Классификация мотоциклов

Question book-new.svg
Эта статья не содержит. Вы можете помочь улучшить эту статью, добавив ссылки на надежные источники. Материал без источников может быть подданных сомнения и удален. (Август 2012)

Классификация мотоциклов ( лат. classis - "Разновидность", и facio - "делаю, раскладываю") - распределение, выделение типа транспортного средства за определенными характерными признакам.

Мотоциклы классифицируются по разным критериям отбора.

По весом : легкие (весом до 150 килограммов), средние (весом от 150 до 250 килограммов) и тяжелые (весом более 250 килограммов).

По типу двигателя : двухтактные, четырехтактные, роторные, электрические.

По конфигурации двигателя: одноцилиндровые, двухцилиндровые (рядные, V-и L-образные, оппозитные), многоцилиндровые (рядные, V-образные, оппозитные)

По методами охлаждения двигателя ( воздушное, воздушно- оливкового, жидкостное).

По методу передачи усилия от двигателя к колеса ( цепная, карданная, ременная).

По количеству колес: двухколесные, трехколесные (мотоциклы с боковым прицепом (коляской), трайки), четырехколесные (квадроциклы).


Согласно назначения и особенностей внешнего вида современные мотоциклы, предназначенные для езды по дорогам общего пользования, подразделяют на следующие типы: дорожный мотоцикл (родстер), спортбайк, Стритфайтер, чоппер, круизер, кастом, туреры, эндуро, мотард т.д..

Дорожный мотоцикл, родстер (roadster) - наиболее универсальный, утилитарный тип мотоцикла, предназначен для езды преимущественно асфальтированных дорог. Особенности посадки на дорожном мотоцикле, характеристики двигателя и т.д. призваны сделать его максимально удобным в повседневном пользовании. Современный родстер может быть либо лишен всякого ветрозащиты, или оборудован небольшим обтекателем и ветровым стеклом. Наличие ветрозащиты приближает родстер до туристических мотоциклов и делает значительно привлекательнее для дальних поездок. Мотоциклетная продукция Советского Союза и социалистических стран поступала в продажу, была представлена ​​почти исключительно техникой этого типа. Представители: Yamaha серий FZ и XJ, Suzuki GSF Bandit, Honda CB Hornet т.д..

Классик, неоклассик - дорожный мотоцикл, который отмечается консервативными внешностью и конструкцией. Предназначен любителям "ностальгического" ретро-стиля (например, Ducati GT1000).

Спортбайк (sportbike) - мотоцикл, конструкция которого направлена ​​на достижение максимальной скорости. Большое внимание при этом уделяют аэродинамике, поэтому для спортбайков характерно развитое облицовки закрывает все основные агрегаты, и эффективный обтекатель. Для спортбайков характерна посадка, с сильным наклоном вперед, когда пилот почти лежит на баке, но руки при этом - расслаблены и едва касаются руля. Мотоциклы отличаются острым, точным управлением, оборудованы эффективными тормозами и форсированными, высокооборотных двигателями. Особенности конструкции, которые способствуют достижению максимального результата на треке, одновременно создают некоторые сложности при повседневной езде, особенно для неопытных мотоциклистов, а также делают утомительными поездки на большие расстояния. Представители - Honda серий CBR, Yamaha YZF-R, Suzuki GSX-R, Kawasaki ZX, Ducati 1198. Мощные спортбайки с объемом двигателя 1000 куб.см (для двухцилиндровых - до 1200 куб. См) часто называют супербайк.

Стритфайтер (streetfighter) - "уличный боец", мотоцикл для гонок по городским улицам. Важнейшая характеристика - разгонная динамика, возможность максимально энергичного старта с места. Главные агрегаты и системы (двигатель, ходовая часть) часто заимствованы у супербайков, но, в отличие от последних, ветрозащита здесь практически отсутствует. Напротив, характерный для этого класса агрессивно-техногенный дизайн предусматривает максимальную открытость всех агрегатов, с выставленными напоказ трубами и т.д.. Представители: KTM Duke и SuperDuke, Suzuki B-King, BMW R1200R

Чоппер (chopper) - тип мотоцикла максимально ассоциируется с байкерской субкультурой в ее американском варианте. Отмечается характерным внешним видом: заднее колесо меньше и шире переднее, низкое седло "ступенькой" (часто со спинкой для пассажира), вынесенные вперед подножки с педалями, высокий руль, бак каплевидной формы и т.д.. Двигатель - в основном V-образный двухцилиндровый, однако встречаются также оппозитные и одноцилиндровые. Особенности конструкции формируют специфическую посадку - низкую, удобную, с вытянутыми ногами. Главным для данного класса мотоциклов являются особенности внешности и соответствие канонам стиля, зато ходовые свойства (скорость, управляемость) считаются второстепенными. Относительно того, можно ли считать чоппер серийный мотоцикл промышленного производства, единого мнения нет. Однако среди серийных машин, имеющих ярко выраженные признаки стиля, можно назвать, например, Honda VT1300CX Fury или Harley-Davidson серий Dyna и Sportster.

Круизер (cruiser) - мотоцикл, стилистически близок к чоппера, однако отличается от него одинаковым размером переднего и заднего колес, большими размерами и массой и лучшей приспособленностью к дальним поездкам, нарпиклад: Yamaha XVS и XV ("Midnight Star"), Kawasaki VN ("Vulcan"), Suzuki Intruder, Harley-Davidson Glide и Road King.

Кастом (custom) - мотоцикл, изготовленный по индивидуальному заказу, с уникальной внешностью. Нередко кастомы ошибочно отождествляют с чопперами, на самом деле они могут принадлежать и к совершенно иным типам мотоциклов. Для современного кастомайзингу характерна преимущественная направленность на достижение внешнего эффекта, по принципу "искусство ради искусства", с игнорированием ходовых характеристик.

Эндуро (enduro). Изначально - мотоцикл для гонок по бездорожью или специальным трассам, подобными кроссовых на большие расстояния. Позже термин стал применяться для всех мотоциклов, которые по аналогии с автомобилями можно назвать мотоциклом повышенной проходимости. Мотоциклы этого типа предназначены для передвижения и асфальтированных дорог, и бездорожью, отсюда другое название класса - мотоцикл двойного назначения. Характерные признаки - большой клиренс, значительные ходы подвесок, защита агрегатов снизу, спицьовани колеса, резина с развитым протектором.

Мотард - своего рода "городской эндуро". Изготавливается преимущественно на базе мотоциклов двойного назначения путем замены колес на 17-и дюймовые переднее и заднее и установки шин с дорожным протектором, а подвески делаются жесткие. При этом геометрическая проходимость сохраняется, что позволяет преодолевать лестницы, бордюры и другие характерные для города препятствия.

Туреры (tourer) - туристический мотоцикл, предназначенный для дальних путешествий. Преимущественно туреры - дорогие аппараты с высоким уровнем комфорта, развитым ветрозащитой и большим количеством дополнительного оборудования: багажные кофры, подогрев рукояток руля, навигационные системы и т.д..

На стыке классов эндуро и туреры появились "туристические эндуро", отличающиеся от обычных мотоциклов двойного назначения большей массой и комфортом, а также лучшей приспособленностью к длительной езды асфальтовыми дорогами с некоторой потерей внедорожных свойств.

Сочетание свойств спортбайка и турера привело к возникновению спорт-туреры - мощных мотоциклов, предназначенных для длительной езды с высокой скоростью, преимущественно автомагистралями. Спорт-туреры отмечаются мощными двигателями и тормозными системами, однако, по сравнению с трековыми спортбайками, обеспечивают удобную посадку и вообще значительно более высокий уровень комфорта. К числу спорт-туреры принадлежат одни из самых мощных и самых скоростных серийных мотоциклов, которые за выдающиеся характеристики получили название гипербайкив.


Источники