Клефтськи песни

Клефтськи песни ( греч. Κλέφτικο τραγούδι ) Сложились в Греции в конце 18 - начале 19 века, в период борьбы греков с Турцией за свою независимость. Клефтськи песни относятся к новогреческого народной поэзии.

Турецкое господство, длившееся несколько веков, однако не привело к значительному влиянию Османской империи на греческую культуру. Впрочем живое поэтическое слово существовало лишь в неписаному виде в народных песнях клефтив и маниотив, свободных жителей гор, избегали всякого подчинения. Авторство первого клефтських песен приписывается именно горным жителям островов, которые скрывались от турецких властей и получившие от иностранцев название "разбойников-грабителей". Европейская революционная молодежь начала 19 века создала клефтам ореол героической романтики.

Собственно клефтськи песни воспевают подвиги клефтив и их жизнь, полная приключений и преследований со стороны турецких властей. Обычно заодно со свободными клефтамы выступали против турок и Арматол (им турки поручали полицейскую охрану). Поэтому "Арматол" в песнях часто употребляется как синоним "клефты". С клефтских песен самые популярные "Букуваллас" (по имени старшего клефта, который был родом из Аркадии, он получил со своими отрядами блестящую победу над армией Вели, дедом знаменитого янинского Али-Паши), "Сулы" (воспевается коллектив сел во главе с крупнейшим из них - "Сулы", якеа вела на протяжении тридцати лет, с 1790 года, успешную борьбу с пьятнадцятитисячним войском янинского Али-Паши), "Даспи", "Братья Катсуагас", а также песни, посвященные Диакосу, легендарному клефту. Последний владел исключительными качествами, физическими и моральными, ему приписывается первенство в подготовке и осуществлении восстание против турецкого владычества. Диакосу как национальному герою в новогреческом истории ряд поэтов посвятили свои поэмы.

Народные клефтськи песни изобилуют турецкими и многими итальянскими словами, вошли в обиход греческого языка, существенного же влияния на построение стиха новогреческого песни иностранные соседи не имели. Насколько сильно росли революционные настроения среди новогрекив видно из героической заговора против турецкого господства, которая была организована фессалийцы из села Велестино - поэтом Ригас Велестинлиса. Заговор был раскрыт, а Ригас - расстрелян. Его "Пламенный гимн", хотя и не отличался большими художественными достоинствами, стал популярной песней новогрекив, а стихотворение:

"Лучше час свободы,
Сорока лет тюрьмы и рабства ... "

стал девизом борцов за независимость Греции.

Клефтська поэзия оказала влияние на целое следующее поколение новогреческих поэтов, так называемую, Ионическую литературную школу. К ней видносени последователей Дионисиоса Соломоса, а именно Георгиос Терцетис, Андреас Ласкаратос, Юлиос Типалдос, Герасимос Маркорас, Иаковос полилась, Георгиос Калосгурос. К поэтам героических сюжетов относится также и романтик Аристотель Валяоритис [1829-1879], поэзия которого в основе своей полностью выросла на клефтських песнях.


Источники