Надо Знать

добавить знаний



Клод Леви-Стросс


Claude L?vi-Strauss.jpg

План:


Введение

Клод Леви-Строс (иногда случается написание фамилии Леви-Стросс; фр. Claude L?vi-Strauss * 28 ноября 1908, Брюссель, Бельгия - ? 30 октября 2009, Париж) - французский антрополог, этнограф, социолог и культуролог, основатель и создатель школы структурализма в этнологии, исследователь и компаративист систем родства, мифологии и фольклора.


1. Биография

Клод Леви-Стросс родился 28 ноября 1908 года в Брюсселе в семье бельгийского художника.

Изучал право и философию в Сорбонне. Также посещал семинары французского этнографа и социолога Марселя Мосса (Marcel Mauss).

После окончания университета и службы в армии преподавал в лицее.

В 1935 году вместе с женой Клод Леви-Стросс отправляется в Бразилии, где вскоре становится профессором университета в Сан-Паулу.

После завершения 1-го учебного года в университете Сан-Паулу супруги Леви-Стросс осуществляет исследовательскую экспедицию вглубь Бразилии до поселений индейцев кадиувеу и бороро. Этнографическую коллекцию, собранную во время поездки, было показано на выставке в Париже. Эта экспозиция вызвала значительный интерес, что способствовало Леви-Строссу в получении финансовой поддержки для продолжения полевых исследований.

Леви-Стросс возвращается в Бразилию, где организует новую путешествие к индейцам намбиквара и тупи-кавахиб, продолжавшейся более года.

Опыт и свои размышления относительно поездок в бразильских индейцев Леви-Строс выложит в научно-популярной книге "Печальные тропики" (первое издание вышло в 1955 году, принеся автору известность; в 1984 году переведена и издана в СССР русский).

В начале Второй мировой войны в связи с оккупацией нацистами Франции Леви-Строссу, еврею по происхождению, было опасно оставаться в Париже и во Франции в целом. Некоторое время он преподает в лицее в Перпиньяне (юг Франции), впоследствии профессор философии в Политехнической школе Монпелье, откуда освобожден с введением расистских ограничений.

Благодаря специальной программе по спасению европейских ученых, организованной Рокфеллера, Леви-Строссу было предложено место преподавателя в США ( 1940). В Нью-Йорке он читал лекции по социологии и этнологии в вечернем университете для взрослых. В Америке ученый общается со многими видными специалистами в области лингвистики, антропологии, этнологии и т.д., в первую очередь, с "отцом" американской антропологической школы Ф.Боаса.

В нач. 1945 года Леви-Стросс вернулся во Францию, но вскоре снова отправился в США, на этот раз уже как советник по культуре французского консульства в Нью-Йорке. На этой должности ученый находился в 1947 года. Следующий, 1948 года, Леви-Стросс вернулся в Париж, получил докторскую степень в Сорбонне за работы "Семейный и социальная жизнь индейцев намбиквара" и "Элементарные структуры родства".

В конце 1940-х - нач. 1950-х гг Леви-Стросс ведет активную научную и преподавательскую деятельность во Франции. Он руководит одним из направлений в Национальном центре научных исследований ( фр. Centre national de la recherche scientifique , CNRS), одновременно читая лекции и занимая должность заместителя директора по этнологии в парижском Музее человека. Также Леви-Стросс возглавляет пятая секция Практической школы высших исследований ( фр. ?cole pratique des hautes ?tudes ), Ранее управляемой Марселем Моссом. Под его руководством секцию религиозных исследований переименован в Секцию сравнительного религиоведения бесписьменных народов.

В 1952 году по заказу ЮНЕСКО Леви-Стросс написал работу "Раса и история", посвященную поликультурности мира и межкультурным отношениям.

В нач. 1960 года Леви-Стросс возглавил кафедру социальной антропологии в Коллеж де Франс ( фр. Coll?ge de France ). На базе этого учреждения ученый создал Лабораторию социальной антропологии с целью осуществления, в т.ч. и молодыми специалистами, исследовательской работы. В Лаборатории велась подготовка диссертаций, организовывались различные мероприятия, включая экспедиции в научных целях в самые отдаленные уголки планеты. Сейчас в учреждении сотрудничал интернациональный по составу коллектив специалистов.

В 1961 году Леви-Стросс вместе с лингвистом Эмилем Бенвениста и географом Пьером Гуру основал французский академический антропологический журнал "Человек" ( фр. l'Homme ), Что по концепции отвечал англоязычным Man и American Antropologist.

Клод Леви-Стросс, 2005

В 1971 году Леви-Стросс закиничив последний (4-й) том известной своей работы "Мифологикы" ( фр. Mythologiques ).

В 1973 году Леви-Стросса отметили высшей наградой интеллектуала Французской Академии наук.

Ученый был почетным членом многих научных обществ по всему миру, имел почетные научные звания Оксфордский, Гарвардского и Колумбийского университетов. Леви-Стросса было отмечено рядом национальных и международных наград и премий.

Даже на пенсии, будучи уже в преклонном возрасте ( 1990 - 2000 -нет гг) К. Леви-Строс время от времени продолжал публиковать свои рефлексии об искусстве, музыке, поэзии, участвовал в различных мероприятиях, конференциях и семинарах.

Клод Леви-Стросс скончался 30 октября 2009 года в Париже [1].


2. Концепция структурной антропологии

Изучая соотношение биологического (природного) и социального в человеческом поведении, Клод Леви-Стросс пришел к выводу, что первичным и основным в ней является наличие формальных структур взаимоотношений между людьми - таким образом на поведение человека наибольшее влияние имеют символические формы, традиции и ритуалы, принятые в конкретно этой культуре, так же принятия определенного формального способа общения - конкретного языка, что, собственно, может определить общественные институты и отношения в определенном социуме, способное, как моделировать и стимулировать их развитие, так и способно сдерживать его, консервируя определенный социальный уровень общества. Вместе ученый в коем случае не исключает влияния внешних факторов на развитие социальных групп.

Важным постулатом структурной антропологии Леви-Стросса стало толкование мифа и сакрального знания как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивых социальных структур.

Ученый даже сделал противоречивые поиски внесоциальный основы общественной жизни, сводя ее к вычислений и формализации стереотипов человеческого поведения. Несомненной заслугой Клода Леви-Стросса является междисциплинарность исследований первобытного общества и мышления доисторического человека, обработка огромного фактологического материала и выработки на его основе теории первобытного мышления как метафорического восприятия действительности на чувственном уровне.


3. Произведения

Украинским издание "Структурной антропологии" Леви-Стросса, К., 2000
  • La Vie familiale et sociale des indiens Nambikwara ("Семейный и социальная жизнь индейцев намбиквара" 1948).
  • Les Structures ?l?mentaires de la parent? ("Елементрани структуры споридености" 1949)
  • Race et histoire ("Раса и история", 1952)
  • Tristes tropiques ("Печальные тропики", 1955)
  • Anthropologie structurale ("Структурная антропология", 1958)
  • Le Totemisme aujourdhui ("Настоящее тотемизма", 1962)
  • La Pens?e sauvage ("Первобытное мышление", 1962)
  • Mythologiques I-IV ("Мифологикы" 1964, 1966, 1968, 1971)
  • Anthropologie structurale deux ("Структурная антропология-2", 1973)
  • La Voie des masques ("Путь масок", 1972)
  • Paroles donn?s ( 1984)
  • Le Regard ?loigne ("Взгляд звидалля" 1983)
  • La Poti?re jalouse ( 1985)
  • De Pr?s et de loin ( 1988)
  • Histoire de lynx ( 1991)
  • Regarder, ?couter, lire ( 1993)
  • Saudades du Brasil, ( 1994)
Переводы на украинский К. Леви-Стросс
  • Леви-Строс К. Структурная антропология. - М.: Изд-во Соломии Павлычко ?Основы?, 1997. - 387 с.
  • Леви-Строс К. Первобытное мышление. - К.: Украинский центр духовной культуры, 2000. - 324 с.

Примечания

  1. Claude Levi-Strauss, Scientist Who Saw Human Doom, Dies at 100 - www.bloomberg.com/apps/news?pid=20601088&sid=aY43vBHLDM6I (Англ.)

5. Источники и ссылки

Википедия содержат высказывания, автором которых является: Леви-Стросс Клод
  • Есипенко С. "Первобытное мышление" в творчестве Клода Леви-Стросса / / Первобытное мышление, К.: Украинский Центр духовной культуры, 2000, с. 3-11 (Рус.)
  • Философский словарь, М.: Политиздат, 1991 (6-е изд.), С. 216-17 (Рус.)

код для вставки
Данный текст может содержать ошибки.

скачать

© Надо Знать
написать нам