Надо Знать

добавить знаний



Климент Смолятич



План:


Введение

Климент (Смолятич) (Клим Смолятич, Климентий Смолятич, ? после 1164) - Митрополит Киевский и всея Руси, автор Послания и других, не дошедших до нас произведений.


1. Биография

Некоторые историки предполагают, что по происхождению с Смоленске. Однако, предположение, что Клим был белорусом, из Смоленска - безосновательное: "Смолятич" не определяет происхождение из Смоленска, это скорее фамилию по профессии (Смоляр) или имени отца (Смола) [1]. Монах Зарубского монастыря (на Киевщине). Был ставленником великого князя киевского Изяслава Мстиславича, по инициативе которого в 1147 г. Климент без участия Константинопольского патриарха, одним Собором Русских Епископов, был возведен в Киевские митрополиты 27 июня 1147 года. Он стал третьим русином (украинский) на кафедре после Митрополитов Илариона и Ефрема II в. В то время Киевская митрополия была митрополией Константинопольского патриархата, поэтому два епископа - смоленский Мануил (грек) и новгородский Нифонт (бывший Печерский монах) протестовала против постановки Климента без санкции Патриарха.

Это было время обострения княжеских усобиц; Климент разделил с князем Изяславом его политическую судьбу: когда в 1149 г. Изяслав был изгнан из Киевского стола Юрием Долгоруким и убежал в свою родовой удел Владимир-Волынский, вместе с ним вынужден был покинуть Киев и Климент. После того, как Изяслав вернул себе Киевское княжество, Климент тоже вернулся в Киев. После смерти Изяслава Мстиславича, когда великим князем стал его родной брат Ростислав Мстиславич, Константин оставался на митрополии; но в 1155 г. Киевский стол вновь занял Юрий Долгорукий и Климент был переведен в Владимир-Волынский 20 марта 1155 года.

Юрий Долгорукий с почестями встретил присланного из Царьграда митрополита-грека Константина. Информация, он проклял Климента и запретил к служению тех священников и диаконов, которые были рукоположены им, вряд ли соответствует действительности. Хотя отношения между двумя митрополитами были напряженными.

Климент еще дважды имел шанс вернуться на митрополию. После смерти Юрия Долгорукого, когда дети Изяслава Мстиславича позвали на Киевский стол своего дяди, Ростислава Мстиславича, они отстаивали перед Ростиславом кандидатуру Климента. Но Ростислав Мстиславич считал, что в Киеве должен был оставаться митрополит Константин. Между тем митрополит Константин умер, и по обоюдному решению князей решено было просить нового ставленника в Константинополе, что вскоре и прибыл на Русь. В 1163 г., после смерти митрополита-грека Феодора, уже сам великий князь Ростислав Мстиславич хотел сделать Климента митрополитом, ради чего посылал посольство в Константинополь; но на пути в Византию русские послы встретили идущего на Русь со свитой нового митрополита-грека и вынуждены были вернуться назад. Князь Ростислав, задобрений многими дарами царегородцив, отказался от своего замысла. Право поставлять на Русь митрополитов осталось за Константинопольским патриархом. С этого момента русские летописи перестают упоминать о Климента, дальнейшая судьба его неизвестна.


2. Творчество

От Климента дошло большое Послание к смоленскому пресвитерам Фомы ("Послание, написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру, истолковано Афонасием мнихом"). Это произведение убеждает нас в том, что летописные характеристики Климента как человека ученого и философа ("бысть книжник и философ так, якоже в Руской земле НЕ бяшеть ", Ипатьевская летопись под 1147 годом) были вполне справедливы. Из содержания Послания можно понять, что пресвитер Фома упрекнул Клименту в том, что он марнославиться своей ученостью, и, возможно, даже в излишней учености. В ответ Климент обрушил на своего адресата целый поток аллегорических толкований текста Священного писания, доказывая необходимость их постижения для духовного воспитания христианина. Со времен возникновения в Византии на заре христианства Александрийской школы богословия христианская культура продолжала разрабатывать аллегорический метод понимания библейской священной истории, состоит в том, что событие, осуществилась во времени, понималось как иносказание о содержании, находящегося вне времени. С Послание Климента видно, что его автор прошел хорошую школу византийской образованности, и вполне владел аллегорическим методом толкования Священного писания.

Об адресате Климента, смоленского пресвитера Фомы, известно только то, что дает контекст Послания. Он был смолянином и приближенным смоленского князя, которым, судя по времени написания письма, должен быть не кто иной, как князь Ростислав Мстиславич (Смоленский), будущий великий князь Киевский. Очевидно, знакомство Климента с князем Ростиславом было долгим и древним, потому что Климент называет смоленского князя своим "напрьсным" (т.е. пресным) господином. Примечательно, что Климент ссылается на какое-то свое "писание" до этого князя, что стало известно пресвитеру Фоме. Возможно, Климент каким-то образом задел в этом "писании" Фому; возможно, это был давний его оппонент.

Фрагмент переписки, дошедший до нас, между князем, Климентом и пресвитером Фомой дает нам представление о существовании на Руси открытой литературно-богословской полемики между княжескими дворами, в которой принимали участие целые общественные слои во главе с князьями: недаром Климент читал полученное им от Фомы послание "пред многими послушания и пред князем Изяславом"; возможно, и Фома таким же образом был ознакомлен с "писанием" Климента к его князя.

Послание дошло до нас не в первоначальном виде, а, как видно из заголовка, с наслоением толкований некоего монаха Афанасия, о котором ничего не известно. Однако текстологический и источниковедческой анализ позволяет предполагать, что этот последователь Климента был, всего скорее, его младшим современником, толковал послания через лет 20 после его создания; во всяком случае он жил не позднее XIII в.


3. Библиография

3.1. Список произведений

  • Послание Фоме (Послание, написано Климентом, митрополитом рускым, Фоме прозвитеру, истолковано Афонасием мнихом)
  • Послание к князя Ростислава Мстиславича Смоленского (не сохранилось)

3.2. Издание произведений

  • Никольский Н. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века. СПб., 1892;
  • Лопарев X. Послание митрополита Климента к Смоленску пресвитерам Фоме - неизданный памятник литературы XII века. СПб., 1892 (ПДПЫ, № 90);
  • Послание Климента Смолятича / Подг. текста, перевод и комм. В. В. Колесова / / ПЛДР; XII век. М, 1980. С. 282-289, 658-660;
  • Послание митрополита Климента Смолятича пресвитерам Фоме / / Эпистолярное наследие Древней Руси. С. 94-148.

Примечания

4.1. Критика

  • Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси Х-XII вв. СПб., 1913. С. 375-390;
  • Гранстрем Е. Э.. Почему митрополита Климента Смолятича называл "философом" / / ТОДРЛ. 1970. Т. 25.-С. 20-28;
  • Творогов О. В. Климент Смолятич / / Словарь Книжников. Вып. 1. С. 227-228.
Предшественник: Митрополит Киевский и всея Руси
1147 - 1159
Преемник:
Михаил ИИ Константин I


История Это незавершенная статья по истории.
Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив ее.

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам