Надо Знать

добавить знаний



Классификация танков



План:


Введение

В разных странах существуют различные классификации танков, в зависимости от военной доктрины и используемых технологий. Танки распределялись по массе, за вооружением, по назначению.


1. Типы танков

1.1. Танки Первой мировой войны

Танк Mark I "Самец" (1916 г.)

Первые танки появились в ходе Первой мировой войны. Танк Mark I, впервые использован англичанами в бою против немецкой армии, выпускался в двух модификациях: "Самка" ( англ. Female ) - С пулеметным вооружением, и "Самец" ( англ. Male ) - С пулеметом и двумя 57-мм пушками. Впоследствии свои первые танки разработали Франция, Германия и другие государства. Танки того времени распределялись прежде всего по массе: легкие, средние и тяжелые.


1.2. Танки 1930-1945 годов

После окончания Первой мировой войны опыта, необходимого для изготовления, - стратегии использования бронетехники, - военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись границы боевой массы легких и средних танков, которые продолжали постоянно расти.

1.2.1. Советская классификация

Линейные (общего назначения) танки по классификации, принятой в СССР :

1.2.1.1. Танкетка

К танкеток относились легкие боевые гусеничные одноместные или двухместные, бронированные, вооруженные пулеметом машины 1920 - 1930 -х годов, массой до трех тонн, предназначавшиеся для разведки и связи (например, Т-27).

1.2.1.2. Малый танк

В малых танков относились танки, имевшие массу до 5 т и вооруженные одним или несколькими пулеметами. Малый танк предназначался для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовался как средство связи и транспортировки. Большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград. В малых танков принадлежали Т-37, Т-38 и другие.

1.2.1.3. Легкий танк
M3/M5 "Стюарт" - самый массовый легкий танк в истории
Файл: Soviet Tank BT-5.jpg
Легкий танк БТ-5 (1933)

В легких танков относились танки, вооруженные малокалиберной пушкой и пулеметом, или пулеметами и имели боевую массу до 15 т (позднее - до 20 т). Масса танков относятся к легким в различные временные периоды колебалась в очень широких пределах: от 3,5-4 тонн в рамках западной классификации, не выделяла малые танки и 5 тонн в рамках советской, до 15-18 тонн для некоторых легких танков периода Второй мировой войны и 23 тонн для послевоенного танка M41. Легкие танки были основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя. В легких танков принадлежали Т-18, все модели БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk IV, M24 Chaffee, Panzer I, Panzer ИI, Panzer 35 (t), Panzer 38 (t) и другие.

Первый легкий танк, FT-17, появился на заключительном периоде Первой мировой войны, в дальнейшем легкие танки активно развивались в 1920-е годы, достигнув своего расцвета в 1930-е годы и пользуясь популярностью во многих странах из-за своей сравнительно малую стоимость как в производстве, так и в эксплуатации, а также высокой надежности. В большинстве стран до Второй мировой войны, легкие танки были основной или одной из основных сил танковых войск, однако во время войны и после нее, по ряду причин, легкие танки утратили свое прежнее значение и перешли в разряд узкоспециализированных машин. К концу XX века, легкие танки в основном исчезли из современных армий, однако большая их количество использовалось и все еще ​​используется странами, которые не могут по тем или иным причинам позволить себе более мощную технику.

Численность легких танков в мире на 2007 год {Military Balance 2007}
Танк Производитель Годы
производства
Количество
изготовленных
Численность
на 2007
Операторы
M3 "Стюарт" США 1941 - 1944 23 685 5 Парагвай
M24 "Чаффи" США 1944 - 1945 4 731 247 Тайвань Уругвай
M41 "Уокер Бульдог" США 1951 -? 1076 Бразилия Доминиканская Республика Таиланд Тайвань Уругвай
ПТ-76 СССР 1951 - 1967 около 12 000 более 1 313 Бенин Вьетнам Гвинея Гвинея-Бисау Индия Индонезия Замбия Республика Конго КНДР Куба Лаос Мадагаскар Никарагуа Россия Уганда
AMX-13 Франция Аргентина 1953 - 1985 около 890 Венесуэла Индия Индонезия Кот-д'Ивуар Марокко Перу Сингапур Эквадор
Тип 62 КНР 1960 - 1962 около 1 400 более 630 Бангладеш Вьетнам Камбоджа КНР Демократическая Республика Конго Республика Конго Мали Судан Танзания
Тип 63 КНР 1963 -? более 1 500 более 1080 Вьетнам Камбоджа КНР Мьянма
"Скорпион" Великобритания Бельгия 1971 - 1996 более 1800 1327 Ботсвана Бруней Великобритания Венесуэла Гондурас Индонезия Иордания Иран Ирландия Малайзия Нигерия ОАЭ Оман Таиланд Танзания Того Филиппины Чили
SK-105 "Кирасир" Австрия 1971 -? более 610 610 Австрия Аргентина Боливия Ботсвана Бразилия Марокко Тунис
Тип 82 КНДР 1980-е -? КНДР
"Стингрей" США 1987 - 1990 106 Таиланд

1.2.1.4. Средний танк
Средний танк Т-34-85

В средних танков относились танки, имевшие боевую массу до 30 т (позднее до 40 т) и вооруженные пушкой крупного калибра и пулеметами. Средние танки предназначались для усиления пехоты при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы противника. В средних танков принадлежали Т-28, Т-34, Т-44, Т-111, Т-54, Т-55, Т-62, M4 Sherman, Panzer IV и другие. Танк Panzer III, который советская историография относит к среднему от начала выпуска можно считать средним с большой натяжкой, так как ранние модели имели массу меньше 20 тонн и пушку явно небольшого калибра 37-мм, а поздние модели пересекли границу 20 тонн только благодаря простому навешивания дополнительных бронелистов , сама же машина осталась практически без изменений, что существенно влияло на скорость маневренность и другие показатели, аналогично, пушку калибра 50-мм нельзя считать пушкой большого калибра. Танк Panzer IV тоже по массе перешел границу 20 тонн лишь в серии "Е", а пушка хотя и была большой (75-мм) калибра, однако она была короткоствольным, что значительно снижает важность танке при борьбе с другими танками, из-за недостаточной бронепробиваемисть.


1.2.1.5. Тяжелый танк

В тяжелых танков относились танки, имевшие боевую массу свыше 30 т (позднее - 40 т) и вооруженные орудием крупного калибра и пулеметами. Существовали также тяжелые танки с несколькими орудиями разных калибров. Тяжелые танки предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укрепленной обороны противника и атаки его укрепрайонов. В тяжелых танков относились все модификации танка КВ, ИС-2, PzKpfw V Пантера (по немецкой классификации считалась средним танком - у немцев танки классифицировались по калибру орудий), Panzer VI "Тигр", PzKpfw VI Ausf.B "Королевский тигр" и другие.

Сверхтяжелый танк "Panzer VIII Maus"

1.2.1.6. Специальные танки

К специальным танками относились:

  • Артиллерийские танки для поддержки линейных танков, имели по сравнению с ними более мощное вооружения.
  • огнеметные танки, вооруженные огнеметами или оснащенные приборами дымопуска, предназначались для поражения живой силы и "огневых точек" противника, а также для постановки дымовых завес.
  • Инженерные танки использовались для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий.
  • Радиотанки были оснащены аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами.
  • Танки-транспортеры предназначались для снабжения линейных танков боеприпасами и горюче-смазочными материалами в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненых.

1.2.1.7. Сверхтяжелые танки

К сверхтяжелым танкам относились: танки массой более 80 тонн с большим количеством вооружения.

1.2.2. Франко-британская классификация

В Великобритании и Франции стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков:

1.2.2.1. Пехотный танк

В пехотных танков относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укрепленных позиций. Невысокие требования к скорости позволили конструкторам оснастить их броней мощнее, чем у среднего танка. Его главная цель - подавление или разрушение укрепленных огневых точек, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений.

По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжелым танкам. К началу Великой Отечественной войны в пехотных танков в СССР можно отнести легкий танк Т-26, который, однако, даже на тот момент не соответствовал по своим характеристикам защищенности настоящих пехотных танков до конца войны - тяжелый танк прорыва ИС-2. В европейской традиции в пехотных танков относятся английские " Матильда II" ( англ. Matilda II ) И "Черчилль" ( англ. Churchill ).


1.2.2.2. Крейсерский танк

В крейсерских танков относятся быстрые танки с легкой броней и небольшими пушками, для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения ущерба путем неожиданных атак. На практике в ходе Второй мировой войны эти танки оказались малоэффективными - это было вызвано в первую очередь тем, что командование не умело правильно тактически и стратегически использовать имеющуюся в их распоряжении технику и использовало мобильные и слабоброньовани крейсерские танки в роли пехотных, что вызывало огромные потери в технике. Единственной страной, которая успешно применяла чисто крейсерские танки в ходе Второй мировой войны, была Германия. Эффективность была достигнута в связи с высокой выучкой личного состава и грамотной подготовкой командного состава, что позволило немецкой армии одержать ряд значительных успехов в начале Второй мировой войны.

По советской классификации крейсерские танки можно было бы отнести к легких и средних танков, например танки БТ ( БТ-2, БТ-5, БТ-7 и другие. В немецкой традиции в таких танков можно отнести танки Panzer III. В англо-американской традиции примером крейсерского танка может послужить английский "Крусейдер" ( англ. Crusader ).

В начале 1930-х годов в СССР начинается производство быстроходных танков. Ряд исследователей относят эти танки к танкам развития прорыва. В рамках этой концепции отличилось КБ завода им. Коминтерна под руководством А. А. Морозова, последовательно разрабатывая это направление в танкостроении и создало следующую линейку образцов бронетехники: БТ-2 (1931), БТ-5 (1933), БТ-7 (1934). В дальнейшем, развивая концепцию быстроходного танка, КБ завода им. Коминтерна в 1939 году запустило в производство танк Т-34 образца 1939 года, который был во многом конструктивным наследником линейки танков БТ. Трофейные танки этого типа использовались вермахтом.


1.3. Танки второй половины XX века

Основной боевой танк "Абрамс"

Вторая мировая война дала сильный толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт ведения войны с участием бронетехники. Разработаны новые крупнокалиберные снаряды, новые виды брони, появился защите от радиации и оружия массового уничтожения, появился стабилизатор наведения и автомат заряжания, а также многое другое (см. Танк). Наряду с изменениями строения и назначения танков и бронетехники изменилась и система их классификации:

  • Легкие танки с появлением ракетного вооружения и крупнокалиберных танковых орудий разделились на две группы. Первая группа - средства поддержки пехоты (БМП, БТР), и вторая - противовоздушные и противотанковые ракетные комплексы.
  • Улучшение характеристик и изменение тактических качеств средних танков привело к превращению среднего танка на " основной боевой танк" .
  • Благодаря развитию ракетного вооружения тяжелые танки практически исчезли. Их заменили самоходные артиллерийские установки (САУ). При том что вес современных западных ОБТ соответствует весу тяжелых танков времен Второй Мировой, а вес отечественных после навешивания дополнительной защиты к этому весу вплотную приближается.

1.3.1. Основной боевой танк (ОБТ)

В настоящее время является основой современной танковой армии любой страны. Основное назначение: усиление пехоты и техники при всех видах общевойскового боя, прорыв укрепленных позиций, уничтожение огневых точек, техники и живой силы противника, быстрая организация оборонительных рубежей.

Современные ОБТ имеют мощные пулеметы и пушки, имеющие ракетное вооружение, хорошо защищены динамической и активной броней. Однако даже трудно бронированные современные танки очень уязвимы перед современными противотанковыми средствами (ракетное оружие, мины, ручные гранатометы), неоднократно показывали локальные конфликты.

Одними из первых ОБТ стали такие танки как Panzer VI и Т-34.


1.3.2. Плавающий танк

К плавающих танков относится серия советских танков ПТ, например, - ПТ-76, Спрут-СД. Вообще существуют три возможности "научить" танк плавать:

  • за счет водоизмещения его корпуса (по сути, танк-корабль);
  • с помощью внешних навесных понтонов;
  • используя раздвижные (похожие на гармошку) экраны.
Танки ПТ-76 на плаву

Первую плавающую броневую машину построили англичане. Это средний танк Д, прототип которого был создан в 1919 году под руководством Ф. Джонсона, двигался на воде при помощи перемотки гусениц. Аналогичные разработки велись и в Соединенных Штатах Уолтером Кристи в 1922 - 1927 годах. В серию ни один из них не был запущен. Наконец в 1929 году в Англии был построен разработанный фирмой Виккерс-Армстронг" по-настоящему надежный плавающий танк. Эту модель и можно считать родоначальницей всех последующих машин такого класса. Назвали ее танк-амфибия Виккерс-Карден-Ллойд типов А4Е11 и А4Е12. Плавал Виккерс за счет максимального облегчения веса, дополнительных баков (установленных под дном корпуса) и поплавков-надкрилков, прикрепленных над гусеницами. Винт приводился в движение валом от коробки передач. Повороты на плаву обеспечивались рулем. В России, в 1932 году был построен легкий разведывательный танк Т-37, а четыре года назад появилась такая модель - Т-38. Устойчивость танка на воде обеспечивалась только за счет формы корпуса - поплавки отсутствовали. Машина стала шире и ниже, что повысило ее остойчивость на плаву, а улучшенная система подвески позволила увеличить скорость и плавность хода, он был наиболее удачным среди плавающих танков 30-х годов и выпускался нашей промышленностью в 1939 года.

В ходе войны, в 1942 - 1944 годах, готовясь к десантных операций на островах Тихого океана и в Европе, американские специалисты создали серию плавающих боевых машин. Вся, созданная в этот период американцами, серия LVT не имела гребных винтов и руля поворота. А движение осуществлялось перемоткой гусениц. Машины серии LVT отличались хорошими мореходными качествами, но на суше были малоподвижны и (через слабое бронирование и большие размеры) очень уязвимы от огня противника. Выпущено их было много - порядка 18500 штук. Эти танки участвовали во всех десантных операциях союзников во второй мировой войне. Также более 1000 танков, а это преимущественно "Валентайн" и "Шерманы", - в годы войны были переоборудованы в плавающие при помощи системы Duplex Drive (DD), которая использовала раздвижной экран. Еще одним плавающим танком, разработанным в годы войны, был японский Ка-мы. Этот танк держался на воде с помощью понтонов, установленных спереди и сзади корпуса, - они напоминали после выхода на сушу. По своим характеристикам на суше он значительно превосходил американскую машину, хотя и терял плавучесть после сброса понтонов. Но, через общую отсталость японского танкостроения, - масштабы его производства очень невелики - всего 180 экземпляров.

После войны в СССР на вооружение взяли ПТ-76, разработанный в 1949 - 1951 годах под руководством Ж. Котина. Надежный, маневренный ПТ-76 послужил базой для бронетранспортера БТР-50П, который появился в 1952 году, он вмещал 20 солдат, позже, через 5 лет, разработали - БТР-50ПК. Создавали подобную технику и в других странах. Так, в 1970 -х годах в КНР стали выпускать Тип 63, прототипом которого был ПТ-76, но китайцы применили полусферическую башню с 85-мм пушкой, а корпус выполнили более высоким. Шведы, учитывая природные особенности своей страны, с 1971 года производили 15,5-тонный танк IKV-91, оснащенный 90-мм пушкой с лазерным дальномером и электронным баллистическим вычислителем и спаренным с ней 7,62-мм пулеметом. 295-сильный дизель, стоящий по диагонали силового отделения, обеспечивал скорость 67 км / ч на суше, а по воде он передвигался за счет вращения резиновых гусениц, верхняя часть которых была заключена в гидродинамический кожух. В наши дни быть только ПТ-76, американский M551 Шеридан, китайский Тип 63 и шведский IKV-91 способны с ходу, без подготовки и дополнительных приспособлений, преодолевать водные преграды.


См.. также


код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам