Святой Кирилл Александрийский ( 376 - 27 июня 444, Александрия, Египет) - святитель, патриарх Александрийский, борец за православия, один из образованнейших людей своего времени, плодотворный богослов, монах-подвижник и один из Отцов церкви.

Кирилл Александрийский

1. Из биографии

Кирилл Александрийский происходил из знатной и благочестивой христианской семьи. Племянник и преемник (с 412 г.) по кафедре патриарха Феофила, он под его руководством получил прекрасное образование. Он изучил светские науки, в том числе и философию, но больше стремился глубокого познания Священного Писания и истин христианской веры. В юности святой Кирилл вступил в скит святого Макария в Нитрийской горах, где пробыл шесть лет. Патриарх Александрийский Феофил (385 - 412) рукоположил его в диакона, причислил к клиру и, видя его одаренность, поручил произносить проповеди.

После смерти Патриарха Теофила святой Кирилл единодушно был избран на патриарший престол Александрийской Церкви и возглавил борьбу с ересями Новациан, распространившийся в Александрии. Он учил, что христиане, которые отпали во время гонений от Церкви, не могут быть вновь принятым ею.

Святой Кирилл до конца жизни работал над составлением пасхалии по правилам Никейского собора. Он успел расписать дни празднования христианской Пасхи на следующие 95 лет, вплоть до 20-х годов VI в. Александрийская пасхалия была принята всем христианским миром.

Скончался святитель Кирилл в 444 году, оставив много произведений. Особо следует отметить Толкование на Евангелие от Луки, от Иоанна, Послания апостола Павла к Коринфянам и Евреям, а также апологию на защиту христианства против императора Юлиана Отступника ( 361 - 363). Огромное значение имеют пять книг против Нестория, труд о Пресвятой Троице, под названием "Сокровище", написанная против Ария и Евномия, и два догматические сочинения о Пресвятой Троице, в которых представлены точное изложение учения Церкви о происхождении Святого Духа. Он первый ввел культ Девы Марии, назвал ее "Богородицей" (Феотокос) и отстоял этот титул.

Вскоре после смерти христианская Церковь единодушно объявила Кирилла Александрийского святым его чествованию было отведено два дня в году (18 января и 9 июля). Папа Лев XIII в 1883 г. объявил Кирилла Александрийского Доктором церкви и этим поднял его богословский авторитет до уровня святого Фомы Аквинского.


2. Личность Кирилла Александрийского и его борьба с ересями

За согласование пасхальных решений Никейского собора со свидетельствами евангелистов взялся патриарх Александрийский Кирилл (375-444). Он первый разоблачил ересь патриарха Константинопольского Нестория, созвал в 431 года в Эфесе III Вселенский собор, на заседаниях которого председательствовал. Это он от имени всего собора проклял монофизитство, а Нестория лишил сана и отлучил от Церкви.

Кирилл Александрийский был человеком истинной веры, глубоких научных знаний и ... буйного характера. "Ревность по бозе снедает мя поелику враги моя попрали словеса Твои", - оправдывал Кирилл словам псалмопевца Давида свое поведение (Псалтырь, 118:139). Он первый в истории христианской Церкви организовал еврейский погром в наибольшей диаспоре евреев - городе Александрии и "очистил" ее от "христовбивць". Он был вдохновителем уничтожение центра тогдашней "нехристианской" культуры - Александрийской библиотеки и убийства ее директора - ученого математика и философа-неоплатоники Гипатии.

Не был снисходительным Кирилл и к своим церковным коллег, с которыми постоянно конфликтовал. Так, начиная со святого Афанасия Александрийского патриарший престол в этом городе столетиями наследовался членами одного рода. Афанасий передал патриаршество своему племяннику (сыну) Петру; Петр - племяннику (сыну) Феофилу; Феофил - племяннику (сыну) Кириллу; Кирилл - племяннику Диоскор и так далее. Все они были людьми крутого нрава. Патриарх Александрийский Диоскор, например, прославился как главный деятель Разбойного собора в Эфесе ( 449 p.), на котором он доказывал свою богословскую правоту, пытая прибывших архиереев. Интеллигентный Константинопольский патриарх Иван Злотоуста назвал династию александрийских патриархов "фараонами", чем навлек на себя гнев Кирилла. Он принял активное участие в травле Ивана (350-407), которого дважды смещало с престола и в конце выдворили умирать на ссылку. Через 10 лет после смерти Ивана Злотоуста признали святым и его мощи перевезли в константинопольский храм Святых апостолов. Острый на язык Кирилл не забыл обиды и заявил: "Иван такой же святой, как Иуда Искариот - апостол" .


3. Память

Память - 31 января (свв. архиеп. Александрийских Афанасия и Кирилла.)

Источники

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Кирилл, архиепископ Александрийский (рус.)
  • Artemi, Eirini, "The mystery of the incarnation into dialogues" de incarnatione Unigenitii "and" Quod unus sit Christus "of St. Cyril of Alexandria", Ecclesiastic Faros of Alexandria, ΟΕ (2004), 145-277.
  • Artemi, Eirini, "St Cyril of Alexandria and his relations with the ruler Orestes and the philosopher Hypatia", Ecclesiastic Faros of Alexandria, τ. ΟΗ (2007), 7-15.
  • Artemi, Eirini, "The one entity of the Word Incarnate. Α). Apollinarius" explanation, β) Cyril's explanation ", Ecclesiastic Faros of Alexandria, τ. ΟΔ (2003), 293-304.
  • Artemi, Eirini, The historical inaccurancies of the film Agora about the murder of Hypatia, Orthodox Press, τεύχ. 1819 (2010), 7.
  • Artemi, Eirini, The use of the ancient Greek texts in Cyril's works, Poreia martyrias, 2010, 114-125
  • Artemi, Eirini, The rejection of the term Theotokos by Nestorius Constantinople more and his refutation by Cyril of
  • Artemi, Eirini, Свт. Кирилл Александрийский и его отношения с епархий Орестом и философом