Надо Знать

добавить знаний



Кларнет



План:


Введение

Кларнет ( итал. clarinetto , фр. clarinette , нем. Klarinette , От лат. - Ясный (звук)) - музыкальный инструмент семейства деревянных духовых, изобретен в 1701 году. Широко используется как сольный инструмент, а также в симфоническом оркестре, и считается одним из виртуозных музыкальных инструментов.

Кларнет относится к транспонуючих инструментов, причем используются кларнеты в разных костюмах, главным образом в строю си-бемоль ("in B") и стройно ля ("in A"). Диапазон кларнета (по записи) от e к c ^ 4 . Разновидностями кларнета является кларнет-пикколо (in Es, реже in D), басетгорн (почти вышел из практики, in F) и бас-кларнет (in B). В партитуре для симфонического оркестра партия кларнетов пишется между партиями гобоев и фаготов.



1. История инструмента

Кларнет был изобретен в конце XVII - начале XVIII века (некоторые справочники [1] указывают как года изобретения кларнета 1690, другие исследователи ставят под сомнение эту дату и указывают, что первые упоминания о кларнете датированы 1710 годом [2]) Нюрнберг ским музыкальным мастером Иоганном Христофом Дэннер (1655-1707), которая в то время над улучшением конструкции старинного французского духового инструмента - шалюмо ( фр. chalumeau ). Основным нововведением, позволяющим четко провести различие между шалюмо и кларнетом, появился клапан на обратной стороне инструмента, управляемый с помощью большого пальца левой руки и помогает перехода в второй октавы. В этом регистре звучание первых образцов нового инструмента (первоначально назывался просто "усовершенствованная шалюмо") напоминали тембр употреблялась в то время трубы, которая называлась "Кларин" (clarino), название которой, в свою очередь, происходит от лат. clarus - "Ясный" (звук). Эта труба дала свое название сначала регистра, а затем и всему инструменту - clarinetto (итальянский название кларнета) буквально означает "маленькая clarino". В течение некоторого времени шалюмо и кларнет употреблялись на равных, однако уже во второй четверти XVIII века шалюмо практически исчезает из музыкальной практики. Дело Деннера продолжил его сын Якоб (1681-1735), три инструмента его работы хранятся в музеях Нюрнберг а, Берлин и Брюссель. Все эти кларнеты имели по два клапана. Инструменты такой конструкции были весьма распространенными вплоть до XIX века, однако австрийский мастер Паура около 1760 года придал до двух клапанов, которые существовали, третий, бельгийский мастер Роттенбург - четвертый, англичанин Джон Хейл в 1785 году - пятый, наконец, знаменитый французский кларнетист и композитор Жан-Ксавье Лефевр около 1790 года создал классическую модель кларнета с шестью клапанами [3] [4].

К концу XVIII века кларнет становится полноправным инструментом классической музыки. Появляются виртуозные исполнители, улучшающие не только технику исполнения на кларнете, но и его конструкцию. Среди них следует отметить Ивана Мюллера, который изменил конструкцию мундштука, чем значительно повлиял на тембр, упростил предшествующего и расширил диапазон инструмента, по сути, создав его новую модель. С этого времени начинается "золотой век" кларнета.

"Немецкие" кларнеты
Чвертьтоновий кларнет Фрица Шюллера (1933 год)

Совершенствование кларнета продолжилось и в XIX веке: профессор Парижской консерватории Гиацинт Клозе и музыкальный мастер Луи-Огюст Бюффе (брат основателя фирмы "Buffet-Crampon" Дени Бюффе) успешно приспособили к кларнета систему кольцевых клапанов, изобретенную флейтистом Мюнхенской Придворной капеллы Теобальд Бемом и первоначально применялась только на флейте. Эта модель получила название "кларнет Бема" или "французский кларнет". Среди других выдающихся мастеров, принявших участие в дальнейшем улучшении конструкции кларнета, можно назвать Адольфа Сакса (изобретателя саксофона и широкомензурних медных духовых инструментов) и Эжена Альбера. В Германии и Австрии получили распространение так называемые "немецкие" и "австрийские" кларнеты, ведущие свое происхождение от инструмента с системой клапанов, сконструированной Иоганном Георгом Оттенштайнером (1815-1879) совместно с кларнетистом Карлом Берманом, который выпустил "Школу игры на кларнете" для этой системы . В 1900-х годах берлинский мастер Оскар Элери ( нем. Oehler ; 1858-1936) внес в нее небольшие усовершенствования. Традиционно такую ​​систему называют именно "системой Элери". Механизм немецкого кларнета отличается от французского и менее приспособлен для быстрой виртуозной игры. Мундштуки и трости этих кларнетов также делаются по технологии, отличается от французской. Считается, однако, что инструменты немецкой системы обеспечивают большую выразительность и силу звука [5]. В течение достаточно долгого периода кларнеты немецкой системы были широко распространены по всему миру, однако примерно с 1950-х годов начался переход музыкантов на кларнеты французской системы, и сейчас на немецких кларнетах играют в основном только австрийские, немецкие и голландские, а также сохраняя дань традиции - некоторые российские кларнетистов. Помимо систем Бема и Элери, существует еще несколько вариантов расположения клапанов на инструменте, в частности, в начале XX века фирма "Selmer" выпускала "кларнеты Альбера" (напоминали по строению инструменты середины XIX века), а в 1960-70-х годах - " кларнеты Марки ". Диапазон последних мог быть расширен вверх на октаву [6]. Тем не менее, широкого распространения эти инструменты не получили. Среди экспериментальных образцов различных конструкторов нужно отметить чвертьтоновий кларнет Фрица Шюллера, предназначавшийся для исполнения современной музыки.

Современный кларнет представляет собой довольно сложный механизм. Инструмент имеет около 20 клапанов, множество осей, рессор, тяг и винтов. Ведущие фирмы-производители музыкальных инструментов постоянно совершенствуют конструкцию кларнета и создают новые модели.


2. Роль кларнета в музыке

2.1. Классическая музыка

2.1.1. XVIII века

Кларнет около 1750 года, изображение энциклопедии Дидро и Д'Аламбера

Самый известный произведение с участием кларнета написано Альбертом Райсом [7] : два сборника арий неизвестного автора, написанных для двух одинаковых инструментов (среди возможных составов указываются и два кларнета) были опубликованы в Амстердаме между 1712 и 1715. В 1716 году Антонио Вивальди в партитуре оратории "Торжествующая Юдифь" указал применения двух инструментов, обозначенных как clareni. Предполагается [8], что композитор имел в виду именно кларнеты, таким образом, эта оратория может считаться первым известным случаем применения кларнета как оркестрового инструмента. В произведениях Вивальди кларнеты появляются еще три раза: в концертах RV556 ("Святой Лоренцо"), RV559 и RV560 (все они написаны в тональности до мажор) предусмотрены два инструмента, однако в последних двух произведениях у них нет самостоятельной партии (они лишь дублируют партии гобоев), а во второй редакции "Святого Лоренцо" кларнеты были исключены композитором из партитуры [9].

В первой половине XVIII века кларнет, будучи технически очень несовершенным инструментом с небольшим диапазоном и неровным звучанием, появлялся в оркестре лишь эпизодически. Среди таких произведений - месса Жана-Казимира Фабра (1720), оперы Георга Фридриха Генделя "Тамерлан" (1724) и "Ричард Первый" (1727), ряд произведений Райнхарда Кайзера.

Сольные выступления кларнетистов известны с начала второй половины XVIII века, хотя отдельные концерты происходили и раньше: в 1742 в газета Faulkner's Dublin Journal впервые упоминает выступления в Дублине венгерского музыканта по имени Чарльз (Кароль), игравший, кроме кларнета, на валторне (это был его основной инструмент) и гобое д'амур. В течение ближайших лет он с успехом концертировал также в других регионах Великобритании (последнее упоминание о его выступлении датировано 1755 годом) [10]. В это же время немецкий композитор Иоганн Мельхиор Мольтер (1695-1755) пишет для кларнета шесть концертов, которые считаются первыми в истории сольными произведениями для этого инструмента [11].

В конце 1740-х годов кларнеты появляются в оркестре Александра Ла Пуплиньера во Франции. Среди кларнетистов этого оркестра выделялся своим мастерством Гаспар Прокш, для которого, вероятно, написан Концерт Иоганна Стамиц, что в 1754-55 годах дирижировал этим оркестром [12]. Концерт Стамиц стал первым в истории, который был написан для "большого" кларнета in B и использовал весь применяемый на тот момент диапазон инструмента: более трех октав (концерты Мольтера предназначены для кларнета in D, который в современности считается малым, и используется преимущественно в верхнем регистре).

В 1758 кларнеты были введены в Маннгеймская оркестр - один из лучших в Европе того времени. Композиторы Маннгеймская школы, которые работали с этим оркестром, стали включать партии кларнетов в свои произведения, но преимущественно для замены или дублирования партий флейт и гобоя, лишь изредка поручая им самостоятельные партии.

Несмотря на все еще осторожное отношение к кларнета как к оркестрового инструмента (в большинстве оркестров кларнетист вовсе отсутствовали до 1780-1790-х годов), композиторы писали для него многочисленную концертную литературу. Известно не менее сотни композиторов XVIII века - авторов концертов для кларнета [13]. Среди них - Иоганн Стамиц и его сын Карл, Франц Ксавер Покорнs, Иоганн Ванхаль, Эрнст Айхнер, Леопольд Кожелух, Михаэль Гайдн, Франц Антон Хофмайстера, Игнац Плейель и многие другие. Часто как композиторов выступали сами кларнетист-виртуозы: Иоганн Генрих Бакофен, Франц Таушев, Йозеф Бер, Джон Мегон, Жан Лефевр, Мишель Йост. Йост считается основоположником французской школы игры на кларнете, является автором четырнадцати концертов. В 1770 году была написана первая в истории соната для кларнета, ее автором стал итальянский композитор Грегорио Широли [14].

Gnome-speakernotes.svg
Моцарт - Концерт для кларнета с оркестром A-dur, II часть


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.

Значительную роль в становлении кларнета как полноценного инструмента и расширении его репертуара сыграл Вольфганг Амадей Моцарт. Он познакомился с кларнетом, вероятно, в 1764 году, работая с партитурой одной из симфоний К. Ф. Абеля, а сам впервые использовал кларнеты в 1771 году в Дивертисмент KV113 [14], и потом еще в двух в 1773 году. В этих произведениях партии кларнетов относительно несложные: Моцарт мог рассчитывать только на наличие инструментов с простым пьятиклапанним механизмом. Только с начала 1780-х он начал более активно применять этот инструмент: все оперы, начиная с "Идоменей", предполагают использование кларнетов. В то же время Моцарт лишь однажды использует кларнеты в церковной музыке (в Kyrie KV341; в Реквиеме задействованы не кларнеты, а два бассетгорн), довольно редко - в симфониях (сначала только в № 31 и № 39, впоследствии кларнеты также были добавлены композитором в № 35 и № 40) и фортепианных концертах (№ № 22, 23 и 24). Кларнет появляется и в камерной музыке Моцарта: в Серенада для духовых KV361, KV375, KV388, квинтет для духовых с фортепиано KV452, Трио с альтом и фортепиано Es-dur KV498 (1787), Квинтет для кларнета и струнных A-dur KV581 ( 1789). Два последних произведения создавались в расчете на выполнение выдающегося кларнетиста, одного композитора, Антона Штадлера, и предполагали использование кларнета с расширенным диапазоном вниз. Несколько произведений, в которых предусматривалось широкое применение кларнета и бассетгорн, композитор не закончил [15].

Для Штадлера же Моцарт написал Концерт для кларнета с оркестром - последнее свое оркестровое произведение, закончен за несколько месяцев до смерти. Этот концерт, считается одним из лучших в репертуаре кларнета за всю его историю [16], был впервые выполнен Штадлер 16 сентября 1791 года в Праге.

В 1760-х - 1780-х годах кларнет вошел в состав придворных духовых ансамблей, так называемых Harmoniemusik, находившихся, как правило, из двух гобоя, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн (иногда с добавлением других инструментов). Такие ансамбли были очень популярны в то время и располагали широким репертуаром. Пути развития этих ансамблей привели в дальнейшем к формированию духовых оркестров и камерных духовых квинтетов (канонический состав - флейта, гобой, кларнет, фагот, валторна), где впоследствии кларнет занял значительное место.


2.1.2. XIX века

Наступление эпохи романтизма в музыке ознаменовался не только сменой музыкального стиля, но и улучшением возможностей музыкальных инструментов, в том числе и кларнета. Композиторы обратили свое внимание на усовершенствованный инструмент и создали ряд произведений, до сих пор входят в репертуар кларнетистов.

Gnome-speakernotes.svg
Вебер - Концерт для кларнета с оркестром № 2 Es-dur, финал


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.

Неотъемлемую часть кларнетового репертуара составляют произведения Карла Марии фон Вебера. Он впервые использовал этот инструмент для выполнения соло в марте 1811 года, когда, приехав в Мюнхен, познакомился с кларнетистом баварского придворного оркестра Генрихом Йозефом Берманом. Концертино Es-dur, написанное за несколько дней и выполнено Берманом 5 апреля, имело большой успех и в том же году Вебер написал два больших концерта для кларнета (f-moll, op. 73, и Es-dur, op. 74), а через некоторое время - Вариации с фортепиано B-dur, op. 33 и Квинтет со струнными в той же тональности, op. 34. Все они также были посвящены Берману [17]. Еще одно произведение Вебера - Большой концертный дуэт Es-dur, op. 48, - написано для другого выдающегося кларнетиста того времени - Иоганна Симона Хермштедта.

Вебером также приписывались найдены в 1943 году Интродукция и тема с вариациями для кларнета и струнного квартета B-dur, однако в 1976 Ульрих Рау доказал, что это произведение принадлежит перу Йозефа Кюффнера (1776-1856) и является одной из частей его квинтет, op. 32 [18]. Сомнительно авторство Вебера и в Дивертисмент для кларнета с оркестром, а также еще ​​одному Концертино [19]. Кроме того, композитор собирался написать третий концерт, но эти планы не осуществились.

Людвиг Шпор написал для кларнета четыре концерта и несколько других произведений. Они технически сложные и предусматривают не только виртуозную технику исполнителя, но и использование новейших на тот момент моделей кларнета. Первым их исполнителем стал Иоганн Симон Хермштедт. Джоаккино Россини в самом начале творческой карьеры, в возрасте 18 лет, написал два цикла вариаций для кларнета с оркестром, из которых известные Интродукция и тема с вариациями B-dur [20].

Среди менее известных и реже исполняемых произведений этого времени - концерты Саверио Меркаданте и Кароля Курпинський, камерные и концертные произведения Карла Готлиба Райсигера.

Как и раньше, некоторые кларнетист сами составляли для своего инструмента. Ярким примером является шведский музыкант Бернхард Хенрик Круселль, автор трех концертов для кларнета с оркестром и ряда других произведений. В жанре фантазий на оперные темы работали итальянские кларнетиста: Бенедетто Карулли (1797-1877), его ученики Эрнесто Каваллини и Луиджи Басси, а также Фердинандо Себастьяне, Доменико Ливерани, Гаэтано Лабанки и другие [14].

В камерной музыке кларнет использовали Л. ван Бетховен (Трио с виолончелью и фортепиано; Квинтет для духовых и фортепиано; Септет для струнных и духовых; дуэты для кларнета и фагота), Ф. Шуберт (Октет для струнных и духовых; трио "Пастух на скале" для голоса, кларнета и фортепиано), Глинка ("Патетическое трио" для кларнета, фагота и фортепиано), Ф. Мендельсон (Соната для кларнета и фортепиано, два Концертштюк для кларнета, бассетгорн и фортепиано), Р. Шуман (Фантастические пьесы для кларнета и фортепиано, "Сказочные повествования" для кларнета, альта и фортепиано). Антон Рубинштейн и Николай Римский-Корсаков написали квинтеты для одинакового состава: флейта, кларнет, фагот, валторна и фортепиано.

Gnome-speakernotes.svg
Брамс - Квинтет для кларнета и струнных h-moll, I часть


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.

Важную часть кларнетный репертуара эпохи позднего романтизма составляют произведения Иоганнеса Брамса. Композитор обратился к кларнета в поздний период творчества, причем до этого он не составлял ничего в течение года, решив завершить композиторскую карьеру. Познакомившись в 1891 с кларнетистом майнингенского придворного оркестра Рихардом Мюльфельдом, Брамс написал для него Трио a-moll с виолончелью и фортепиано и Квинтет h-moll со струнным квартетом, а три года спустя - две сонаты с фортепиано (f-moll и Es-dur ) [21]. Другие значимые произведения конца XIX - начала XX веков: написано под влиянием Брамса Трио d-moll Александра фон Цемлинського, Интродукция и рондо Шарля Видора, три сонаты Макса Регера.

Концертный репертуар для кларнета второй половины XIX века небогат. Можно отметить Концертштюк для кларнета с духовым оркестром Н. А. Римского-Корсакова (1878), Романс Р. Штрауса (1879), канцоны С. И. Танеева (1883), канцонетты Г. Пьерне (1888), два концерта И. Ф. Гуммеля [22].

Файл: Francesca Tchaik.JPG
Чайковский - Рассказ Франчески

С начала XIX века кларнет является постоянным участником симфонического оркестра. Его соло, как светлого и жизнерадостного, так и драматического характера, встречаются в произведениях Бетховена ( Четвертая и Восьмая симфонии), Вебера (увертюры к операм "Вольный стрелок" и "Оберон"), Шуберта ( Неоконченная симфония), Берлиоза ( Фантастическая симфония), Глинки (опера "Иван Сусанин", фантазия "Камаринская"), Мендельсона ( Шотландская симфония), Даргомыжского (опера "Русалка"), Вагнера (опера " Гибель богов "), Верди (оперы "Луиза Миллер", "Травиата", "Сила судьбы"), Брамса ( Третья симфония), Дворжака ( Девятая симфония), Римского-Корсакова (сюита "Шехеразада", оперы "Снегурочка" и "Золотой петушок"), Пуччини (опера "Тоска"), Сибелиуса ( Первая симфония), Глазунова (балет "Времена года"), Рахманинова ( Второй фортепианный концерт, Вторая симфония), Респиги ("пинии Рима"). Большие сольные эпизоды поручает кларнета П. И. Чайковский : в Первой, Четвертой, Пять и Шестой симфониях, симфонической фантазии "Франческа да Римини" (начало среднего раздела - "рассказ Франчески"), опере "Евгений Онегин", балете "Спящая красавица".


2.1.3. XX века

Gnome-speakernotes.svg
Стравинский - Три пьесы для кларнета соло


При проблемах с прослушиванием посмотрите в справку.

В XX веке кларнет остался одним из самых востребованных инструментов в музыке. Способность выражать самые настроения и чувства и техническая подвижность прежнему привлекали к этому инструменту внимание композиторов самых разных стилей и направлений.

Высокие технические требования предъявляются к оркестровым кларнетистом произведения Р. Штрауса, Равеля, Стравинского.


3. Строение кларнета

3.1. Кларнеты высокого строю

Кларнет со всех сторон

Корпус кларнета in B (а также in A, in C и малых кларнетов in D и in Es) представляет собой длинную прямую цилиндрическую трубку (в отличие, например, от гобоя или саксофона, имеющих конический корпус). Как правило, материалом для корпуса служит древесина благородного дерева (черное дерево Dalbergia melanoxylon или палисандр). Некоторые модели (предназначенные для учебных целей или для любительского музицирования) иногда делают из пластика. В 1930-е годы джазовые музыканты в поисках новых звучаний использовали металлические кларнеты, но такие инструменты не прижились. В то же время, например, в турецкой народной музыке металлический кларнет - один из основных инструментов.

В конце XX века, когда возникла проблема сокращения запасов черного дерева, некоторые фирмы стали выпускать кларнеты из смешанных материалов, сочетающих преимущества деревянных и пластиковых инструментов. Например, компания "Buffet Crampon" с 1994 года выпускает инструменты по технологии Green Line из материала, состоящего на 95% из порошка черного дерева и на 5% - с углепластика [23]. Обладая теми же акустическими свойствами, что и инструменты из черного дерева, кларнеты Green Line намного менее чувствительны к изменениям температуры и влажности, что снижает риск повреждения инструмента, кроме того, они легче и дешевле.

Кларнет состоит из пяти раздельных частей: мундштука, бочонка, верхнего колена, нижнего колена и раструба. Отдельно приобретут трость - звукоутворюючий элемент инструмента. Составные части кларнета герметично соединяются между собой, что достигается с помощью пробковых колец, слегка смазанных специальной мазью. Иногда корпус кларнета может быть цельным, не разделенным на части вовсе или разделенным только на две части (особенно в малых кларнетов). Полностью собранный сопрановый кларнет in B имеет длину около 66 сантиметров.

Составные части кларнета
Morceaux de clarinette.jpg
  1. Мундштук и лигатура;
  2. Трость;
  3. Бочонок;
  4. Верхнее колено (для левой руки);
  5. Нижнее колено (для правой руки);
  6. Раструб.

3.1.1. Мундштук

Мундштук с современной лигатурой и тростью

Мундштук - часть кларнета дзьобоподинои формы, в которую музыкант вдувает воздух. Обратная мундштука на ровной поверхности расположено отверстие, который во время игры непрерывно закрывается и открывается вибрирующей тростью - звукоутворюючим элементом кларнета. По обе стороны от отверстия находятся так называемые "рельсы" (rails), ответственные за ограничение вибрации тростника. Небольшой изгиб в их верхней части в сторону от трости называется "выемкой". Длина выемки, а также расстояние от свободного конца трости до верхушки мундштука ("открытость" мундштука) - основные характеристики, отличающие мундштуки друг от друга и влияют на тембр инструмента в целом. Различаться могут также форма отверстия для трости, угол наклона наклона верхней поверхности мундштука, характеристики используемого эбонита и другие. На современном рынке мундштуков представлен широкий ассортимент моделей, среди которых музыкант может выбрать подходящий вариант для нужных целей (сольное, камерное, оркестровое исполнение, джаз и т. д.).

На ранних этапах истории кларнета мундштук не был отдельной частью кларнета и переходил непосредственно в основной корпус инструмента, материалом для которого служило дерево (например, груша). С возникновением необходимости обособления мундштука от других частей кларнета, для него стали использоваться более прочные материалы: слоновая кость, металлы и др. появились во второй половине XIX века эбонитовые мундштуки вскоре стали по сути стандартом. Они наиболее часто используются в музыке всех жанров и дают широкие возможности управления звуком. Встречаются также мундштуки с стекла ("хрустальные"), относительно просты в эксплуатации и имеют более открытое звучание, а также из пластика (имеющих более низкой цене и менее богатым звуком), которые обычно используются при обучении. В Германии распространены мундштуки из твердой древесины. Независимо от материала, из которого сделан мундштук, его поверхность обычно шлифуется и полируется (кроме той части, к которой прилегает тростник).


3.1.2. Трость

Слева направо: трость кларнета in B, трость малого кларнета in Es, трость кларнета-сопранино in As

Трость (язычок) - звуковоспроизводящая (вибрирующая) часть инструмента представляет собой тонкую узкую пластинку, которая изготавливается из особых сортов камыши (Arundo donax). Трость прикрепляется к мундштука с помощью лигатуры (на жаргоне музыкантов - "машинки") - специального металлического, кожаного или пластикового хомутика с двумя винтами (новейшие модели лигатур могут иметь один винт, дает двунаправленное завинчивание [24]). Изобретение лигатуры приписывается Ивану Мюллеру и относится к первой четверти XIX века. К этому времени трость привязывалась к мундштука с помощью особого шнурка (на немецких и австрийских моделях кларнета такой способ крепления трости применяется до наших дней).

На самых ранних моделях кларнетов трость находилась сверху мундштука и управлялась верхней губой, но с конца XVIII века начался переход к исполнению на трости, расположенной снизу мундштука и управляемой нижней губой. Рекомендации к такому способу игры содержатся в учебных пособиях ряда известных кларнетистов того времени, в частности, Ивана Мюллера. Тем не менее, многие музыканты, среди которых был, например, известный английский кларнетист Томас Линдсей Виллмен, предпочитали старому способу выполнения почти до середины XIX века, а в Парижской консерватории официальный переход на преподавание с тростью под мундштуком был объявлен только в 1831 году.

Устройство для обработки тростей

Тростника продаются в упаковках, в соответствии со своей "твердостью" или, как говорят музыканты, "весом", которая зависит от толщины рабочей поверхности тростника. Некоторые музыканты с помощью специальных инструментов сами делают трости или переделывают уже купленные (до постановки производства тростей на конвейер так делали все кларнетист). "Тяжесть" тростника и характеристики мундштука взаимосвязаны.

В процессе использования тростника довольно быстро выходят из строя из-за износа волокон тростника. Срок службы тростника зависит от силы вдуваемого потока воздуха, "тяжести" самой трости, силы давления на нее и других факторов, и обычно не превышает месяца при ежедневных активных занятиях [25].

Тростника кларнета - хрупкий и тонкий устройство. Для предотвращения его случайного повреждения используется специальный металлический или пластмассовый колпачок, который надевается на мундштук, если инструмент долго не используется.


3.1.3. Бочонок

Бочонок

Бочонок - часть кларнета, соединяющая мундштук с основным корпусом инструмента (верхним коленом). Кроме эстетической и практической (в случае повреждения бочонок легко заменить на новый) функций, он также ответственен за настройку кларнета. Слегка выдвигая бочонок с корпуса или всовывая назад перед началом игры, можно изменять общий строй инструмента в пределах примерно четверти тона. Как правило, кларнетист запасаются несколькими бочонками разной длины, чтобы приспосабливаться к меняющимся условиям игры (температура, влажность воздуха и др.).

Часть клапанного механизма на нижнем колене

3.1.4. Верхнее и нижнее колено

Эти части инструмента расположены между бочонком и раструбом. На них находятся звуковые отверстия, кольца и клапаны. Сзади нижнего колена расположена специальная небольшая подставка, которая опирается на большой палец правой руки, который таким образом поддерживает вес всего инструмента. Пальцы открывают и закрывают отверстия на корпусе инструмента для получения звуков разной высоты. Непосредственно пальцами закрываются и открываются семь отверстий (шесть на лицевой стороне инструмента и одно - на обратной), для всех остальных используются клапаны. Элементы клапанного механизма связаны между собой сложной системой осей, рессор, тяг и винтов.

Раструб

3.1.5. Раструб

Изобретение раструба приписывается Якобу Дэннер (1720-е годы). Эта часть инструмента позволяет извлечь низкий звук (ми малой октавы) и улучшить интонирования других низких звуков, а также добиться большей точности соотношение между низким и средним регистрами. Раструб басетгорна и низших разновидностей кларнета делается из металла и выгибается.

3.2. Кларнеты низкого строю

Низкие разновидности кларнета (басетгорн, басовый и контрабасовый кларнеты) несколько отличаются по своей конструкции от обычных кларнетов. Кроме того, эти инструменты имеют большую длину (обеспечивает им ниже звуки), у них есть дополнительные части, которые делаются из металла (используются те же материалы, что и для саксофона и медных духовых инструментов) и для компактности изгибаются: "ес" (изогнутая трубка, соединяющая мундштук с основным корпусом инструмента - на месте бочонка) и металлический раструб. В низких разновидностей кларнета из металла может также быть сделан и весь корпус. Новейшие модели басовых кларнетов также могут иметь дополнительные клапаны, расширяющие их диапазон вниз.

Басовые модели кларнета снабжены особым небольшим костылем, который располагается под изгибом раструба. Костыль поддерживает массивный инструмент, не давая ему соскользнуть или упасть. Играют на басовых разновидностях кларнетов, как правило, сидя.


4. Акустика кларнета

Среди деревянных духовых инструментов кларнет занимает особое место по своим акустическим свойствам. Его звуковой канал представляет собой цилиндр ("закрытый" с одной стороны), наделяет его рядом отличий от других подобных инструментов [26] :

  • Нижние ноты, доступны кларнета, звучат на октаву ниже, чем у инструментов с такой же длиной канала - флейты и гобоя;
  • В формировании звука, особенно в нижнем регистре, участвуют почти исключительно нечетные звуки гармоничного ряда, предоставляет тембра кларнета специфическую окраску;
  • При первом предшествования (увеличении силы дыхания) происходит скачок звука сразу на дуодециму, а не на октаву, как у других деревянных духовых.

Именно невозможность на первых порах заполнить хроматическим звукорядом интервал дуодецимы замедлила вхождение кларнета в оркестр и привела к формированию у него сложнее, чем на других деревянных духовых, системы клапанов, а также многообразие самих систем и различий между ними. Добавление новых клапанов, тяг, винтов и других элементов механизма помогло расширению диапазона кларнета, но затруднило игру в некоторых тональностях. Чтобы избежать трудностей, музыканты используют две основные разновидности кларнета - кларнет in A и кларнет in B.


5. Техника игры на кларнете

фрагмент Вариаций Россини

Кларнет - виртуозный и технически подвижный инструмент. В технике легато он превосходит все деревянные духовые инструменты. На нем без предшествующего возможно выполнение пассажей в диапазоне дуодецимы, а также диатонической и хроматические гаммы, прыжки на большие интервалы. Кларнет пригоден и для экспрессивных мелодий широкого дыхания благодаря малому расходу воздуха. Инструмент способен дать огромную градацию звука от пианиссимо до фортиссимо. Тембр кларнета богат обертоны, придающие его звучанию блеск.

Слабым местом техники игры на кларнете некоторое время назад традиционно считалось стаккато, поскольку двойной и тройной удары языка на нем не применяются, а через достаточно плотные тростника многократное применение обычного одинарного стаккато изнурительное, что особенно проявляется в крайних регистрах, однако длительное совершенствование конструкции тростника и мундштука , а также повышение исполнительского мастерства современных кларнетистов практически свели эту проблему на нет [5].

Низкий звук, доступный кларнета - по написанию e (ми малой октавы), что звучит в зависимости от строя на тон или полтора тона ниже написанного. Некоторые современные инструменты изготавливаются с дополнительным клапаном, позволяющим извлекать es (ми-бемоль малой октавы). Другими способами, кроме как с помощью этого клапана, этот звук (встречается в партитурах Малера и Респиги, а также в некоторых сольных произведениях современных композиторов) на кларнете извлечь невозможно.

Верхняя граница диапазона кларнета, как и других духовых инструментов, не может быть определена точно. В большинстве школ игры на инструменте высоким звуком считается по написанию c 4 (до четвертой октавы), однако современные виртуозные исполнители способны добывать и более высокие звуки, а в оркестровых партитурах, наоборот, партия кларнета редко переходит за пределы середины третьей октавы.

Диапазон кларнета условно делят на три регистры : низкий (так называемый "регистр шалюмо"), средний ("регистр Кларин") и высокий. Регистры кларнета больше других деревянных духовых, отличаются друг от друга по своему характеру.

Нижний регистр ("шалюмо"), примерно соответствующий диапазона одноименного инструмента, начинается от самого низкого звука кларнета и заканчивается на звуке g 1 (соль первой октавы). Формирование тембра в этом регистре происходит с участием почти исключительно нечетным звуков гармоничного ряда, что придает его звукам мрачный характер, а в forte звонкий, металлический оттенок.

Средний регистр ("Кларин") охватывает звуки от h 1 (си первой октавы) до c ? (до третьей октавы). Эти звуки берутся с таким же аппликатурой, как и в нижнем регистре, но с использованием клапана дуодецимы. Регистр звучит светло и прозрачно и допускает градации силы звучания от едва слышимого pianissimo к мощному fortissimo, слегка напоминающий звук трубы (откуда и название регистра). В этом регистре написано большинство оркестровых соло кларнета.

Между регистрами шалюмо и Кларин находится несколько звуков, не имеют особой тембровой окраски и звучат тускло. Иногда их выделяют в отдельный регистр, в англоязычной литературе называемый "горловым" (throat register).

Высокий регистр включает в себя звуки выше до третьей октавы. Он звучит резковато и несколько крикливо, большинство звуков (особенно высоких) возможно выполнить только forte. В этом регистре используются различные варианты аппликатуры, а для достижения верной интонации нужно также сильное напряжение губ и большой расход воздуха.

В оркестровой и камерной литературе используются в основном нижний и средний регистр кларнета, где наиболее полно раскрываются выразительные возможности инструмента. Сольные произведения, ставящие целью выявить не только выразительность, но и технику владения инструментом, уже на ранних этапах включали в себя звуки всех регистров (например, Людвиг Шпор еще в 1808 году указал выполнения в Первом концерте звука до четвертой октавы).

В настоящее время основными видами семейства кларнетов является кларнеты in B и in A. Кларнет in B (в строе си-бемоль) звучит на один тон ниже написанных нот и является удобным для исполнения музыки в тональностях с бемоль при ключе. Кларнет in A (в строе ля) звучит на полтора тона ниже написанных нот и является удобным для исполнения музыки в тональностях с диез при ключе.

С увеличением количества ключевых знаков (в сторону диез для кларнета in B, в сторону бемоль для кларнета in A) появляются определенные трудности при выполнении определенных пассажей и трелей. В пособиях по оркестровки, написанных в XIX веке, приводились примеры особо тяжелых для выполнения построений, и композиторы, как правило, избегали их в оркестровых партиях своих произведений. Если требовалась модуляция на долгое время с диезнои тональности в бемольну или наоборот, предлагалось поменять инструмент на соответствующий за строем, для чего передюачалася пауза ( И. Брамс - Симфония № 3, первая часть; Ф. Лист - симфонические поэмы "Тассо", "Прелюд" и др.). Другим возможным решением было введение в оркестр инструментов в обоих строях (так поступил Н. Римский-Корсаков во вступлении к опере "Золотой петушок", где один из пассажей выполняет сначала кларнет in A, а в следующем такте то же пассаж, транспонированный на полутон ниже, играет на втором кларнете in B. Выполнение обоих пассажей на одном инструменте выглядело бы затрудненным).

В концертной литературе, где от солиста требуется большая виртуозность и лучше владения инструментом, композиторы свободнее распоряжались мелодической линией, однако и там модуляции в далекие тональности, неудобные для выполнения, встречаются редко.

Развитие исполнительской и композиторской техники в XX веке вызвало к жизни новые приемы игры на инструменте, среди которых - gilissando (заимствованное из джаза), frullato, чвертьтоновие интервалы, позже - выполнение нескольких звуков на одном инструменте одновременно (мультифоники), освоение сверхвысоких звуков (в четвертой октавы), а также различные звуковые эффекты - игра на отделенном от инструмента мундштуке, пощелкивание ногтем по корпусу кларнета одновременно с открытием-закрытием клапанов и другие (например в творчестве В. Рунчака - "Антисонаты № № 28, 29 и 53").


Литература

  • Благодатов Г. Кларнет. - М., 1965
  • Lawson, Colin. The Cambridge Companion to the Clarinet. - Cambridge University Press, 1995 ISBN 0-521-47668-2

7. Сноски

  1. Colin James Lawson. The Cambridge Companion to the Clarinet
  2. Hoeprich, T. Eric (1981). "A three-key clarinet by JC Denner". Galpin Society Journal 34: 21-32
  3. Каталог издательства Alphonse Leduc, 2003
  4. Существует также мнение, что Лефевр только перенял идею шестиклапанного инструмента, первые образцы которого появились в Германии ("Кларнет в перспективе времени")
  5. а б Чулаки М. И. Инструменты симфонического оркестра. - СПб.: Композитор, 2005
  6. Henri Selmer Paris (Фр.)
  7. Albert R. Rice The Baroque Clarinet. - Oxford: Clarendon Press, 1992. - С. 79. - ISBN 0195169549
  8. Albert R. Rice The Baroque Clarinet. - Oxford: Clarendon Press, 1992. - С. 81. - ISBN 0195169549
  9. Albert R. Rice The Baroque Clarinet. - Oxford: Clarendon Press, 1992. - С. 97. - ISBN 0195169549
  10. Weston, Pamela. Clarinet Virtuosi of the Past. - London, 1971
  11. Артемьев С. Е. Кларнетовый концерт в европейской музыке XVIII века: от Мольтера к Моцарту. - Нижний Новгород, 2007
  12. Albert R. Rice The Clarinet in the Classical Period. - Oxford University Press, 2003. - С. 150.
  13. Albert R. Rice The Clarinet in the Classical Period. - Oxford University Press, 2003. - С. 149.
  14. а б в The Clarinetist-Composers of Nineteenth-Century Italy: An Examination of Style, Repertoire and Pedagogy (Англ.)
  15. Полное собрание сочинений Моцарта, том VIII
  16. Comparing Published Editions of Mozart's Clarinet Concerto, K. 622 (Англ.)
  17. Eric Simon. Weber's Clarinet Compositions
  18. David Lindsey Clark Appraisals of original wind music: a survey and guide. - Greenwood Publishing Group, 1999. - С. 175. - ISBN 0-313-30906-X
  19. Полное собрание сочинений Вебера (Нем.)
  20. [Http:// www.musicweb-international.com/classrev/2002/Dec02/Rossini_Bassoon.htm Rossini Bassoon concertos [RH] Classical CD Reviews-Dec 2002 MusicWeb (UK)]
  21. George Toenes. Richard M?hlfeld
  22. David Lindsey Clark Appraisals of original wind music: a survey and guide. - Greenwood Publishing Group, 1999. - С. 195. - ISBN 0-313-30906-X
  23. Buffet-Crampon (Англ.)
  24. [Http :/ / www.vandoren.fr / en / ligaturesleather.html Лигатуры Vandoren] (Англ.)
  25. Трость / / Иванов В. Д. Словарь музыканта-духовиков. - М.: Музыка, 2007
  26. html Open vs Closed pipes (Flutes vs Clarinets)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам