствам, монастырям, предоставил статус ставропигии Богоявленском Братству. Польские власти не препятствовала его действиям.

6 октября 1620 патриарх Феофан, вместе с болгарским митрополитом Неофитом и стагонский епископом Авраамом, рукоположил игумена Межигорского монастыря Исаию Копинского во епископа Перемышльского. Через несколько дней игумена Михайловского монастыря Иова Борецкого посвящен в митрополита Киевского, Мелетия Смотрицкого - на Полоцкого архиепископа, а также епископа Пинского и Туровского [1].

Сразу после этих рукоположения патриарх отправился из Украины. Дорогой, в Буше, что на Подолье, неподалеку от молдавской границы, патриарх рукоположил еще трех епископов: Иезекииля Курцевича, Исаака Борисовича и Паисия Ипполитович. После этого, Феофан прочитал "розгришительну молитву" казакам и освободил от "смертного греха" за то что они ходили воевать против Москвы, и приказал им больше "на Москву не ходить". Прибыв в Молдавии, патриарх сообщил московского патриарха о своих успехах и поблагодарил и царю за "милостыню и гости".

1621 года митрополит Борецкий созвал в Киеве православный Собор, на котором решили как текущие проблемы церкви, так и планы по ее развитию. После восстановления православной иерархии и собора межконфессиональная борьба еще более обострилась. Вооруженная борьба набирала все более масштабных форм, и 1623 убито униатськог архиепископа Иосафат Кунцевич. Епископ Мелетий Смотрицкий поддержал унию и написал книгу "Паренезис", что в ней отстаивал построение сильной украинской церкви и предостерегал, что московское православие, которому начинало симпатизировать много владык, не принесет Украине и церкви ничего хорошего.

Однако, кроме противостояния, происходили и попытки диалога между православными и униатами. Так, митрополит Борецкий вел переговоры с представителями униатской церкви и продолжал общение с М. Смотрицким. 1629 митрополит направил своих представителей на общий с униатами Собор во Львове, где велись переговоры о возможных поисков выхода из сложившейся ситуации.


3. Расцвет церкви

Святитель Петр Могила

1631 года, после смерти Борецкого, митрополитом стал "столб древнего благочестия" Исаия Копинский. Он был представителем консервативных кругов, ревностным поборником православия и сторонником сближения украинской церкви с московским патриархатом. 1632 году, после смерти короля Сигизмунда III Вазе, в Польше собрался елекцийний сейм, должен избрать нового короля. С этого решили воспользоваться украинская шляхта и прогрессивно настроенное духовенство. Это движение возглавил Печерский архимандрит Петр Могила. Добившись на сейме серьезных уступок в пользу православной церкви, было договорено, что будущий король Владислав IV подпишет "Статьи примирения". Согласно им, православная церковь признавалась равной католической и униатской, православное духовенство получало равные права с католиками, а в православной церкви зачислялись Львовская, Перемышльский, Луцка, и вновь Минска епархии. По униатами оставались - Полоцк, Владимир-Волынская, Холмская и Пинская. В ноябре 1632 польский король утвердил эти статьи.

После этого, Митрополитом Киевским избран Петр Могила. 28 апреля 1633 в Успенской церкви Львова его рукоположили епископ Тиссаровський (бывший экзархом Константинопольского патриарха), епископ Пинский Авраам епископ Луцкий ИСАА и Холмским - Паисий.

С приходом на митрополичий престол начинается развитие церкви. Начинается развитие школ и основывается Киево-Могилянская Академия, развивается книгопечатание и культура. На новый уровень поднимается монастырская жизнь, получают существенную поддержку православные братства, реставрируются старые и строятся новые храмы, соборы и монастыри. В частности, восстановлен Софиевский Собор, проведены раскопки Десятинной церкви, где найдены мощи Св. Владимира Великого.

Продолжались попытки вести диалог с униатской церковью и Римом. Совместно с митрополитом Велямином Рутским, у духовенства обеих конфессий появился план создания Украинская патриархата. Однако, по ряду субъективных и объективных причин этот план не успели реализовать. 11 января 1647 Петр Могила умер.


4. Церковь Хмельницкого

Въезд Хмельницкого в Киев

В первой половине XVII века Украина прокатилась волна предстань (Косинского, Остряницы, Лободы и др..), имевших не только национальный и социальный, но и ярко выраженный религиозный характер. Такой же характер имело и восстание под предводительством Богдана Хмельницкого.

С 1647 года Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси избран Сильвестра Косова. Ни казаки, ни епископы не обращались к королю за разрешением на выбор митрополита, а напрямую получили благословение Константинопольского патриарха. Товарищ и единомышленник Петра Могилы новый митрополит, в это сложное время, пытался продолжить дело своего предшественника. Согласно Зборовского соглашения (1649) православной церкви предоставлялись значительные права. А украинский православный митрополит имел занимать на польском сейме второе место, после католического примаса. Однако, несмотря на утверждение сеймом этого соглашения, она, из-за продолжения военных действий, не было выполнено. Поражение казацкого войска под Берестечком привело к подписанию 1651 Белоцерковского соглашения, значительно хуже чем предыдущая.

После этого Хмельницкий начинает вести активные переговоры с представителями московского царя. Однако с самого начала переговоров, Москва особое место уделяла подчинению украинской церкви себе. В постановлении московского земского собора 1653 об Украине говорится: чтобы царь Алексей Михайлович "изволил того гетмана Богдана Хмельницкого и все войско Запорожское с городами их и с землями принять под свою государскую Высокую руку для православные христианские веры и св. Божиих церквей, потому что паны Рада и вся Речь Посполитая на православную веру и на св. Божий церкви воссталы и хотят их искорениты ".

Москва рассматривала Переяславское соглашение не только как политический, но и как религиозный союз, и начала мероприятия по полному контролю над Киевской митрополией. Несмотря на настояния московских представителей, гетман не включил в Переяславского договора о подчинении Киевской митрополии московскому патриарху. Кроме того, и выше украинского православное духовенство с опаской относилось к новому договору и сближение с Москвой. Посылая на свои обязанности перед патриархом Константинопольским, митрополит Косов и присутствующие на совете епископы отказались присягать московскому царю.

Но московские чиновники проводили дальше свою политику. В день приезда царского посланника Бутурлина в Киев, 16 января 1654, митрополит Косов правил в Софийском соборе молебна. По молебны Бутурлин с упреком спросил митрополита, почему он о присоединении Украины "Его ЦАРСКОМУ величеству челом Никогда полностью не бывало, И не писывал, и Его царской милости к себя не поискал".

В июле - августе 1654 митрополит Косов отправил специальное посольство к царю Алексею Михайловичу, во главе с Миколопустинським игуменом Иннокентием Гизелем. Посольство упрашивали царя не идти прав Украинской Церкви, чтобы не присылал в Украину своих "духовных московских на всякие начальства", чтобы "никоторого духовных наших насилием в Великия Россию не затягивали" и т.д.. Председатель посольства особо подчеркивал "в первой вольности, яже есть всех вольностей и прав кремний", - чтобы Церковь Украинская осталась и в дальнейшем под властью Константинопольского патриарха, "в которого нас и право Божие чрез св. Апостола Андрея Первозванного и каноны св. Отец приобщили и совокупилы ".

Конечно, никакого результата где посольство не имело более того, убрав под себя (1654) Полоцке, Могилевской и Смоленской епархии, Москва начала там все перестраивать на свой лад, а московский патриарх принял себе титул "патриарха Великой, Малой и Белой Руси". По московским церквах служили службу чтобы "киевский престол соединился с богопоставленим престолом московским", а московские воеводы начали заводить свои порядки по украинским городам.

После всех этих событий, не только украинское православное духовенство, но и казацкая старшина и гетман начали пересматривать свои отношения с Москвой. Так, грек Иван Тафлары рассказывал в Москве, что Киевский митрополит и высшее духовенство "присылалы на сейм к королю польскому двоих Чернцов с объявлений, что им с московским людьми быть в союзе невозможно и они этого никогда НЕ желали; Москва хочет их перекрещивать: так чтоб король, собравший войско, высвобождал их, а они из Киева московских людей выбьют и будут под королевскою рукой по-прежнему ... ".

После смерти, в апреле 1657, митрополита Косова, Хмельницкий не стал сообщать царю об освобождении митрополичьей кафедры, а сам назначил временным местоблюстителем митрополии - черниговского епископа Лазаря Барановича и назначил выборы нового митрополита на 15 августа. Но 27 июля 1657 Богдан Хмельницкий умер.


5. Руина

Свято-Успенский собор Киево-Печерского монастыря.

Во времена Хмельницкого, в Украинской православной церкви входили Киевская (двор митрополита), Львовская, Перемышльский, Луцка и Могилевской-Мстиславская (забрана московским патриархатом) епархии.

Сразу после смерти Богдана Хмельницкого московские воеводы начали ссылать послов к церковным иерархам, Ивана Выговского, казацкой старшины, чтобы они не выбирали митрополита без "благословения" московского патриарха. Однако, московских войск в Украине было еще мало, а давление не имел успеха, поэтому выборы Киевского митрополита состоятся по древним украинским правами, а не по царскому приказу.

6 декабря 1657 Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси был избран епископа Луцкого Дионисия Балабана. Но и после этого, Москва давила на Выговского, чтобы он не посылал в Константинополь по утверждения на митрополии избранное Дионисия, а утвердил его в царя. На что им ответили, что с начала святого крещения киевские митрополиты получали благословение у Константинопольского патриарха.

1658 гетманом Выговским был подписан Гадячскую соглашение, что в вопросах православной церкви была близка к Зборовского договора. Однако, несмотря на победу под Конотопом, политика Выговского потерпела поражение, через внутренние междоусобицы и постоянные стихийные казацкие восстания и активное вмешательство московского правительства. После поражения Выговского, митрополит Балабан вынужден был бежать от московского войска на правобережную Украину.

1659 - за нового гетмана Юрия Хмельницкого был подписан "Обновленную" Переяславское соглашение. Князь Трубецкой, пользуясь борьбой за власть среди казацкой старшины и отсутствием на второй Переяславской рады украинской православной иерархии (был только москвофил протопоп нежинский М. Филимонович), включил пункт: "А митрополиту Киевскому, также и иным духовным Малый России, быть под благословение св. патриарха московскаго и всея Великий и Малыя и Белыя России, а в права духовные св. патриарх Не будет поступать ". На этой основе князь Трубецкой своей грамотой назначил епископа Лазаря Барановича местоблюститель Киевской митрополии.

Однако, и Баранович, и большинство священников на левобережной Украине, продолжали считать себя подчиненными Константинопольскому патриарху. Поэтому правительство московский решил подыскать новое лицо, которое стало бы местоблюститель Киевской митрополии и тщательно выполняла все приказы и желания Москвы. Таким лицом стал протопоп нежинский Максим Филимонович. В то время опустела Мстиславская епархия Киевской митрополии. Не имея на это канонического права, патриарх московский рукоположил на нее Филимоновича. Весной 1661 Филимоновича был вызван в Москву, а 4 мая, из желания царя и благословение Собора, заместитель патриаршего престола митрополит Питирим рукоположил протопопа во епископа Мстиславского под именем Мефодий и был назначен местоблюститель Киевской митрополии.

Епископ Мефодий получил из Москвы особое поручение - влиять на настроение Украины и наклонять ее в Москву, дабы ее решаем лучше, Мефодию щедро выдали денег и "соболиную казну". Однако ни духовенство, ни старшина не признали Мефодия. Гетман Иван Сомко решительно выступил против него. Высшее духовенство громко говорило, что Мефодий "вылгал" себе в царя епископию, не имея никаких церковных заслуг.

Митрополит Киевский Дионисий Балабан сбросил Мефодия с должности, как поставленного в чужую епархию, а епископом Мстиславским назначил Иосифа Тукальского. Патриарх Константинопольский предал анафеме Мефодия за то, что при помощи светской власти сел на престол Киевской митрополии. Следствием всего этого стало то, что даже на левобережной Украине его не признали, а продолжали считать своим митрополитом - Дионисия.

10 мая 1663 года скончался митрополит Дионисий. Его преемником стал Иосиф Нелюбович-Тукальский. Однако, на территорию, которая находилась под московской властью его не признали. Более того, выше киевское духовенство и наказной гетман Сомко хотели поставить в митрополиты Барановича. Но Москва вновь поставила местоблюстителем - Мефодия, из которого, по просьбе Москвы, был снят даже анафему Константинопольского патриарха. После этого состоялась Черная Рада, на которой гетманом стал промосковский Иван Брюховецкий.

Епископ Мефодий будучи уверенным в поддержке Москвы, распоряжался на Левобережье, и даже давал указания гетману. Брюховецкий со своей стороны добивался благосклонности Москвы. Оба они рассорились еще с 1663 года и начали писать доносы друг на друга. 1665 Филимонович побывал в Москве много наговорил в Брюховецкого, через два месяца спустя прибыл в Москву и Брюховецкий. Чтобы избавиться от соперника, гетман просил в Москве, чтобы в Киев прислали митрополита-московита, ибо только такой бы "внесет успокоение". На самом же деле украинская православная иерархия была настроена против чужеземных митрополитов, и московский воевода Шереметев доносил из Киева, что лучше пока не присылать московского митрополита, потому что это вызовет большие беспорядки.

Между тем, на Правобережье были избраны два православных митрополитов - епископа Иосифа Тукальского-Нелюбовича и епископа Антония Винницкого. При этом - обоих кандидатов утвердил король. Поскольку Винницкого поддерживал гетман Павел Тетеря, то поляки посадили Тукальского, где он пробыл 1664 до 1666 года.

1666 в Чигирине гетманом Украины был избран черкасского полковника Петра Дорошенко. Он освободил Правобережье от поляков избавление митрополита Тукальского. Теперь он управлял епархиями на Правобережье, Беларуси и в Литве, а за Винницким были - Львовская, Перемышльский и Луцка епархии.

Между тем, по украинским и белорусские земли велась борьба между Польшей и Московией. В январе 1667 было подписано Андрусовское сделке, согласно которой Украина юридически разделили между двумя государствами.

Последняя попытка объединить Киевскую митрополию в единое целое было сделано после того, как Петр Дорошенко стал гетманом левобережной Украины, и объединил два берега. Митрополит Тукальский также возглавил украинскую церковь на обоих берегах Днепра. Епископа Мефодия был ниспослан в Уманский монастыря. А митрополит распорядился во всех украинских православной церкви не поминать московского царя как главы государства (как это ввели по Мефодия). Между тем, Лазарь Баранович, который был черниговским епископом, пользуясь тем, что митрополит Киевский не поддерживал сближение с Москвой, выпросил себе у московского патриарха титул архиепископа, с прямым подчинением Москве.

Борьба гетмана Дорошенко за независимость Украины и Украинскую православную церковь, с переменным успехом, продолжалась до 1676 года. Однако, эта борьба не увенчалась успехом, а 26 июля 1675 в Чигирине, в монастыре Св. Троицы, умер митрополит Тукальский.


6. Подчинение Москве

После победы над гетманом Дорошенко, и окончательным занятием левобережной Украины и Киева, московские власти начали предпринимать решительные действия по полного перевода Киевской митрополии к Московскому патриархату. После смерти Тукальского митрополичьим местоблюстителем в Киеве снова был назначен Баранович, что был им до 1685.

На правобережной Украине, хотя на западных епархиях и оставался митрополит Винницкий (умер 1679), польский король предоставил титул администратора епархий, ранее подчиненных Тукальскому, львовскому епископу Иосифу Шумлянскому. Таким образом, украинская православная церковь была разделена на три части. А митрополит Винницкий был последним митрополитом с титулом "Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси", что подчинялся Константинопольскому патриархату.

1680 года состоялся Люблинский синод с участием униатов, во главе с митрополитом Жоховстким, и православных (епископы Шумлянский и Святополк-Четвертинский, представители Львовского Стоаропигийського Братства и монастырей). На съезде обсуждались вопросы объединения двух украинских церквей в одну. Однако, из-за негативной позиции папского нунция в Польше по этому вопросу, синод так ни к чему и не привел.

1683 года умер Печерский архимандрит Иннокентий Гизель, и левобережный гетман Иван Самойлович обратился с согласия к московскому царю и патриарху назначить туда своего ставленника. Но духовенство, на свободных выборах, избрало новым архимандритом Варлаама Ясинского. Ясинский в Москву на утверждение не поехал, и принял посвящение в мистоблюстителя Киевской митрополии Лазаря Барановича. Однако, после того, как свои претензии на Печерскую Лавру выразил Иосиф Шумлянский, Ясинский все же обратился к московскому патриарху Якима, который эти грамоты и предоставил.

1684 года в гетманскую столицу Батурин прибыл Гедеон Святополк-Четвертинский, которого лишил луцкой епархии экзарх Шумлянский. Придя к согласию с Самойловичем, Гедеон написал письма царю и московского патриарха с заявлением о своем "послушание". Из Москвы поступил приказ немедленно провести выборы митрополита, с условием, что новый митрополит должен был приехать на утверждение в Москву, а не Константинополь.

8 июля 1685 состоялись выборы Святополка-Четвертинского. На них прибыло большинство духовенства во главе с Лазарем Барановичем. Духовенство еще надеялось, что выборы будут признаны неправно. Однако сторонники гетмана провели "выборы" и сообщили об этом Москву. После этого киевское духовенство собрало свой собор, на котором опротестовало выборы митрополита, при этом отцы церкви отмечали, что принадлежность Киевской митрополии в Константинополь может быть решена только духовенством митрополии согласии с патриархом. Приобщение к московскому патриархату сделает вред церкви и народу - говорилось в послании.

В октябре 1685 Гедеон поехал в Москву, и 8 ноября принял посвящение и поклялся Московскому патриарху. Новый митрополит получил титул "Киевский, Галицкий и Малой Руси".

Параллельно с событиями в Украине, Москва настойчиво работала и в Константинополе. Еще в декабре 1684 царь послал к Константинопольскому патриарху 200 рублей и просил отдать ему Киевскую митрополию. Тогда патриарх не согласился. После назначения Гедеона было направлено новое посольство, которое сначала обратились к иерусалимского патриарха Досифея. Но Досифей заявил, что и "даже за большую сумму" своего благословения на незаконное дело не даст. Тогда московские послы обратились к турецким властям. Пообещав мир с Турцией послы добились того, большой визир вызвал патриарха и уговорил его передать Киевскую митрополию Московскому патриархату.

В мае 1686 патриарх Дионисий выписал шесть грамот: две царям, московскому патриарху, киевскому митрополиту, гетману и украинского народа. В каких отмечалось, что переходя к московскому патриархату по киевской митрополией остаются все ее давние права, киевского митрополита должны свободно выбирать для посвящения в Москву ему ехать необязательно, а на во время богослужений должен сначала поминаться константинопольский, а затем московский патриархи.

Однако, очень скоро епископы Константинопольского патриархата собрал Собор, на котором осудил действия Дионисия за нарушение церковных канонов и лишило патриаршего престола. После этого патриарх обратился к Москве за помощью, на что ему ответили, что уступка Киевской митрополии - это такая мелочь, что не заслуживает отдельной благодарности.


7. Выводы

Украинская православная церковь за 60 лет прошла путь от расцвета до полного упадка и подчинения Московскому патриархату. Если во времена Петра Могилы в Украине существовала целая сеть школ, типографий, действовала Киево-Могилянская Академия, то уже через 100 лет ничего этого не было. В украинском православном Требнике 1695 не было ни одного из тех святых, которые были добавлены в московских месяцеслов как московские святые. Только 1784 было приказано всем украинским церквям принять российский месяцеслов. Украинский богослужение была переведена на московский лад, украинские богословские и церковные книги было запрещено. Начался новый этап в жизни Украинской Православной Церкви.


Источники


История православия в Украине
До 1945
Приднепровье
Галичина
Таврия
К 1770-х
1770-1919
Киевская митрополия 1770-1921 ? Екатеринославская епархия ? Волынская епархия ? Подольская епархия ? Полтавская епархия ? Херсонская епархия ? Таврическая епархия ? Харьковская епархия ? Черниговская епархия
1919-1941
1941-1945
Буковина
Закарпатье
1945-1991
После 1991


Ошибка цитирования: Для имеющегося тега не найдено соответствующего тега