Клод Анри де Сен-Симон

Сен-Симон, 1848

Клод Анри де Сен-Симон ( фр. Claude-Henri de Rouvroy, comte de Saint-Simon * 1760, Париж - ? 1825, Париж) - французский мыслитель, социолог, один из основателей утопического социализма. Подверг критике капиталистический уклад. Рассматривал производство как разумную цель любого общества. Командовал полком во время войны за независимость в Северной Америке ( 1775 - 1783). Предложенные Сен-Симоном реформы общественной жизни носили мирный характер, что исключало любое насилие. Он прокладывал надежды на просвещенного монарха (см. абсолютизм, просвещение).


1. Биография

Родился Париже, в старинной аристократической семьи, которая считала своим родоначальником Карла Великого. [1] Его отец служил у польского короля в должности начальника гвардейской бригады. Молодого графа воспитывали гувернеры, домашние учителя, среди которых был и знаменитый ученый энциклопедист Д'Аламбер. [2]

В 13 лет он сказал своему верующему отцу, что не желает говеть и причащаться, за что тот запер его в тюрьме Сен-Лазар. Весьма рано идея о славе как наиболее достойный побудительную причину человеческих действий вошла в его мировоззрение. Будучи еще юношей, он приказал лакею будить себя не иначе, как следующими словами: ?Вставайте, граф, вас ждут великие дела". [3]

Участвовал в Войне за независимость в Северной Америке (1775-1783 гг.) Во время Великой французской революции присоединялся к якобинцев и разбогател, наживаясь спекуляциями на национализированном имуществе погибших при якобинском терроре граждан. Однако богатство не задержалось долго в его руках. В период Директории (ноябрь 1795 - ноябрь 1799) Сен-Симон растратил награбленное и решил окунуться в философию. Недовольный буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил "исправить" ее результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества. Умер Сен-Симон 19 мая 1825 в Париже. Сен-Симон оказал большое влияние на передовую общественную мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде других стран. В России влияние идей Сен-Симона испытали декабрист Лунин, критик Белинский, Герцен, Салтыков-Щедрин. Под сильным влиянием идей Сен-Симона находился Огюст Конт. Учение Сен-Симона стало одним из источников научного социализма. [4]


2. Политико-правовые взгляды

Основой взглядов Сен-Симона, в том числе на государство и право, является его концепция исторического прогресса. Он делил историю христианства на четыре стадии:

1) с момента возникновения христианства - к V в. н. н.э.;

2) V-XIII вв.;

3) с XIII до 1789 p.;

4) с 1789 г.

Сен-Симон предсказывал коренные политические изменения в настоящем, четвертом периоде развития. Основы будущего общественного строя будут отвечать интересам огромного большинства населения, где восторжествует принцип божественной морали: "все люди должны видеть друг в друге братьев, они должны любить друг друга и помогать друг другу".

А. де Сен-Симон считал, что общество развивается постепенно от одной стадии к другой. Теологическую и метафизическую стадии вступает положительная ("золотой век"), которая делает всех людей счастливыми. На первых двух стадиях имеют место недовольство и противоречия между бедными и богатыми, но прогресс знаний и нравственности способствует развитию общества и создает предпосылки для наступления позитивной стадии. Другими факторами, которые способствуют прогрессу общества, по мнению А. де Сен-Симона, является выкуп земель у владельцев, отмена социальных привилегий, которые передаются по наследству, отстранение от власти феодалов (см. Латифундизм) и представителей среднего класса - юристов и военных и привлечение к управлению государственными делами промышленников (см. менеджеризм), которые, по его мнению, могут работать в интересах народа.

Введение новой, "позитивной стадии" истории, объяснял Сен-Симон, не требует разрушения традиционных государственно-правовых форм. Сохраняются институты монархии, правительства и представительниц ? ких учреждений. Но вся полнота светской власти сосредотачивается в парламентской Раде промышленников и ученых. Она превратит страну в единую централизованно управляемую промышленную ассоциацию. Она будет жить в разумно разработанного плана гор ? монийного развития всех классов общества. В ассоциации они составят три больших класса: земледельцы, фабриканты и торговцы.

Промышленники займут "первенствующее положение" в обществе. К ним Сен-Симон относит земледельца, кузнеца, слесаря, столяра, фабриканта, купца, извозчика, матроса торгового флота. Промышленник - "это человек, который трудится для производства или для доставки разным членам общества одного или нескольких материальных средств, удовлетворяющих их потребности или склонности". В промышленном обществе установят жесткую централизацию производства, дисциплину, защитят его от бесполезных затрат энергии и материальных средств, максимально повысят эффективность труда. Тем самым отпадает необходимость в обременительных для общества разного рода политических институтах со всеми их многочисленными учреждениями и должностями.

Политика и управления, писал Сен-Симон, будут сведены преимущественно к простому администрированию: управлению вещами и производственными процессами. Они доставят "людям наибольшую степень общественной и индивидуальной свободы", которые будут жить в божественной морали. Проповедь устройства такого христианского общества и составила содержание "нового христианства" - новой религии Сен-Симона и Сенсимонисти.

Важнейшая тезис философии истории у А. Сен-Симона такая: "Будущее состоит из последних членов ряда, в котором первые члены составляют прошлое. Следовательно, изучение развития человеческого разума в прошлом откроет нам путь, по которому он пойдет в будущее".

Считал, фундаментом развития общества есть определенная система взглядов и убеждений и сформулировал соответствующую закономерность: если господствующие в обществе взгляды и убеждения теряют доверие и перестают цениться, то существующий порядок разрушается. Утверждал, что к разрушению феодального строя вызвала победа идей Просвещения над теологией. Был убежден, что только новый уровень идей - "современные положительные науки? - могут создать надежный фундамент для постфеодального, индустриального порядка. Это произойдет тогда, когда на смену правящим классам - землевладельцам и духовенству - придет класс ученых, инженеров, художников, а также промышленников и предпринимателей.

Только всемерное развитие промышленности на основе эффективного использования научных принципов организации труда может лишить трудящихся от нищеты и страданий, вызванных подневольным положением и тяжелым физическим трудом. К таким принципам относил введение обязательной для всех производительного труда, обеспечение равных возможностей для применения своих способностей, создание плановой организации производства.

Частная собственность не мешает развитию общества, поскольку государство достигнет уровня централизованной управляемой промышленной ассоциации, которая функционирует на основании планов производства. Стабильности общества, по мнению мыслителя, должна способствовать жесткая дисциплина отдельных людей и социальных групп. В этом случае отпадет необходимость в политических институтах, значительных затратах общества на обеспечение свобод и права индивидов, т.е. благодаря активной деятельности центральных органов государства и жесткому администрированию будет обеспечено общую и индивидуальную свободу.


3. Основные труды

"Письма женевского жителя к своим современникам" (1802)

"Труд о всемирном тяготении" (1813)

"Взгляд на собственность и законодательство" (1818)

"Парабола" (1819)

"О теории общественной организации" (1819)

"О промышленной системе" (1821)

"Катехизис промышленников" (1823)

"Некоторые философские размышления для применения в XIX веке" (1825 г.)

"Об общественных организациях" (1825)

"Новое христианство" (1825)