Ковроткачество

Ковроткачество - древний художественный промысел, широко распространенный в Украина.


1. История ковроделия

Ручная ковроткачество существует с тех времен, когда люди научились производить пряжу и ткани с волокнистых материалов. Родиной ковроткачества считается [[Персия]. Историки считают, что тогдашние восточные кочевники ткали плотные теплые полотна, чтобы иметь возможность быстро обустроить жилье. В условиях кочевой жизни защищали от ветра и песка, позволяли разделить помещение или украсить его. Трансформация практического полотна в произведение искусства началась, очевидно во времени, когда кочевники стали вести оседлый образ жизни.

Впоследствии, около 4000 лет назад, ковроткачество возникло в южной Туркмении. Изготовление ворсовых ковров было развито в Средней Азии, Китае, Иране, Месопотамии (северная часть Сирии) во II-III веке до нашей эры. Первые ковры были вышиты на льняном полотне с различными тематическими сюжетами. Разновидностью вышитых ковров были ковры с аппликациями.

Первый древний ковер, который дошел до нашего времени, был соткан более 2000 лет назад. Его нашел российский археолог Сергей Руденко в 1949 году во время раскопок царского могильного кургана в Пазырыкских горах Сибири (по месту раскопок получил название "Пазырыкского"). Он представляет собой шерстяное ворсовое полотно, сотканное с изображениями оленей, лошадей, грифонов. Ковер выполнен техникой узлового плетения, которая применяется и сегодня. Своей исключительной сохранностью ковер обязан тем, что согласно древней традиции пышно обставлять ценностями царскую усыпальницу, он был похоронен вместе со своим бывшим владельцем. Через некоторое время могилу по-варварски ограбили: вынесли почти все, кроме ковра. Идя грабители не закопали могилу. Вода и воздух, проникали в замкнутое пространство, создали условия, при которых ковер заморозился. Ныне хранится в Эрмитаже.

В XIV веке в Европе были осуществлены первые попытки создания ковров путем копирования технологий и рисунков с Востока. Позже, в XVII веке, под влиянием стилей, господствовавших тогда, и местных этнографических традиций появились свои оригинальные дизайны орнаментов, отличные от традиционных восточных. В древние времена ковры широко использовались в быту, а также во время военных походов.

Возникновение машинного производства ковров относится к XVIII веку. Первые ковровые фабрики были основаны в Англии в 1751 году в г. Киддерминстере и в 1755 году в Аксминстер. В 1806 году французский ткач с Лиона Жозеф Жаккард изобрел машину, на которой можно было ткать различные узорные ткани и ковры.


2. Ковроткачество в Украине

Украинский ковер с Бережанщини

Летописные источники свидетельствуют о расцвете ковроткачества в Киевской Руси во второй половине X-XII вв. В XV-XVII вв и особенно в XVIII в. ковры уже изготовляли во многих помещичьих мастерских, ковродельческих цехах, мануфактурах и фабриках Подолья, Волыни, Галичины. Чрезвычайно развилось в то время ковроткачество центральных, восточных и южных районов Украины. В барских килимарнях ковры производили крепостные, в мелких сельских, городских, монастырских мастерских работали ремесленники и монахи. Изготавливали здесь изделия различного назначения, в том числе и изысканные ковры для барских дворцов и казацких старшин. Часть продукции шла на экспорт. Итак, на протяжении длительного периода параллельно существовало несколько форм производства ковров для различных слоев украинского населения. Однако основная часть сельских и в значительной мере городских жителей удовлетворяла собственные потребности домоткаными изделиями. В конце XIX в. на украинских рынках наряду с местной ковровой продукцией появились значительно дешевле ковры фабричного производства, которые постепенно стали вытеснять из употребления домотканые изделия. В связи с широким распространением народного ковроткачества и затруднением сбыта ручнотканих изделий среди ткачей выделились самые ловкие, которые скупали у производителей ковры и выгодно перепродавали их потребителям. Деятельность таких коммерсантов-посредников отрицательно сказалась на состоянии ковровщика промысла, а затем привела к его упадку. Поэтому в конце XIX в. земства и интеллигенция принимали меры по возрождению народных художественных промыслов. Особенно результативной была деятельность Полтавского и Черниговского губернских земств, вследствие которой в Дегтярях (1898 p.), Кролевце (1895 г.) и других селах были основаны образцовые ковровые мастерские, артели и т.д.. Оказывалась помощь ткачам в производстве и реализации ковров. Организовывались экспедиции по селам для изучения и сбора редких образцов тканых изделий. В мастерских ученики получали профессиональное образование и впоследствии становились инструкторами, которые занимались ткацкими промыслами. На рубеже XIX-XX вв. во многих ячейках ковродельческих помыслов Подолья и Галичины были основаны частные мастерские и небольшие фабрики. Ковры, созданные по подольским и Прикарпатья традиционными узорами, отличались высоким художественным уровнем, пользовались большим спросом и массово экспортировались за границу. В с. Глиняны (на Львовщине) в 1889 г. на базе домашнего ткацкого промысла был основан "Ткацкое общество", а в 1894 г. - ткацкая школа для подготовки мастеров. Такое же общество было образовано 1882 и в Косово (Ивано-Франковской), при нем существовала профессиональная школа и мастерская (в то время здесь было 5 учителей и 25 учеников). В Коломые 1888 основан Гуцульская объединения кустарных промыслов, а в 1895 г. - школу народного промысла. В 1905 г. в результате объединения местных ремесленников ковровые мастерские появились в селах Арданово и Ганичи (на Закарпатье). В 20-х годах в городе Атаки (на Буковине) тоже была основана ковровые школа. На основе этих школ, обществ, многочисленных частных мастерских в 20-30-х годах XX в. во всех важнейших промышленных центрах Украины учреждались фабрики и художественно-промышленные объединения. До настоящего времени их деятельность не прекращается в таких центрах, как Решетиловка, Дегтяри, Глиняны, Косов, Коломыя и др.. Параллельно с фабриками художественных изделий ковры продолжают ткать в домашних условиях в некоторых традиционных очагах Полесья, Поднепровья и, главным образом, западных областей Украины (на Гуцульщине, Подолье, Буковине и т.п.). Сырьем для изготовления ковров издавна была шерсть, лен и конопля. Для основы использовали однотонную крепко скрученную льняную или конопляное, а затем хлопчатобумажную пряжу. Для утка подбирали разноцветную шерсть. Сейчас из-за нехватки сырья иногда применяют полушерстяные, синтетические и другие нити. Красили пряжу натуральными - растительными (из отваров трав, коры) и минеральными красителями и закрепляли их сывороткой, огуречным или капустным рассолом. Теперь пряжу красят химическими красителями и закрепляют кислотой, получая яркие цвета, которые, к сожалению, очень быстро линяют. На всей территории Украины существовали большие ковры и узкие длинные ковровые дорожки - налавники, залавникы, Скорце, вереты и плотные ворсовые одеяла. Ковровые изделия выполняли как утилитарные, так и эстетические функции. Сегодня в соответствии с современными потребностями меблировки жилья и бытовых запросов появляются такие новые виды ковровых изделий, как накидки на кресла, стулья, журнальные столики, телевизоры. Изготавливаются также ковровые комплекты для салонов легковых автомобилей и др.. Ткут ковры счетной ("счетной"), гребинковою ("кругляння") и ворсовой техниками. Счетную технику применяют преимущественно на горизонтальных станках. Она характерна тем, что цветные нитки закладывают в зев переплета с основанием по всей ширине ковра и прибивают их бердом. Существует несколько разновидностей этой техники: "Закладное", "в ячейку", "на косу нить". При "закладной" нити утка двух смежных плоскостей разного цвета поочередно закрепляют на одной общей нити основы. При ткачество "в ячейку" нити смежных плоскостей, огибая две соседние нити основы, соединяются только через несколько прокидок утка, и на границе стыка образуется щель - "глазок". Этими способами ткут ковры с геометрическими или растительными узорами, которые имеют прямолинейный ступенчатый силуэт. При тканье "на косу нить" нить одной цветовой плоскости закрепляют над смежной в нескольких нитей основы, в результате чего получают геометрический узор из косыми зубчатыми контурами. Гребинкова техника ("кругляння") состоит в том, что разноцветные нити прокладывают в зев не по всей ширине, а в отдельных участках изделия и прибивают их согласно плавных закругленных контуров узоров деревянной щеткой, расческой и т.п.. Эта техника создает широкие возможности ковроткачество с тонально-живописным трактовкой сложных по форме узоров и фонов. Ею изготавливали ковры преимущественно на вертикальных станках ("кроснах"). Ворсовая техника характерна тем, что в вертикально вытянутыми основе горизонтальными рядами вяжут узлы из кусочков разноцветной пряжи. При этом ворсовой нитью охватывают сверху две нити основы, огибают концами снизу одной нити основы и извлекают их изнутри на лицевую поверхность. Для закрепления узлов после каждого ряда вязанные ворса по всей ширине прокладывают несколько нитей утка, прибивают их плотно расческой и продолжают этот процесс в соответствии с узора и величины изделия. Этой техникой в ​​центральных и восточных областях Украины, в частности на Слобожанщине, ткали на вертикальных станках ворсовые ковры ("копии", "одеяла"). Итак, техника ткачества определяет характер узора. В левобережных, центральных и местами в западных областях Украины издавна изготовляли ковры преимущественно с растительным орнаментом. Сейчас их продолжают ткать на Полтавщине, Черниговщине и Киевщине. Больше всего таких ковров производят в Решетиловке, Дегтярях, Новых Санжарах и других очагах ковроткачества. Несмотря на сходство композиций, изделия каждого центра отмечаются своими характерными особенностями. Так, урешетиливських коврах наблюдается значительное разнообразие композиций с ритмическим укладом стилизованных и одновременно живописно трактуемых цветов, листьев, ветвей, которые легко и свободно стелются на светлом фоне. Центральная плоскость ковра окаймленная со всех сторон темной полосой, на которой сплошь заключены ветви или гирлянды цветов. Колорит сочный, образованный мягкими тональными переливами пастельных охристых, серовато-голубоватых тонов, которые сочетаются с незначительным количеством зеленых, вишневых, красных и желтых цветов. Композиции Дегтяревская ковров сравнению с решетиловский статичниши, формы растительных мотивов меньше детализированы, а цветовая гамма контрастная. В них ритмично Заключенные по вертикали или горизонтали единичные букеты в виде ветвей с цветами, бутонами, гроздьями винограда, фигурками птиц и т.п.. Обрамление шире и значительно проще орнаментировано, чем на решетиловских коврах. Центральное фон этих ковров темное (черное, темно-синее, бордовое, коричневый), а кайма света (охристо-желтая, кремовая или белая). Ковры с геометрическим орнаментом всего распространены в западных областях Украины. их продолжают производить на Гуцульщине. Характерной особенностью современных гуцульских ковров является членение основного поля на три, пять или семь частей и поперечно-полосатый уклад основных геометрических фигур. Это в основном ромбы с выступающими наружу удлиненными прямоугольниками или загнутыми крючкообразными элементами. Они сочетаются с меньшими одиночно расположенными мотивам - ромбиками, скосикамы, клиньями, которые графически четко выделяются на однотонном фоне изделия. Колорит построен на гармонии насыщенных звонких оранжевых тонов, контрастирующих с небольшим количеством белой, черной и зеленой красок. Традиции гуцульского ковроткачества наследуются и на Коломыйщине. Для коломийских ковров характерен тридильний уклад основных орнаментальных мотивов на сплошном фоне. Типичные для Гуцульщины геометрические мотивы лаконичные по форме, колорит мягкий, слаженно. Он базируется на сочетании теплых коричневых, охристо-золотистых, зеленых, терракотовых, серых и белых тонов. Композиции Глинянского ковров построенные на основе творческого усвоения традиций народного ковроткачества западного Подолья и Прикарпатья. Они родственны гуцульскими, но отличаются от них усиленной графичностью трактовка форм мотивов, преимущественно холодным зеленовато-песочным колоритом. Кроме общепринятого поперечно-полосатого уклада основных мотивов ромбов, здесь бытует расположения их в шахматном порядке или отличается центральное орнаментальное поле и кайма. На Закарпатье известным центром ковроткачества была Тячевщина. Здесь издавна ткачеством с геометрическим и стилизовано-растительным орнаментом. По сравнению с гуцульскими, тячивсььки ковры более усложненные по композиции. Кроме основных ромбовидных фигур с выступающими наружу крючкообразными элементами, распространены также разной величины замкнутые шести-и восьмиугольные фигуры с детальной разработкой внутреннего поля. Их располагают на сплошном фоне и обрамляют каймой, укладывают в поперечные полосы или в шахматном порядке. Наиболее употребительными являются контрастные сопоставления бордовых и темно-синих, красных и зеленых, фиолетовых и желтых с незначительным вкраплением серых, белых и розовых цветов. Традиции подольско-буковинского ковроткачества нашли свое воплощение на Хотинщине (Хотин, Атаки). Для хотинских ковров характерен преимущественно поперечно-полосатый уклад геометрических и геометризованной-растительных мотивов на совместном фоне. Доминирующими мотивами являются укрупненные ромбовидные и розеточные фигуры с детализированной разработкой внешних и внутренних контуров. У них острые зубчатые выступления сочетании с плавными крючкообразными завитками. Колорит создает сочетание черной, красной или вишневой, белой и серой красок. В наше время ковры продолжают изготавливать в домашних условиях во многих традиционных очагах ковроткачества. Значительная часть их производится в западных областях Украины (на Гуцульщине, Подолье, Буковине и т.п.). Их ткут для собственных нужд, на заказ и на сбыт. Эта форма производства ковров основана на глубоком и всестороннем освоении традиций каждого локального центра. Она связана с природным окружением, базируется на наследственности семейного опыта зависит от местных стереотипов. Художественный стереотип - это характерные для того или иного отделения мотивы, схемы их расположения, колорит, структура, фактура и др.. В домашнем ковроделии лишь в отдельных случаях наиболее одаренные творческие личности вносят определенные инновации в устоявшийся принцип художественного решения ковров. Параллельно с домашним изготовлением ковров действуют предприятия народных художественных промыслов в Решетиловке, Дегтярях, Глинянах, Коломые, Косове и других традиционных очагах ковроткачества. Здесь недавно производилась основная часть ковровой продукции. Несмотря на значительный творческий потенциал народных мастеров и художников, которые при создании композиций в основном опираются на лучшие образцы народных изделий, ковры фабрик уступают домоткаными в художественном отношении. Постоянное стремление предприятий повысить производительность труда за счет механизации, стандартизации и сужение ассортимента приводит к негативным последствиям - упрощение композиций, обеднение колорита.


См.. также

Литература

  • (Рус.) Ковры и ковровые изделия. Учебное пособие. - М.: Финансы, 2006. - 112 с.
  • (Рус.) Пугачевский Г.Ф., Семак Б.Д. Товароведение непродовольственных товаров. Ч. 1. Текстильное товароведение. - К.Ж НМЦ "Укоопосвита", 1999. - 596 с.
  • (Рус.) Поликарпов И.С., Стефанюк Е. М., Тимченко А. Изделия народных промыслов Украины. - М.: Издательство ЛКА, 2003. - 306 с.
  • (Рус.) Левин Л. М., Леошкович И. С., Саруханов С.Е. Художественные ковры СССР. - М.: Экономика, 1975 - 95 с.
  • (Рус.) Левин Л. М., Свердлин В.Н. Ковры и ковровые изделия. -М.: Госторгиздат, 1960. - 143 с.
  • (Рус.) Ермолов И. В., Палладов С.С., Левин Л. М. Текстильные товары. Ковры. - М.: Экономика, 1965.
  • (Рус.) Наумко В. И. и др.. Культура и быт населения Украины. - М.: Просвещение, 1991.
  • (Рус.) Жук А.К. Украинские народные ковры. - М., 1966.
  • (Рус.) Запаска Я. П. Украинское народное ковроткачество. - М., 1973.
  • (Рус.) Никорак А. И. Современные художественные ткани Украинских Карпат. - М., 1988.
  • (Рус.) Куско Г.Д. У источника украинского гобелена / / Октябрь. 1985, № 11.
  • (Рус.) Народные художественные промыслы СССР. Справочник. - К, 1986.
  • (Рус.) Стельмащук Г.Г. Вязание, кружево / / Народные художественные промыслы СССР. - М. 1986.
  • (Рус.) Горынь Г. И. Народные промыслы лемков Закарпатья / / Народное творчество и этнография. 1986, № 4.
  • (Рус.) Искусство Украины: энциклопедия. - Т.1. - М., 1995.
  • (Рус.) Станкевич Н. Украинские вышивки. - М., 1986.